статья :РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья

Веретковская Оксана Александровна

Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме      взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагогическая неграмотность родителей остается  проблемой в российском обществе и система просвещения родителей отсутствует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_i.n._veretkovskaya_o.a._statya.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Веретковская Оксана Александровна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №142

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме      взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагогическая неграмотность родителей остается  проблемой в российском обществе и система просвещения родителей отсутствует.

С решением этих проблем могут успешно справиться  родительские университеты. В статье показаны преимущества внедрения родительских университетов и недостатки в работе уже существующих. Польза от посещения занятий родительских университетов очевидна и подтверждается участниками проектов, но доля скептически настроенных и занимающих пассивную позицию родителей очень велика. Авторы  делают выводы на основе данных, полученных с помощью опросов, разработанных и проведенных авторами самостоятельно среди родителей детей разного возраста. Для успешного развития ребенка имеет важное значение взаимодействие трех групп: детей, родителей и педагогов.

Современные родители нередко проявляют абсолютную неграмотность в вопросах воспитания, развития и образования собственных детей. Причинами семейных проблем становятся не только экономические, социальные трудности, но и неблагоприятный социально-психологический климат, неумение и нежелание строить благоприятные внутрисемейные отношения, что наносит серьезный вред духовному и психологическому развитию и становлению личности ребенка. Современная семья находится в глубоком кризисе.  Нарушены нравственные представления о браке, семье, утрачены традиционные представления о родительстве, детстве, супружестве.  Интернет, аудио-видеопродукция, компьютеризация, культ насилия и жестокости, отсутствие родительского общения и авторитета окончательно подрывают авторитет семьи, школы, образовательных организаций.

Решение проблем семейного воспитания зависит во многом от целенаправленной педагогической подготовки родителей, что предполагает  повышение уровня педагогической культуры.

 Главными целями взаимодействия образовательной организации и семьи являются:создание условий, благоприятных для успешной социализации детей, подготовки их к будущей семейной жизни, освоение ими опыта создания здоровой и благополучной семьи, формирование ценностей семейной жизни, детства, родительства, повышение роли брака, родства, семьи в жизни подрастающего поколения; содействие гармонизации супружеских отношений; повышение родительской грамотности в вопросах воспитания детей; вооружение родителей современными знаниями по проблемам психического, физического, интеллектуального, половозрастного развития ребенка; создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и детского сада.

Методы и формы работы: беседа, интервью, психологическое тестирование, приемы  психотерапии, групповые тренинги, праздничные семейные мероприятия .

Формы разнообразны, частота занятий допустима, но продолжительность должна быть не слишком велика.  На уровне муниципальных детских садов (например, МБДОУ д/с№ 142 г.Иркутска) для родителей предусмотрены занятия с психологом ДОУ, на которых затрагиваются наиболее актуальные вопросы взаимодействия детей и родителей.

 Программа занятий известна родителям, занятия проводятся один раз в месяц, продолжительность 1-1,5 часа. Темы занятий актуальны («Как говорить с ребенком», «Детская жестокость и агрессия», «Формируем характер и волю ребенка», «Как мы портим своих детей» и др.), информация подается в понятной и доступной форме.

Необходимо отметить, что активность родителей, как правило, очень низкая, и причин этому несколько:

 1. Сказывается нехватка времени вследствие загруженности большей части родителей на работе и в быту.  

 2. Если явных проблем в отношениях с ребенком нет, родители могут занимать пассивную позицию в посещении занятий родительской школы.

Мы считаем, что активность участия родителей в работе родительских университетов будет выше, если образовательная организация будет не только помогать решать педагогические и психологические проблемы семьи, но и пойдет навстречу разумным пожеланиям родителей. Должна быть ориентация на потенциальных потребителей услуги, а не формальное функционирование родительского университета. Для выявления предпочтений мы разработали примерную анкету для родителей; подобные опросы нужно проводить обязательно, как в детском саду, так и школе, затем  тщательно анализировать результаты и корректировать работу, насколько это возможно в пределах детского сада и школы.

В последнее десятилетие в рамках реформ системы образования роль семьи снова становится определяющей, решающей в воспитании гражданина, но родителями становится как раз то поколение, которое не знает, как и что воспитывать в семье. Активность родителей можно повысить различными способами: например, первые занятия родительского университета можно проводить как часть родительского собрания, тщательно продумав его форму и содержание, чтобы заинтересовать родителей в дальнейших посещениях занятий уже отдельно от собрания. Для успешного развития ребенка важно взаимодействие  трех коллективов: детей, родителей и педагогов. В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям - оказание помощи их родителям, так как они главные помощники детей в их успешном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма повышения квалификации в образовательной организации

Материал по взаимодействию логопеда и воспитателя ("Логопедическая школа воспитателей"): цели, задачи, планирование...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как условие реализации инклюзии

Эссе Гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей в детском...

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В учреждении  сложился алгоритм подготовки и проведения Родительского Университета, который включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный....

Статья на тему: «Детско – родительские проекты, как современная форма взаимодействия детского сада и семьи».

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста с помощью детско-родительских проектов....

Статья "Многофункциональный родительский клуб в детском саду - новая форма взаимодействия с семьёй"

Разработка моделей новых форм работы по оказанию методической, психолого-педагогической, практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением государствен...

Партнерское взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

В данной статье рассматривается одна из задач дошкольной образовательной организации - помощь семье в формировании системы ценностей дошкольников. Успешное взаимодействие семьи и дошкольной образовате...