Развитие мировоззренческих представлений у дошкольников
план-конспект занятия по теме

Сычева Елена Жантагировна

Представлен практический материал по использованию программы М.В. Телегина "Воспитательный диалог" в рамках городской экспериментальной площадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovm.deyat-lyubov_k_lyudyam.doc32 КБ
Microsoft Office document icon sovm.deyat-krasota.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности детей подготовительной группы

на тему «Любовь к людям. Человеческие качества, достойные любви»

(по программе «Воспитательный диалог» М.В. Телегина)

  История  №22

Задачи:

1. Создать условий для рефлексии, осознания детьми своей любви к людям;

2. Развивать связную речь;

3. Помочь детям с помощью диалога пройти путь от эгоцентричного, эгоистичного, потребительского отношения к любимым людям к альтруистическому;

4. Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать собеседника, коллективно работать;

Оборудование:

Ноутбук, проектор, мультимедийная физминутка (автор С.Осипова),  мяч, ватман,  бумажное сердце, клей, сюжетные картинки, сердечки по количеству детей и картинки: богатырь, дворник, медсестра, доктор Айболит, комбайнер, внук помогающий бабушке, пограничник, помощник воспитателя.

                                                         Ход беседы

Собираю детей вокруг себя (круг). Предлагаю игру «Скажи мне, кого ты любишь?»

- Передаем мяч по кругу и называем объекты своей любви.

- Теперь такой вопрос: «Что вы любите?» (играть, конфеты, мультфильмы смотреть и т.д.)

- Какие образы вы представляете при слове «любовь»? (красивые, светлые)

- На что похожа любовь? (на сердце, радугу, солнышко)

- Как мы можем выразить любовь? (словом, действием, чувствами)

- Словом- говорим слова любви.

- Действием- делаем приятное своим близким.

- Чувствами- крепко прижимаемся к любимому человеку, целуем.

- Есть такое выражение: «Любовь- прекрасное, светлое чувство».

Предлагаю сесть на стулья и послушать историю №22. Прочитать два раза.

-Так за что мы любим своих близких?

-Если родители подарков не будут дарить, любовь ваша сохранится?

-Может не в подарках дело?

-А вас родители любят? А когда плохо себя ведете, огорчаете, любят ли?

-У кого дома есть домашние животные? Вы их любите? Сколько забот, хлопот они вам причиняют.      Почему же вы их любите? (они поднимают нам настроение)

-Вы любите родителей, своих близких, потому что они вам подарки дарят, всё покупают.

-А если у родителей нет денег на подарки, вы их разлюбите?

-Мама, папа заболели, что почувствуете? Неужели не поможете, не позаботитесь?

-Давайте сделаем вывод: за что мы любим родителей, родственников? (За то, что они наши близкие, единственные люди, которых любим за все и просто так)

-Вы хотите, чтобы люди относились к вам с любовью?

-Как вы должны относиться к людям?

- А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем веселую песенку и повторим движения, которые вы увидите на нашем «волшебном» экране. (Звучит детская песня «Две половинки», дети повторяют  увиденные движения, изображенные на мультимедийном проекторе)

После физминутки. Продолжаем беседу.

-Можно ли полюбить незнакомого человека? (Да)

-А почему мы должны любить этого человека?

-Человек, что хлеб печет или детей лечит. Какое вам до него дело? Он любви, уважения достоин?

На магнитной доске вывешены картинки.

-Можно ли полюбить этих людей, героев? Надо ли хороших, душевно красивых людей любить?

Дети высказывают свое мнение по каждой картинке.

Обращаюсь к тексту: «А если от человека для вас  пользы нет? В вашей душе зажжется свет? Вы сможете его полюбить?»

- Что значит «зажжется свет»? (это значит хорошо, радостно на душе)

-Вывод: Людей надо любить за их поступки.

-Давайте составим с вами пьедестал любви.

- В виде чего представим любовь? (в виде сердца)

-Перед вами картинки, вы должны выбрать, к кому бы вы проявили свою любовь, почему?

После выполненной коллективной работы, рассматриваем пьедестал любви. Дети объясняют, почему они сделали такой выбор. Высказывается каждый ребенок.

-А почему на столе осталась вот эта картинка? (изображен мальчик обижающий собаку)

Дети объясняют, почему они его не могут полюбить. Но, если объяснить мальчику, что нельзя обижать животных, поговорить с ним, подружиться, то он изменит свое поведение и будет хорошим другом.

- В завершении нашей  беседы, послушайте стихотворение М. Пляцковского, которое расскажут нам ребята.

             Не стой в стороне равнодушно,

             Когда у кого-то беда.

             Рвануться на выручку нужно

             В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Поблагодарить детей за активную беседу, за позитивный диалог и подарить каждому сердечко - символ любви к каждому собеседнику.



Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Красота. Многообразие красоты»

(по программе М.В. Телегина «Воспитательный диалог»)

 Задачи:

- формировать осознанные, дифференцированные, утонченные эстетические чувства;

- помочь осознать одну мысль: красота многообразна;

- воспитывать нравственные качества детей: красоту не только надо создавать, но и бережно к ней относиться.

                                                           Ход занятия

 Собираю детей вокруг себя.

- Здравствуйте, ребята. Какие вы у меня сегодня красивые, необычные!

- Вы считаете себя красивыми? (Да)

- Мы с вами не только красивые, мы еще и воспитанные. Что это значит? (не обижать друг друга, помогать, не перебивать)

- Мы очень красивые!!! Правда? А сейчас я вам предлагаю присесть на стулья и послушать историю про Свету:

   

  «Татьяна Юрьевна сажает нас в круг. Я глаза всех ребят увидела вдруг. Какая

же наша группа счастливая! Какие у нас ребята красивые! И пусть друг на друга  

мы не похожи. Каждый красив по своему все же».

