Проектирование среды, дружественной детям: методология, практики успешного решения
статья на тему

Фомина Дарья Алексеевна

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57.07 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для сборника научно-практических материалов.

Примерная тематика подраздела:

 Проектирование среды, дружественной детям: методология, практики успешного решения

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

В психолого-педагогической литературе и литературе по толерантности сформированы следующие условия формирования толерантности в дошкольном учреждении:
1.      Создание толерантного пространства дошкольного учреждения.
2.      Соответствующая целям и задачам толерантного воспитания подготовка педагога.
3.          Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
4.      Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

Первым условием является создание толерантного пространства, в котором каждый ребёнок, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищёно, и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром.

Теоретический анализ проблем формирования межличностных отношений детей разных национальностей показал сложность и многогранность организации процесса формирования отношений у детей, в условиях, когда воспитательно-образовательная среда ДОУ является поликультурной. Выявил, что специфика формирования отношений и общения заключается в основном в создании предметно-развивающей среды, в которой учитываются нюансы всех национальностей, существующих в ДОУ, в создании модулей объединяющих все культуры детей групп, в совместном участии, как в играх, ведущей деятельности старшего дошкольного возраста, так и в любой другой деятельности.

Проектирование предметно-развивающей среды является неотъемлемым требованием развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Проектирование предметно - развивающей среде для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста должно  учитывать следующие требования:

- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

- должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования;

- учитывает индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.

- учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

- учитывает возрастные и полоролевые особенности детей.

 В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано толерантное пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов .

 Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
При формировании положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях толерантной образовательной среды ДОУ, мы должны учитывать ряд психолого-педагогических условий:

 - возрастные особенности,

 - индивидуальные особенности,

- национальные особенности

- психолого-педагогические особенности предметно-развивающей среды.

Значимая роль в создании такого пространства принадлежит всему педагогическому коллективу. Необходимо создать в учреждении благоприятный социально-психологический климат как основу формирования толерантного пространства. Чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, религии, культуры, необходимы для людей, которые взаимодействуют с подрастающим поколением.

В целях создания поликультурной предметно-развивающей среды, осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Толерантность - дорога к миру». Главная цель проекта - воспитание детей старшего дошкольного возраста строится на принципах толерантного отношения к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.

Особенностью данного проекта является создание зон, обеспечивающих соответст вующие условия для физического, социально-личностного, познавательно-рече вого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом этнопедагогических традиций, .в котором отражены особенности традиционной предметной среды, использованы различные национальные формы. При формировании толерантных отношений между детьми разных национальностей мы поставили следующие задачи:

  • Создание  предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы интерес детей в получении ими знаний о разных народах, их национальных праздниках, играх.
  • Формирование  начальных познаний детей об отличительных особенностях, как национальностей, так и национальных культур в целом.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости в условиях многонационального коллектива воспитанников

Формирование  толерантных взаимоотношений у дошкольников возможно посредством различных средств:

традиции;

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественная литература;

игра, народная игрушка и национальная кукла;

декоративно-прикладное искусство, живопись;

музыка;

мини-музеи;

национальные кушанья.

подвижные игры, с использование национальных атрибутов;

проектная деятельность;

театрализованная деятельность.

Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня сформированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности. В установлении взаимоотношений между детьми.

На первом этапе необходимо провести работу по созданию предметно-развивающей среды, которая стимулировала бы интерес детей в получении ими знаний о разных народах, их национальных праздниках, играх. Побуждало желание узнавать больше о своей нации, и о нациях товарищей по игровому сообществу, прививало интерес к общению между детьми, стимулировало формирование положительных межличностных отношений между детьми разных национальностей.

Обогатить предметно-развивающую среду внесением известных и неизвестных детям инструментов, пособий, материалов: книги (сказки, рассказы, стихи литераторов разных народов), сюжетные картинки с изображением предметов быта, национальных костюмов, создать мини-музей «Куклы народов мира» и тому подобное.

В игровой деятельности разучить с детьми игры разных народов, способствующих формированию дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки между детьми.

Совместно с педагогами изготовить кукол, национальных костюмов для совместного разучивания с детьми пьес, инсценировок сказок, рассказов авторов разных народов; помочь детям в совместном разыгрывании этих сюжетов.

К имеющейся в наличии фонотеке добавить те музыкальные произведения разных композиторов, музыка которых будет отображать музыкальную культуру национальностей представленных в группах.

Заинтересовать детей участием в совместных народных праздниках, активизировать их желание участвовать в них.

На втором этапе использовать стимулирующее влияние взрослого  на формирование межличностных отношений детей в условии поликультурного ДОУ. Фоном такого влияния является отношение воспитателя к ребенку, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным, ненужным, неинтересным. Будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к совместной деятельности, вовлечению в эту деятельность отвергнутых детей, снижая их агрессивность по отношению к сверстникам. Способствовать созданию дружного детского коллектива, включающего в себя детей разных национальностей.

Если следовать выделенным правилам, соблюдать все педагогические условия, упомянутые выше и придерживаться педагогических требований, то все это способствует правильному формированию межличностных, толерантных отношений. Дети приобретут знания о национальностях, играх, праздниках.

Выявлена положительная тенденция в работе педагога с детьми в условиях поликультурного ДОУ, если эта работа ведется в духе толерантности и терпимости, все это способствовало улучшению положительного влияния на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет в рамках ФГОС....

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...

Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац

Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...