Новые формы работы с семьей
проект на тему

Олейник Наталья Владимировна

Обобщенный опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._oleinik_dok.odt26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский  сад общеразвивающего вида № 9

г.Славянска-на-Кубани  муниципального образования Славянский район

ул.Победы 244    г.Славянск-на-Кубани Краснодарский край

тел. 8-861(46) 2-18-93

e-mail:  mbdoudc9@ mail.ru

Педагогический проект

Новые формы взаимодействия ДОУ
с семьей

Старший воспитатель

 Олейник Н.В.

Ожидаемый результат:

* Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка.

* Отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка.

* Появление в семье общих интересов, увлечений как для взрослых, так и для детей.

* Повышение достижений ребенка в области творчества , в области знаний и бытовых навыках.

* Разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка.

* Организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

Критерии эффективности:

1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомыщленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению  нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.

2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ,  которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношенияк воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.

4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные лостижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитиии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом : " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут наконтакт и сотрудничество.

5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы  работы с родителями не всегда дают хороший результат, назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта опробировать новые формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:

- Открытость детского сада для семьи.

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ресурсы:

1. Нормативно - правовое обеспечение: Закон "Об образовании" РФ, Конвенция ООН о правах ребенка,  Концепция дошкольного воспитания , Декларация прав ребенка .

2. Педагоги ДОУ высокой квалификации ( 1 категории).

3. Материально - техническое оснащение помещений ДОУ.

4. Родительский комитет ДОУ, готовый на социальное партнерство в реализации проекта.

Риски:

* Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

* Не всегда высокая компетентность воспитателей в вопросе организации и построении контакта с родителями в современных социальных условиях.

Предупреждение рисков:

* Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателями, старшим воспитателем, медсестрой, заведующей, музыкальным руководителем и др.

* Разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ДОУ.

* Опора на помощь родительского комитета.

* Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают, зазывают, заинтересовывают родителей.

Этапы реализации проекта:

1. Аукцион педагогических идей внутри сада по нетрадиционным формам работы с семьей ( ноябрь 2012)

2. Определение нетрадиционных форм работы с семьей в каждой группе.

3. Погодовое планирование этапов работы по новым формам взаимодействия с семьей.

4. Тестовая работа, анализ, обработка материалов по данному проекту.

5. Выводы.

Продукты проекта:

1. Видео и фото материалы новых нетрадиционных форм работы с родителями.

2. Публикации в СМИ и Социальной сети.

3. Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей, организации семейных клубов и родительских объединений.

4. Анкеты

5. Семейные стенгазеты.

6. Проектная папка.

Формы реализации проекта:

1. Семейный клуб "Моя счастливая семья", руководитель Олейник Н.В. 2013г.

3. Клуб "Молодые бабушки". Руководитель Гричан Ю.В. 2013г.

4. Устный журнал "Родители и дети" для молодых родителей. Руководитель Олейник Н.В. 2013г.

5. Семейный клуб Здоровья. Руководитель Чернышева Т.И., 2013год

Актуальность проблемы.

Внедрение инноваций в работе ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В нашем детском саду несколько лет проходит аукцион педагогических идей с целью достижения более высоких результатов образовательного процесса. В январе 2011 года несколько групп выступили инициаторами инновации " Новые формы работы с семьей", мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат. К тому же наблюдается, что дети во всех семьях испытывают дефицит духовного общения с родителями. Родители очень мало времени уделяют детям. Больше заняты уборкой, готовкой, стиркой... А духовно-эмоциональное общение детей и родителей находится на втором плане. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от семьи на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей. вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

 В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

         Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.

       Для выполнения этой цели нужно освоить новые формы работы с семьей, которые помогут разрешить актуальную проблему дефицита эмоционального общения детей и родителей. Для преодоления старых стереотипов в работе с родителями целесообразно внедрять в практику Положения новой философии взаимодействия с семьей в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность семьи. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Глава 1.Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось иделогизации. Больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.

   В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родителеи испытывают стеснение их-за скромной обстановке квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

 Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. 

    К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных

 В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

- Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родителеи испытывают стеснение их-за скромной обстановке квартиры.

- Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей.

- Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.

- Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

 Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия.

    К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих детей, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с щироким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих усдловиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и  работать сообща.

   Поэтому наш детский сад избрал новую философию взаимодействия ДОУ с семьей.

Глава 2. Новая философия взаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых  и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

  При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.:

- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей  с общественными организациями  поселка.

  Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.

Новые формы взаимодействия с семьей.

В процессе работы с семьей в   ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.

   Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в нашем ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды мероприятий:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соц.обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- семейные спортивные встречи;

-почта доверия, телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами;

- контрольные для родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- родительская гостинная;

- конкурс семейных талантов;

 - портфолио семейного успеха;

- аукцион секретов воспитания и др.

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.

- Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

- Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

-  Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

- Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

- Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Промежуточные результаты по Проекту «Новые формы взаимодействия ДОУ
с семьей»

    Обновления во взаимодействии педагогов с семьей  постепенно  происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи, как сейчас в рамках проекта.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, ради которых создан Проект. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

В данной статье автор делится опытом работы с родителями, предлагая новые современные  формы взаимодействия с семьями воспитанников....

НОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

В статье рассказано об организации окружного конкурса "Музыкальный марафон". Автор статьи и разработчик конкурса: Исакова Л.Ю. - музыкальный руководитель ДОУ....

"План взаимодействия с семьями воспитанников" по новой форме.

Оформление работы с родителями в новой форме, с учетом работы непосредственно всего детского сада, а также непосредственно работа воспитателя с рамках тематической недели. Очень удобная форма оформлен...

Новые формы работы с семьей

Обобщенный опыт работы...

«Внедрение новых форм работы с семьей»

Одним из важнейших условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ является внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями наших воспитанников....

Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни

Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...

статья :РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме      взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагоги...