Методическая разработка на тему "Семья"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Вотинова Людмила Ивановна

Конспект занятия ориентирован на детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_votinovoy_l.i.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

  «Семья»

Методическая разработка.

Аннотация

Занятие построено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 17 «Чебурашка» г.Омутнинска Кировской области, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

        Одной из задач образовательной области «Социализация»  является формирование семейной принадлежности, на что и направлено данное занятие, ориентированное на детей среднего дошкольного возраста, 4-5 лет.

Занятие разработано в соответствии с федеральными государственными требованиями и адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

        В последнее время семья претерпела значительные изменения. Если раньше семьи были трехпоколенными, вместе жили и дедушки и бабушки, которые присматривали за своими внуками, то сейчас молодые люди в большинстве случаев предпочитают жить отдельно от своих родителей. Не всегда отношения складываются удачно. Россия – одна из лидирующих стран по количеству разводов. Это подтверждают данные Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций, в котором публикуют статистику разводов по всему миру (1). Мы не будем рассматривать причины разводов, остановимся на том, что семьи испытывают определенные проблемы, не только материального плана, но и построения правильных взаимоотношений: уважительного отношения друг к другу, внимания, поддержки…Общественность обеспокоена сложившимся положением,  поэтому в федеральных государственных требованиях и уделяется внимание вопросам формирования семейной принадлежности.

Цель данной работы: обеспечить формирование у детей  дошкольного возраста семейной принадлежности.

Задачи:

  1. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях). Дать представление о том, что семья – это все кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому выполняют члены семьи.
  2. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник.
  3. Развивать интерес к аппликации, давая возможность создавать разнообразные изображения домов.
  4. Воспитывать сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Новое направление в работе – организация совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, которая заключается в том, что ребенок равноправный участник деятельности и связан с другими взаимным уважением.

Необходимые условия совместной партнерской деятельности:

  1. Партнерская позиция воспитателя, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать что-то делать не боясь. Воспитатель включается в занятие наравне с детьми.
  2. Организация пространства таким образом, чтобы ребенок мог свободно выбирать рабочее место, перемещаться по группе.
  3. Организация продуктивной деятельности в соответствии с темой занятия и поставленными целями.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических условий.

Трудоемкость применения методической разработки.

Работая над данной темой, использовала рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста автора-составителя Клековкиной Т.П., канд. пед. наук, старшего преподавателя кафедры дошкольного и начального школьного образования КИПК и ПРО. Модернизация занятия касается учета совместной партнерской деятельности с детьми,  в чем и заключается трудоемкость применения данной разработки.

Основная часть – технология опыта работы с детьми по теме «Семья».

Методы и приемы работы:

  • Положительный настрой детей на занятие, создание атмосферы заинтересованности;
  • Использование информационных технологий;
  • Игровые приемы – позволяющие поддерживать интерес детей на занятии и работоспособность;
  • Обращение к опыту детей;
  • Организация практической деятельности.

Длительность занятия  соответствует  возрасту детей и определена СанПи

(20 минут).                                Структура занятия:

Выделяются три части: организация детей, основная, окончание занятия

Организация детей на занятие. Цель: настроить детей на занятие, заинтересовать, мотивировать на деятельность.

Основная часть. Цель: решение поставленных задач. Формулировка проблемы, привлечение детей к ее решению. Беседа с детьми об обязанностях родителей и детей в семье.

Игра «Как тебя зовут? Где твой дом?»

Игра «Зеркальце»

Игра «Скажи ласковые слова для мамы и папы».

Беседа о родном городе.

Продуктивная деятельность – аппликация «Дом»

Окончание занятия. Цель: подведение итога занятия, рефлексия.

Разработано занятие в соответствии с тематическим планом работы детского сада и проходит в начале учебного года, октябре месяце, т.к.  тема понятна детям, они могут поддержать беседу, обратившись к своему опыту. Создаем детям условия, в которых они чувствуют себя умелыми и знающими.

Для того,  чтобы вызвать у детей интерес к знакомой для них теме, мы предлагаем использовать технические средства обучения – мультимедийную презентацию, игровые приемы.

Используемая презентация вносит элемент неожиданности, удивления, благодаря чему поддерживается внимание и интерес детей на протяжении всего занятия. Смена видов деятельности способствует поддержанию мотивации  к деятельности, предупреждает утомление, позволяет выполнить задуманное до конца.

Поставленные задачи соответствуют возрастным возможностям детей дошкольного возраста.

Конспект занятия

Средняя группа. Интегрированное занятие по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Художественное творчество».

Тема «Семья»

Программное содержание:

  1. Углублять представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях). Дать представление о том, что семья – это все кто живет вместе с ребенком. Интересоваться тем, какие обязанности по дому выполняют члены семьи.
  2. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник.
  3. Развивать интерес к аппликации, давая возможность создания разнообразных изображений (домов).
  4. Воспитывать сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Оборудование: телефон, мяч, презентация по теме, проектор, экран, компьютер.

Ход занятия:

Дети стоят рядом с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас всех вместе. Улыбнитесь, передайте друг другу хорошее настроение. Я знаю, что вы дружные и добрые дети.

 Когда вы пришли в детский сад,  какое  настроение у вас было?

/1 слайд -  малыш плачет/.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, что вы можете сказать об этом малыше?

Дети: У ребенка плохое настроение, потому что он плачет.

Воспитатель: Как вы догадались, что он плачет?

Дети: Он нахмурил брови и вытирает ладошками слезы. Слышно, как  всхлипывает.

Воспитатель:  Почему он плачет,  как вы думаете?

Дети: Он плачет, потому что его кто-то обидел, он заболел, чего-то испугался…

Воспитатель: А может быть, он кого-то потерял? К сожалению, так бывает, когда дети не слушают своих родителей и убегают от них в магазине или на улице. Как мы можем помочь малышу?

Дети: Нужно рассказать ему, что делать, чтобы не потеряться?

Игра «Как тебя зовут? Где твой дом?»

(Игра проводится в кругу, воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы: как тебя зовут? Как зовут маму (папу)? Где находится твой дом?  Затем дети садятся на стульчики полукругом).

(2 слайд - малыш с мамой и папой)

Воспитатель: Посмотрите, мы помогли малышу, и он нашел своих родителей. Мужчина мальчику кто будет?

Дети: Это его папа.

Воспитатель:  А  женщина кто ему?

Дети: Это его мама.

Воспитатель: Мама, папа, сын, дочь – а вместе это…

Дети: (семья).

Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли дети от своих родителей?

Игра «Зеркальце»

/Игра проводится в кругу, воспитатель берет зеркальце, подносит к детям и просит рассказать, чем похожи на маму или папу. Задает вопросы: цвет волос у тебя как у мамы (папы)? Глаза мамины или папины?  

 Чей у тебя нос?/

Воспитатель: Вы очень наблюдательные дети. Молодцы, все верно ответили!

Воспитатель: Сосчитайте, сколько детей в этой семье?

Ответы детей. 

Воспитатель: Сколько детей в ваших семьях?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие дела в семье у папы?

(3 слайд – папа строит дом, ремонтирует машину, колет дрова)

Дети: Папа строит дом, что-нибудь ремонтирует в квартире.

Воспитатель: Что делает мама?

(4 слайд – мама готовит еду, стирает, моет окна)

Дети: Мама готовит еду, стирает, прибирает в доме.

Воспитатель: Как вы помогаете маме и папе? Какие обязанности у вас в семье?

Дети: (Рассказы детей из личного опыта)

Воспитатель: А вас в семье любят? Как вы догадались, что вас любят?

Дети: Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова.

Воспитатель: Ой, кажется, телефон звонит!

Игра  «Разговор по телефону» - Скажи мамочке (папочке) о своей любви!

/Воспитатель «звонит» кому-либо из детей, выполняя роль то мамы, то папы/

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звенит.

К телефону подойду с мамой (папой)

Я поговорю.

- Алло, Сашенька, здравствуй! Это твоя мама. Я тебя очень люблю. Ты у меня самый хороший сын.

- Спасибо мама. Ты у меня тоже самая хорошая и добрая, красивая, ласковая, заботливая, нежная и т.д.

Воспитатель: У каждой семьи должен быть уютный, красивый дом, а у наших знакомых дома нет. Как  мы можем помочь нашим друзьям, чтобы у них появился свой дом?

Дети: Мы можем построить новый дом.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем строителями. Будем делать аппликацию «Дом». Но сначала скажите, все ли дома одинаковые или отличаются друг от друга?

(6 слайд – дома)

 Чем похожи все дома?  Что есть у дома?

Дети: У дома есть стены, крыша, окна,  двери.

Воспитатель: Какую геометрическую фигуру можно использовать, чтобы сделать стены дома?  Крышу? Окна?

Воспитатель: Подойдите к столу, выберите нужные геометрические фигуры, для аппликации «Дом», который мы будем строить  для наших знакомых.

(Дети подходят к столу и выбирают нужные геометрические фигуры,

 из которых выполняют аппликацию дома. Воспитатель тоже делает аппликацию. Проговаривая вслух: Из чего же можно сделать стены? Может быть из треугольника? Тогда у меня будет необычный дом и если пойдет дождь, то все капельки быстро стекут с крыши и в доме будет сухо. Но просторно ли будет в таком доме? Может быть,  мне сделать дом из квадрата?  рассказывая о последовательности выполнения работы: Сначала я сделаю стены дома из большого  квадрата. Клея на кисть буду брать немного, и лишний клей уберу о край розетки. Треугольник будет крышей, а маленький квадрат –  окно. А может быть мне сделать в доме два окна? Будет светло. На крыше сделаю трубу и т.д)

Воспитатель:  Для чего нужны в доме окна? Для чего нужны стены? Крыша? Наши знакомые непременно выберут для себя большой и  красивый дом. А мы с вами сделаем из домов улицу. Сколько домов на нашей улице? Хотели бы вы жить в таких домах?

/Дети выставляют поделки на мольберт/

Воспитатель: Как хорошо, что у нас такие хорошие, добрые дети! Наши знакомые говорят вам большое спасибо, за  то, что вы помогли им построить новый дом. Понравилось ли вам быть строителями, делать дома? Что вам не понравилось? Чем бы вы еще хотели заняться?

Литература:

  1. http://razvod66.ru/statistics_of_divorce.php    Статистика разводов.
  2. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда! Воронеж, 2009.
  3. Доронова Т. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду.М., Линка-Пресс,2009.
  4. Клековкина Т.П. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Киров, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.

Методическая разработка по теме «Радостное познание в совместном творчестве – условие успешного развития ребенка». Выступление на городском методическом объединении воспитателей МДОУ.Автор-разработчик...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...