Ямал - наш дом
занимательные факты

Каткилева Анна Аркадьевна

Данное мероприятие входит в профориентационную работу с детьми младшего и среднего и среднего школьного возраста. Поможет расширить знание детей о своем крае, создать условия для воспитания патриотизма и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yamal_-_nash_dom.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное  – развлекательное мероприятие

Цель: воспитание любви к Родине

Задачи:

- создать условие для воспитания чувства патриотизма

- расширение музыкального кругозора

- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за коллектив

- привитие норм культурного досуга

Участники: воспитанники разновозрастных групп, воспитатели, гости.

Оборудование и оформление: компьютер, проектор, плакаты, коробочка для тайных предметов, музыкальное сопровождение, микрофон, картонные рыбки, фломастеры и листы для записи.

Форма проведения: импровизированный поход по родному краю.

Ход мероприятия

Ведущая 1: Добрый вечер, уважаемые участники и гости праздника! Мы рады приветствовать вас в нашем зале.

Ведущая 2: За последние годы наши дружеские встречи стали хорошей традицией.

(Показ слайдов о Ямале)

Ведущий 1: Здесь край мерзлоты и болот комариных,

                     Зима здесь почти круглый год.

                     О крае Ямальском слагают былины,

                     Живет здесь особый народ!

Ведущий 2: Какие народности живут на Ямале?

Дети: (перечисление)

Ведущий  2: Какие народности называются коренными? Какие народы  ещё проживает на Ямале?

Ведущий 1: Север – очень своеобразная часть  нашей планеты.  Мы любим Север, он наш друг, наш помощник, а также наш дом! И ему так нужна наша забота и теплое отношение.

Ребёнок: Вы на карту посмотрите

                И Ямал на ней найдите

                Потому что здесь наш дом,

                Мы на Севере живём!

Ведущий 1: Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по бескрайним просторам нашего любимого Пуровского района.

Ведущий 2: центром нашего района является – наш любимый город Тарко-Сале. Мы отправимся путешествовать по маленьким посёлкам нашего района. Путешествие будет не лёгким, но в то же время интересным и познавательным.

Ведущий 1: Любая работа достойна внимания, оценена по заслугам. За всем происходящим будет наблюдать компетентное жюри.  Итак, с удовольствием членов нашей комиссии:

(представление жюри)

Ведущий 2: уважаемые гости праздника и наши путешественники, вас приветствуют самые маленькие жители Ямала!

(Выходят группа дошколят, исполняют танец «Маленькие оленята» )

Ведущая 2: дорогие путешественники! Вас ждут серьёзные испытания, но прежде чем начать путешествие, давайте поближе познакомимся с командами. На сцену приглашается команду № 1!

(представление команды «Полярная звезда»)

Ведущая 1: Под бурные аплодисменты приглашается команда №2!

(представление команды «Большая медведица»)

Ведущая 2: Дорогие путешественники, вы готовы в путь?

Дети: да!

Ведущая 2: Итак, первое задание – викторина.  Вопросы команде «Полярная звезда»

  1. Основное занятие населения тундры? (Оленеводство и рыбалка)
  2. Как называют оленя женского рода?  (Важенка)
  3. Жилище тундровика?  (Чум)
  4. Женская верхняя одежда?  (Ягушка)
  5. Как называются северные сани?  (Нарты)

Ведущая 1: Вопросы команде «Большая медведица»

  1. Ненецкая лодка – долблёнка?  (Колданка)
  2. Как называется ловушка для рыб?  (Мордушка)
  3. Мужская верхняя одежда?  (Малица)
  4. Как называется палка для управления оленей упряжкой?  (Хорей)
  5. Царь зверей на севере? (Медведь)

Ведущий 2: теперь проверим, знаете ли вы приметы народов Севера.

Задание для команды «Полярная звезда»

  1. Не мучай животное, а то будет  тебе … (беда)
  2. Не втыкай в землю острые предметы - … (земле больно)

Ведущая 1: Задание для команды «Большая медведица»

  1. Если у чума злая собака, то … (и хозяин злой)
  2. Не бросай в реку камни, - … (хозяин реки не даст рыбы)

А теперь каждая команда должна вспомнить приметы и по очереди пересказать нам, а жюри подсчитают,  сколько примет народов севера команды смогут вспомнить.

(Команды по очереди перечисляют приметы)

Ведущая 2: Какой основной язык среди коренных жителей в Пуровском районе? И почему?

Дети: (ненецкий язык,  потому, что ненцев больше)

Ведущая 1: Я хочу проверить, знаете ли вы ненецкий язык.

Вопросы  команде «Полярная звезда»

Мама - … (немя)

Снег -… (хыр)

Обувь - … (пема)

Орнамент - … (матамы)

Куропатка - …(кончеэй)

Ведущая 2: вопросы команде «Большая медведица»

Олень - … (ты)

Отец – (неша)

Утка - … (няпы)

Рыба - … (каря)

Собака - …(вэдяхку)

Ведущая 1: Молодцы! Хорошо знаете язык, отправляемся дальше.

Нас встречает деревня Харампур!

(звучит 1 куплет песни про Харампур)

Ведущая 2: Как море снег, сугробов гребни

                    Лежат загадками в дали,

                    А чум, как бы старик – волшебник

                    В оленей шкуре до земли.

Харампур нам подготовил загадки, команды должны их отгадать:

Загадки команде «Полярная звезда»

  1. Олень от них убегает, а они не отстают   (Нарты)
  2. Лес, не лес, туча, не туча, но по тундре кочует  (оленье стадо)
  3. Она, как оленья шкура, от моря до леса лежит, то рыжая, то зеленая, то белой становится вдруг (тундра)

Ведущая 1: загадки для команды «Большая медведица»

  1. Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет  (снег)
  2. Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлей становится  (северное сияние)
  3. Волшебник в железе посреди чума сидит – угостить может и укусить может  (огонь в печке)

Ведущая 2:   Молодцы ребята, смекалистые вы! А теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете города и сёла на Ямале.  За 5 минут команды должны написать названия городов и сёл на Ямале. А мы потом проверим, кто больше знает названий населённых пунктов.

Ведущая 1: А я хочу проверить знания у наших болельщиков, кто больше всех ответит на мои вопросы, тому будет приз!  

  1. Назовите водоплавающую  птицу, обитающую в наших озёрах, это превосходный пловец, может быть под водой до 2-х минут, ныряет в глубину до 3-х метров.   (гагара)
  2. …. (дополнительные вопросы)

Ведущая 2: Молодцы! Вы такие сообразительные, а наши команды уже подготовили свои ответы, с названиями  городов и сёл Ямала, послушаем их ответы.

(капитаны зачитывают названия городов и сёл, зрители слушают и если будет ошибка, то хором, говорят какого города  на Ямале нет)

С заданием справились, а команды отправляются дальше.

Предлагаю вам «Конкурс для охотников»

(слайды с фотографии  шкур животных)

Задание для команды «Полярная звезда»

Определить по фотографии -  шкуры  каких животных изображены на слайде?

Задание для команды «Большая Медведица»

Определить по фотографии – следы каких животных или птиц изображены на слайде?

Ведущая 1:  Молодцы ребята! Хорошие охотники! Прослушайте музыку и скажите, про какой посёлок поётся в песне?

Дети: (Халясовэй)

Ведущая 1: Как переводится название «Халясовэй»?

Дети: (рыбное место)

Ведущий 2: Следующий конкурс «Конкурс рыбаков»

Каждой команде выдаются по 6 рыбок, а команды должны написать названия рыб, обитающих в водоёмах Ямала.

