Главные вкладки

    Статья "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"
    статья (младшая группа) на тему

    Леухина Нелли Васильевна
    Статья посвящена развитию игровой деятельности детей в раннем возрасте, как ведущей деятельности ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья 22.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста.

    Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики.

    Успешное решение зависит от начального этапа педагогического процесса,

    Осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.

    Самые первые игры взрослых с детьми – «Прятки», «Ладушки» и многие другие включают в себя элементы условности, сочетающие словесное обозначение и несложные действия персонажа, которые взрослые многократно адресуют малышу. Он не сразу воспринимает такие игры как условные, поначалу его привлекает в них яркая эмоциональная окраска, возможность побегать, попрыгать, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, покачивает, подбрасывает малыша. В раннем возрасте основой становления является предметно игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

    Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учебе. Работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

    Начальный этап в игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции.

    Следующий этап игровой деятельности –отобразительная игра; для нее характерны действия, направленные на выявления специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

    В условиях содержательного (делового) общения со взрослым ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в сою игру.

    К двум годам игра малыша становится сюжетно – отобразительной, Меняется и ее психологическое содержание; действия ребенка, становятся предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно – ролевой игры.

    В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссёрские игры. По своей сути они сходны с сюжетно- ролевыми, так как, с одной стороны, отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среды, а с другой- несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам. Психологи Кравцовы определяют режиссерскую игру как индивидуальную. Ребенок играет сам, Но режиссерская игра предполагает несколько участников, и все эти роли он выполняет один. В психологическом развитии она активизирует воображение. Дает возможность придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу. Взрослый в режиссерской игре – зритель, который может задавать вопросы, удивляться радоваться или печалится.

    К трем годам малыш приобщается к образно – ролевой игре .Он упражняется перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку».

    Процессу перевоплощения помогают уголки ряженья.

    В этот период у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно –ролевой игры – основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

    В непрерывно образовательной деятельности большое место занимают дидактические игры, они используются и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В ней у познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в игру обязательно нужно вносить элементы занимательности.

    При обучении детей раннего возраста особенно эффективны игры с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками.

    Действия малышей с дидактическими игрушками приобретает игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.

    Предметная среда в группе должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате организуются зоны, специально предназначенные для этого. На столике расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в «больницу», «парикмахерскую», «магазин» и т.д. Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть как по одиночке, так и в небольшой группе. Все игрушки должны быть доступные.

    Детям удобнее всего играть в игровых зонах. Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство. Игра – это свободная деятельность, и каждый ребенок имеет право играть там, где ему нравится. Освоение более широкого пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.

    На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности, и способам действий с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того, что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки. Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение сосредоточиться на своей игре.

    Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи, умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми способствуют тому, что во второй половине третьего года жизни у детей наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные взаимоотношения вне игры.

    Список литературы:

    1. Воспитание и развитие детей раннего возраста.  Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
    2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
    3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
    4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
    5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
    6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
    7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....

    Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».

    В статье изложен материал по формированию игры у  детей раннего возраста. Игра-  это  процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...

    консультация "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"

    игра  - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.........

    Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"

    Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,  когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить  педагогический дар, веру и бесконечные воз...

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

    Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей раннего возраста. Самое активное развитие ребенка идет в игровой деятельности. Поэтому от того, как будет организован этот вид деятельности будет ...

    Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности.

    Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра з...

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста

    Особенности игровой деятельности детей раннего возраста В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное в...