- Вот, какая группа у Светы! Послушайте еще раз этот рассказ.

Вопросы по тексту:

- Чему удивилась Света? (что все дети счастливые, красивые)

- А что значит, быть красивым? (прическа, лицо, одежда, характер и т. д.)

- Посмотрите др. на др. Вы все похожи, как близнецы? ( Нет, мы разные)

- Что в Артеме красивого, а в Кате? (перечислить детей, чтобы о каждом было сказано; где-то дополнить самой)

- И наша Света, посмотрев на ребят, что решила? («Каждый красив по своему»)

- Получается, что мы все разные и красивы по-своему.

- Хорошо, о своей красоте мы поговорили. А кто хочет рассказать о красоте самого любимого и близкого человека?

        -Ваши мамы очень красивые?!

        -Красивы одинаковой красотой или «по-своему»? (у моей красивые глаза, улыбка и т.д.)

Вывод: каждый человек красив по-своему.

       Предложить детям подойти к магнитной доске, на которой 2 рисунка: мальчики. Один аккуратно одет, а другой в грязной и рваной одежде.

             

- Посмотрите на этих мальчиков - Сашу и Витю. Кого бы вы выбрали в друзья? (Сашу - он опрятно одет)

- Значит, не только люди красивы, но еще и одежда красива. Как надо относиться к своим вещам? (беречь ее)

- Хотите знать, почему Витя в такой одежде?

  Рассказать историю, как Витя спас котенка, вытащил из канавы и испачкал

  одежду.

      -    Можно ли Витин поступок назвать красивым?  Почему? (доброе сердце,

       любит животных)

     -   Человек красив, благодаря своим делам и поступкам. (Нельзя судить о

     людях по одежде, надо по поступкам)

   

Предложить детям подойти к магнитной доске и  присесть на стулья.

- Кто изображен на картинках, перед вами? (гимнастка, штангист, фигуристы). Можно ли это назвать красотой? А в чем красота? (в движении)

- Выберите любое понравившееся вам движение и постарайтесь изобразить его в игре «Море волнуется...»

              Физминутка:

- Море волнуется 1,2,3! Фигура в движении замри! (Повторить2-3 раза)

   Показать на ноутбуке красивые фото природы. Обсудить с детьми фото зимнего леса.

- Красиво? Что красивого в этой картине? (Снег укрыл землю и ветки деревьев. Все белым бело. Но, ветки очень хрупкие, нужно бережно к ним относиться)

Вывод: Природа - красива и прекрасна в любое время года. Её нужно беречь.

- Катя нам расскажет стихотворение С. Есенина «Белая береза».

- Красивое стихотворение? Спасибо, Катя!

- Красота присутствует в стихах, сказках, рассказах. А какой праздник приближается? (Новый год)

- А у меня скоро день рождения. Я не знаю, какой праздник самый красивый? А вы как считаете?

- Наши мнения разделились. Давайте с правой стороны встанут те, для которых Новый год самый красивый праздник. А слева те, для которых день рождения.

- Почему Новый год самый красивый? (наряжаются, подарки, сладости)

- Почему День рождения? (идет спор)

- Все праздники по-своему красивы.

- Ребята, я для своих малышей приготовила сюрприз. (Предложить осмотреть группу и догадаться, о каком сюрпризе идет речь; в углу стоит елка, без игрушек).

- Увидели! А чего не хватает нашей елочке? Давайте украсим ее игрушками. Вот мои малыши обрадуются. (Работа за столом: дети с помощью трафаретов, ножниц, цветной бумаги вырезают игрушки).

- Украсим нашу елочку. Красиво у вас получилось? И мне нравится. Спасибо вам  ребята, что помогли мне. Вот мои малыши обрадуются.

- Представим красоту в виде ромашки. Центр - это красота, а лепестки - формы красоты.

   Дети берут лепесток и называют красоту. Получилась ромашка.

           

Стихотворение «Красота живет везде!»

         Красота подобна чуду,                       В каждой капельке дождя

        Красота живет повсюду:                     Красоту встречаю я.

        Рядом с нами, вдалеке,                        В белой легонькой снежинке,

        В каждом маленьком  цветке.             В круглой лужице, в травинке.

                                         И в улыбке, и в привете,

                                         И в закате, и в рассвете,

                                         И в глазах любимой мамы-

                                         Доброй и красивой самой.

- Хочу поблагодарить вас за прекрасные, красивые слова о красоте. Надеюсь, что вы себя чувствуете замечательно.

 

 

               

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии...

развитие математических представлений младших дошкольников

Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять "природу" формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элемента...

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...

Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной группы. Развитие чувства времени у дошкольников.

Ознакомление с временными интервалами в 1, 3, 5, 10 минут с помощью песочных часов, секундомера.Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности.Обучение умению выполня...

Выступление на тему: «Воспитательный диалог как средство воспитания, развития мировоззренческих представлений детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Воспитательный диалог» - одна из первых в современной России программ, ориентированных на развитие мировоззренческих представлений. Что такое мировоззрение? Это система взглядов на ...

Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)

Перспективное планирование  по образовательной области познавательное развитие:  Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)...

Проект " У ПОЛЯРНОГО КРУГА" С использованием инновационной технологии «Воспитательный диалог» (Развитие мировоззренческих представлений у детей дошкольного возраста) М. В. Телегина.У

Задачи проекта:Формировать представление о жизни, культуре и традициях коренных жителей. Воспитывать уважительное отношение.Создать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как  к дея...