Ведущий 1: Пока команды выполняют  задание, я проверю вас, дорогие болельщики, знаете ли вы пословицы и поговорки Севера

  1. С хорошим человеком в чуме … (тепло)
  2. Человек без имени, что лось … (без рогов)
  3. Свежемороженый сырок, что красивая … (девушка)
  4. Сильный человек не должен показывать свои … (чувства)
  5. Кто с полпути вернулся, тому не видать … (удачи)
  6. Правдивое слово дороже  дорогого … (подарка)
  7. Хороший человек несёт покой, а плохой - … (смятение)
  8. Без сказки жить, без соли … (рыбу есть)

Ведущая 2: команды готовы, послушаем, каких рыб они вспомнили.

(Представитель команды зачитывает названия рыб)

Молодцы, ребята! Видно, что вы хорошие рыбаки!

Следующий конкурс «Дары лета»

Осенью наш Ямал полон дарами.  Какие  вы знаете?

Дети: (грибы, ягоды, рыба, птицы…)

(слайды с фотографиями северных ягод)

Командам предлагаю по очереди называть ягоду  на слайде и рассказать, где это ягода растёт,  и в какое время лета собирают урожай.

Справились и с этим заданием! Молодцы! Зрители, бурные аплодисменты!

Ведущая 1: Я вызываю на  конкурс  капитанов команд.  Внимание! Загадочный ящик! Капитан команды подходит к ящику и, засунув руку в ящик, должен угадать, что это за предмет и для чего он нужен.

А теперь очень сложные вопросы для капитанов:

Вопрос для капитана команды «Полярная звезда»

Подумайте и постарайтесь объяснить, с чем связанно увеличение популяции медведей в Пуровском  районе.

Капитан: (медведи занесены в Красную книгу, на них охотиться нельзя)

Вопрос для капитана команды «Большая медведица»

Вспомните и ответьте, какие птицы, прилетая в Пуровский район, являются предвестниками тепла?

Капитан: (халеи)

Ведущий 1: Молодцы, капитаны! Все знаете! А теперь ещё один вопрос, на него нужно отвечать быстро, кто быстрее ответит, тот и выиграл.

Вопрос: Какое дерево, растущее в на Ямале, нельзя сплавлять по реке? Почему?

Капитан: (лиственница, тяжёлое дерево, тонет в воде)

Ведущий 2: Молодцы, капитаны! Не подвели свою команду! Хорошо знаете наш Ямал! Я предлагаю нашему жюри, подвести итоги.  А пока жюри работает, мы с вами споём песни наших любимых посёлков и городов!

(фонограмма с песнями северных городов)

Ведущая 1: наше путешествие подходит к концу, слово предоставляется жюри.

(жюри подводит итоги)

Ведущая 2: Вы сегодня проявили смекалку, находчивость, умение работать в команде, а самое главное показали свои знания о родном крае.

Ведущий 1: Старый закон Севера гласит: «Накорми и напои гостя всем, что имеешь.»  И прощаясь, ненцы говорят «С небом живите»

Ведущий 2: Живите в ладу с Богом, с природой, и с собой! Мы не говорим вам до свидания, а говорим ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!

 

«Ямал – наш дом»

Конкурсное – развлекательное мероприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

зимний спортивный праздник "Мы дети ЯМАЛА"

формирование навыков игры на улице в зиний период времени года...

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…» образование ямала электронный журнал №5 2014 год http://yamal-obr.ru/articles/na-karte-yamala/

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.        Задачи развития:Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгос...

развлечение ко дню Ямала "Наш Ямал!" на примере игры "Счастливый случай"

воспитание у детей чувства патриотизма, развитие знаний о своём крае...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Конкурсно-интелектуально мероприятие "Тайны Ямала " Посвящено 90-летию Ямала.

Данное мероприятие направлено на празднование посвященное 90-летию ЯМАЛА,формирование представления у учащихся о жизни коренных малочисленных народов Севера, населяющих ЯНАО, развитие познавательного ...