Главные вкладки

    «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Широбокова Ирина Николаевна

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_igry.docx24.97 КБ

    Предварительный просмотр:

       В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

       В психологической и педагогической литературе имеется немало исследований игр детей раннего возраста (Н.М.Аксариновой, Р.И. Жуковский, С.Л. Новоселовой и др.).

       В играх детей третьего года жизни проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года – несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре.

       Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение.

      Дети этого возраста начинают отражать в игре свои впечатления и переживания. Задача воспитателя – содействовать тому, чтобы у них складывались правильные представления, формировались положительные качества.

       Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания. Действия, которым надо обучить малыша, воспитатель может проделать с куклами и другими игрушками, причем ненавязчиво, лишь влияя на воображение и чувства ребенка.

       Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для фантазии, изобретательности (лоскуты материи, картонные коробки, дощечки). Малыши быстро осваивают этот материал: лоскуты превращаются в одеяло или косынку, коробки  -  в кровать или кастрюлю. Необходимость подобного материала диктуется и тем, что в этом возрасте дети, как уже говорилось, сами заменяют в игре один предмет другим.

      Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Воспитатель должен уделять внимание каждому ребенку, следить за тем, чтобы он нашел себе любимую игрушку, чтобы ему было радостно и весело.

      Дидактическая игра «Оденем куклу» способствует появлению ряда игр: малыши не только одевают и раздевают кукол, но и укладывают их спать, кормят, поют, пляшут с ними. После дидактической игры «Прятки игрушек» дети охотно занимаются игрушечными зверюшками, причем игры были разного содержания: малыши водили гулять собачек, кормили их и т.д.

      Все это дает право утверждать, что дети третьего года жизни начинают объединять  в игре различные впечатления, сочетают подражание с выдумкой.

       Каково же основное содержание игр?

      Изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают, укладывают их спать, готовят им обед);

      Лечение кукол, зверюшек ( смазывают воображаемой мазью, делают укол, прослушивают, дают лекарство);

      Поездки на транспорте (составляют стульчики, берут в руки бруски, кольца от пирамидки – управляют машиной);

      Изображение животного (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики);

       Игры с песком (формуют куличики, зарывают игрушки в песок, а потом откапывают их);

       Игры со строительным материалом (дети строят горку, домик, мебель).

       Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети разговаривают по телефону, слушают, как тикают часы (подносят к уху колечко, говорят «тик-так»).

       Практика показывает, что игры детей 2-4 лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно, и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания.

       Пример: ребенок возит мишку и вдруг видит у другого малыша куклу: «Отдай, моя». Затем выбрасывает мишку и сажает в машину куклу.

      Несколько малышей начинают строить домик из кубиков, бросает машинку, берет куклу: «Здесь кукла живет».    

        Иногда игра возникает без видимой цели, но постепенно захватывает малышей и становится целенаправленной. Такое встречается в играх со строительным материалом. Один ребенок стрит домик. Другой малыш проделывает тоже самое, и они вместе начинают строить домики.

       Таким образом, строительные игры способствуют формированию самостоятельности, активности детей. Кроме того, они развивают воображение, что проявляется в создании конструкции (еще весьма примитивной), в изменении постройки, предложенной воспитателем.

       Несколько позже выделения воображаемых предметов в игре появляются роли. В некоторых случаях дети сначала распределяют роли среди игрушек, а уже потом себя наделяют ролью.

       Иногда ребенок, подражая взрослому, фактически разыгрывает роль, но не осознает себя действующим лицом, а другие дети эту роль понимают и называют.

       Пример: Марина на плите варит обед для кукол. «Ты что делаешь?» - спрашивает воспитатель. «Варю суп» - «А кто ты?» - Молчит. А рядом стоящая Карина отвечает: «Она повар».

       Ребенок не всегда может определить свою роль, но вопрос воспитателя заставляет его задуматься и понять, кого он изображает.

       У детей этого возраста много совместных игр, которые существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости – содержание игр слишком просто, однообразно. Детей объединяет общая цель (поездка на машине, лечение кукол), интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию.

      Практика показывает, что воспитатель может помочь при разделении ролей вопросами, а иногда и личным участием в игре.

      Участие в игре взрослого помогает детям лучше понять друг друга. Шоферу, который построил машину, воспитатель советует отвезти друзей домой, девочке, которая варит обед, - пригласить в гости подруг.

       Можно ли игры назвать творческим? Разумеется, такой фантазии, изобретательности, как у старших дошкольников еще нет. Но начатки творческой игры, несомненно, прослеживаются: делаются первые попытки объединения в игре разных впечатлений, передачи своего отношения к изображаемому.

       Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие. Расширяется их тематика (появляются игры в «магазин», «больницу», «театр» и т.д.), четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его выполнении. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение приобретают руководство и помощь взрослых.

      Повышается активность, восприимчивость детей: новая игрушка, зрительный образ быстрее и легче вызывают у них игровые ассоциации. На формирование игры большое влияние оказывает художественное слово. Например, игра в «сказку» возникает не только в результате инсценировки, но и после рассказывания сказки.

       Содержание некоторых игр естественно связано с хозяйственным трудом (мытьем игрушек, стиркой кукольного белья, уборка кукольного уголка и т.д.), с конструированием (коллективная постройка домов, широкой улицы для машины и т.п.).

       Все виды работ вызывают живой интерес у детей.

       Работа становится составной частью игры, обогащает ее содержание.

       Чтобы сделать игру более интересной и увлекательной, воспитатель использует различные методические приемы. Например, приготовление угощения для кукол начинается с маленькой инсценировки.

       Пример. К ребятам приходит кукла Таня и приглашает всех на день рождения. Когда кукла уходит, воспитатель обращается к детям: «Что вы подарите Тане?» ребята решили слепить из пластилина угощение (яблоки, печенье, конфеты) и разложить его в вазы и тарелки.

       Малыши работали с большим увлечением, проявляли много выдумки. Игровая цель сделала лепку особенно увлекательной.

       День рождения прошел весело, дети вместе с куклами пели и танцевали.

       Постройка улицы тоже может начинаться с инсценировки.

    Пример. К детям пришли матрешки и попросили построить для них дом. По образцу воспитателя каждый ребенок построил двухэтажный дом. Получилась длинная улица, на которой были посажены деревья.

       Детей радовали результаты своей работы: «Какая у нас красивая улица!»  Каждый поселил матрешку в дом, а затем состоялся общий, коллективный праздник.

      Таким образом, объединение детей этого возраста в игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру веселой и интересной.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  №23 «Ромашка»

    Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

    Выступление по теме:

    «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста».

                                                                     Воспитатель второй младшей группы

                                                        Широбокова Ирина Николаевна

       

    2010 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

    Цели и задачи:  ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

    консультация "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"

    игра  - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.........

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

    Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Самое активное развитие ребенка идет в игровой деятельности. Поэтому от того, как будет организован этот вид деятельности будет ...

    Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности.

    Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра з...

    Статья "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"

    Статья посвящена развитию игровой деятельности детей в раннем возрасте, как ведущей деятельности ребёнка. ...

    Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

    В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное в...