Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
учебно-методический материал по теме

Третьякова Татьяна Семёновна

ФОЛЬКЛОР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_folklora_v_uchebno.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НОВЫХ ФОРМ, РАЗНООБРАЗИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА ДЕТЯМ


Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, Это забавляет и радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые- радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речи, формирует отношение к окружающему миру.

Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится. Перебираю пальчики Дениса и приговариваю:

Этот пальчик-дедка, 

Этот пальчик-бабка, 

Этот пальчик-папенька, 

Этот пальчик-маменька, 

А вот этот- наш малыш 

Зовут его Денис!

Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.

Беру Юлю за руки, приговариваю: «Ладушки-ладошки» «Сорока-сорока». Вижу, что это нравится девочке. И не ошибаюсь в своем предположении. Юля через некоторое время подходит ко мне и протягивает руки, «Ну что, сделаем опять ладушки?» - спрашиваю я. Девочка, довольная тем, что ее поняли, согласно кивает головой.

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следующие задачи:

- обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации:

- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.п. :

- создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

Прежде всего необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая хрестоматии, я обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала. Предпочтение отдавала таким художникам: Васнецов, Елисеева, Игнатьев, Скотина.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Я заучивала наизусть и, конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.

Ребята реагировали на потешки неодинаково. Так, если Артема, Юлю, Марину успокаивали потешки и с перебиранием пальчиков, то Саша, Сережа на эту патешку почти не реагировали. Я пробовала привлекать их к играм в сопровождена потешек. Сажала Сережу на лошадку и приговаривала :

- Еду, еду

К бабе, к деду

На лошадке 

В красной шапке.

Катая вместе с Вовой каталку-курицу или показывая заводную курочку, приговаривала:

- Курочка- тараторочка 

По двору ходит, 

цыплят водит,

Хохолок раздувает, 

Малых деток потешает.

Так приходилось учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей заика, скачущий по комнате под слова русской народной потешки!

- Скачет заика маленький 

- Около завалинки 

- Быстро скачет зайка, 

- Ты его поймай-ка.

Кристина и Эля первыми радостно бросались догонять зайку, а Артем хлопал в ладоши.

Я старалась с помощью потешки побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному: Миша, Марина, Света двигались с удовольствием, а Вову, Андрея, Зою приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей старалась растармашить, заставить двигаться под потешку. Я произносила бодро, с задором:

- Киска, киска, киска, брысь! 

- На дорожку не садись: 

- Наша деточка пойдет,

- Через киску упадет!

Ритмичный текст - потешки побуждал ребят к движению, создавал радостное настроение.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Игорю:

- Ай, лады, лады,

не боимся мы воды, 

Чисто умываемся, 

Маме улыбаемся.

Марине подготовила другую потешку. Помогаю ей умываться, произношу:

- Водичка, водичка 

- Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели 

Чтобы щечки краснели, 

Чтоб смеялся роток, 

Чтоб кусался зубок.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогала потешка и в процессе кормления. Света, Оксана, Эля, Ира ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желания есть, я произносила:

- Травка-муравка со сна поднялась, 

- Птица - синица за зерно взялась, 

- Зайка - за капустку,

Мышки - за корку, 

Детки - за молоко

Ира, которая сначала отодвигала тарелку, отказывалась от еды, бралась за ложку.

Не все дети охотно ложились в постель. некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. Марине, которая не хотела ложиться в постель, я ласково убаюкивающе говорила:

- Вот и люди спят, 

Вот и звери спят, 

Птицы спят на веточках, 

Лисы спят на горочках, 

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке, 

Детки все по люлечкам 

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

Андрюше, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, говорила другую потешку:

- Спи, усни, дитя Андрюшенька, 

Все ласточки спят,

Все касаточки спят, 

Нашему Андрюшеньке

Спать велят,

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю:

- Валенки, валенки, Невелички, маленьки,

- Опушка бобровая Маша чернобровая.

Трудно давалось умение одеваться самостоятельно Ире и Оле. Для них я часто приговаривала:

- Вот они - сапожки, 

- Этот - с левой ножки, 

- Этот с правой ножки, 

- Если дождичек пойдет, 

- Наденем калошки, 

- Этот-с правой ножки, 

- Этот с левой ножки.

- Вот как хорошо!

Использовала потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, Юля и Ира повторяли: «Баю- бающки- баю».Во время кормления кукол Виталий, Марина и Оксана приговаривали: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».

Потешки воспитывали у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Алешу поднимает Юля и приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Новые игрушки показывала детям, приговаривала потешки. Малыши играли, пытались, подражая воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки»

Однажды я взяла знакомую детям куклу - мальчика. Произносила потешки. Ребята смотрели, подговаривали, подпевали :

- Ой ты, сынок, 

Медовый сахарок,

Румяный пирожок, 

Березовый душок. 

(Подбрасывала Ваню вверх, опускала его на колени)

Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок!

(кормила куклу)

Лю-ли, лю-ли, лю-ли. 

Прилетели гули,

Стали гули ворковать, 

Стали гули хлопотать, 

Залетели в уголок, 

Зажигали огонек, 

Стали кашу варить 

Стали Ваню кормить, 

(Укладывала спать)

Спи-ка, усни, 

Дитя Ванюшенька, 

Все ласточки спять 

И касаточки спят, 

И куницы спят, 

И синицы спят, 

Нашему Ванюшеньке, Спять велят.

Я напевала колыбельную, а дети подпевали, делали имитационные движения: баюкали, сложив руки на груди.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – «Дочка моя» - куколка. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай»,учили их ходить и ритмично приговаривать ходушку :

- Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке, 

Топни, Катя ноженькой! 

Любуясь куколкой, дети ласково произносили:

Ротик- клюковка,

Носик –пуговка

Глазки- луковка,

дочка моя - куколка. 

В развлечении «Здравствуй, солнышко» ребята произносили слова:

Дождик, дождик, 

Полно лить, 

Малых детушек мочить.

Малыши шутливо грозили пальцем, затем звали солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко,

Ждут детки тебя,

Ждут малолетки.

Когда солнышко появлялось, малыши выражали свою радость возгласами, хлопками в ладоши.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появлялась бабушка- забавушка, они с интересом рассматривали ее костюм, корзиночку, которую она держала в руках. С восторгом встречали игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться с бабушкой - забавушкой, рассказывать ей о козе.

Каковы же результаты использования в работе детского фольклора?

Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным. 

Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в ДОУ»

В условиях коррекционного детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в коррекционном детском саду имеют свою специфику...

Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"

Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ №8

В опыте работы показана наиболее приемлемая работа с педагогами по использованию информационно- комуникационных технологий....

Доклад «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Доклад на педагогическом совете «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» из опыта работы....

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Конспект НОД по развитию речи по теме: Рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка" (вторая младшая группа)....

«Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»

Использование технических средств обучения  в учебно-воспитательной работе с дошкольниками :являются источником информации;рационализируют формы преподнесения  информации;повышают степень на...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...