Как воспитать ребёнка духовно культурным.
консультация (старшая группа) по теме

Берсенёва Надежда Николаевна

Воспитание у ребёнка духовности, гармонии нравственных качеств,  душевной тонкости и способности к общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_rebyonka_dukhovno_kulturnym.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей на тему :

    «Как воспитать ребёнка духовно культурным».

         Воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны

                МБДОУ №3 д/с  «Тополёк» г. Лебедянь

Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к общению. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство-уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь,чтобы уважали тебя-уважай  других ; веди себя так,чтобы не вызывать у людей осуждения,неприязни.А.С. Макаренко указывал на то,что  «культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку долеко до грамонтности, когда он только что научился хорошо видеть,слышать и кое-как говорить.»

Итак,речь пойдёт о духовно- нравственном воспитании ребёнка. Термин «духовно- нравственное воспитание» определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания.ибо  с категорией духовности соотносится потребность познания мира,себя,смысла и назначения своей жизни.

Человек духовен в той мере,в какой он  задумывается над такими вопросами : насколько мой внутренний мир находится в согласии,в гармонии с высшими ценностями,духовной культурой человечества.Человек духовен в той мере, в какой он осуществляет внутреннюю работу по созданию этэтой гармонии. Стремление показать ребёнку,что наряду с внешним миром его окружающим есть и другой,внутренний мир человека-мир желаний,переживаний,чувств побуждает нас к стремлению

Релизовать те задачи нравственного воспитания,которые содействуют прежде  всего духовному развитию ребёнка.а именно:

1.формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами ( (желание жить по совести);

2.развитие способности понимать другого человека,сострадать,сопереживать,сочувствовать;

3.воспитание стремления к любви,добру, терпимости, мужеству в различных ситуациях;

4.воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в соих возможностях.

Эти задачи решаются поэтапно и конкретизируются для каждой возрастной группы. Известно,что нет

«взролых» и «детских» нравственных норм и понятий.Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень усвоения, конечно же,зависит от возраста.

В программу духовно- нравственного воспитания следует включить следующие понятия,как

«совесть», «осуждение», « зависть», «милосердие», «дружба и верность», «предательство»,

«прщение» и многие другие.

Как знакомить детей с такими сложными понятиями?

Например-  содержание темы  «Зависть» таково: «Зависть»  как сожаление о чужой удаче, счастье, успехе.Различные проявления зависти в повседневной жизни.Доброжелательность какпротивоположность зависти.Как можно приучить себя не завидовать другим.Как хотите,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и выс ними: радуйтесь вместе с радующимися,сочувствовайте плачущим,огорчённым каким- то несчастьем».

Целью темы «Талант» является воспитание веры в себя,в свои силы и возможности.В её содержание включены такие вопросы:

«Талант, дар- у каждого свой.Какие таланты бывают у людей.Любовь – самый главный талант любого человека.Что необходимо для развития своего таланта.»

Занятия по теме «Прощение», должны содействовать воспитанию у детей внутренней силы,стойкости в непростых ситуациях.Воспитатель обсуждает с детьми такие проблемы: что такое обида, почему мы обижаемся, замечаем ли как мы раним, обижаем близких, как мы понимаем слово « прощение»; зачем необходимо просить прощение и прощать.

Тема «Милосердие» имеет следующее содержание: «Что такое милосердие.Умеем ли мы видеть,когда другому трудно.Что такое жалость. Сердце наше способно чувствовать печаль,беду другого, мы должны прислушаться к голосу сердца».

Уже в раннем детстве ребёнок способен усваивать элементы нравственного поведения. В 2-3 года малыш способен проявдять элементарные чувства отзывчивасти,доброжелательности, симпатии, привязанности.Еслиего правильно воспитывают,он старается вести себя так,чтобы заслужить одобрение близких.

Пятилетнии дети могут оценивать свои и чужие поступки.У них появляются оценочные суждения особственном поведении : «Я себя вёл хорошо», «Своим поступком я огорчил бабушку». Он испытывает стыд за то ,что плохо себя вёл, за то,что обидел товарища или подвёл маму,не выполнив своего обещания и т. д.

Взрослые не должны допускать проявления таких качеств,как назойливость, развязность,лживость ,эгоизм,тщеславие ,тормозящих его развитие.К концу старшего дошкольного возраста удетей у детей проявляется ещё более высокая осознанность поступков. В период старшего дошкольного детства,когда понятия  « можно» и  «нельзя», «хорошо» и  «плохо» воспринимаются уже осмысленно,необходимо добиваться, чтобы ребёнок придерживался основных правил поведения как в прсутствии взрослых, так и в их отсутствии.

Какими нравственными установками он будет руководствоваться,зависит от его воспитанности.

Духовно-нравственное воспитание проводится как в повседневной жизни,так и на специальных занятиях.Например: занятия проводятся в старшей и подготовительной группе и делятся они на несколько этапов.На первом этапе –цель создание атмосферы благожелательности ,доверия и любви.Проводится ретуал приветствия.На втором этапе дети знакомятся с историями,сказками,притчами и т.д. Детям предлагаются вопросы для размышления, обсуждения, помогающие более глубоко вникнуть в смысл темы занятия.Педагог даёт почувствовать, что к их мыслям,мнению относятся с уважением,формирует умнение передать в слове свои ощущения,переживания, вырабатывает умение и желание быть лучше

Третий этап предполагает побуждение ребёнка к положительным поступкам через специальные игры.При необходимости проводится релаксация.

Духовно-нравственное воспитание требует гибкого,тонкого подхода.

                 Консультация для воспитателей и родителей на тему

                     «Как воспитать ребёнка духовно культурным»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как воспитать ребёнка трудолюбивым"

Консультация для родителей....

Консультация для воспитателей: «Как воспитать ребёнка валеологически культурным?»

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодол...

Как понять и воспитать ребёнка до школы?

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...

Как воспитать ребёнка счастливым

Воспиать ребёнка счастливым просто, если следовать екоторым правилам......

Как воспитать ребёнка ответственным.

Предложенный материал может являться консультационным для воспитателей дошкольных учреждений и родителей дошкольников....

Вежливые слова для ребёнка. Как воспитать ребёнка вежливым?

Все родители стремятся научить ребенка вести себя вежливо, объясняют, как важно производить приятное впечатление на окружающих. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила поведения, а у д...

Формирование духовно-культурных ценностей в многонациональной России у детей дошкольного возраста

Цель формирования духовно-культурных ценностей в многонациональной России у детей:- приобщение детей к культуре своего народа;- развитие национального самосознания;- развитие устойчивого интереса к по...