РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
статья на тему

Перевалова Ирина Дмитриевна

 

В учреждении  сложился алгоритм подготовки и проведения Родительского Университета, который включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает важное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Наш педагогический коллектив четко осознаёт приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Эти задачи  по включению семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения и повышению педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей эффективно решает Родительский Университет, открытый на базе МБДОУ «Детский сад №5» (далее Учреждение) г. Усолье-Сибирского в соответствии с распоряжением по факультету педагогики Педагогического института ФГБОУ ВПО «ИГУ» от 30.10.2014 г.

В нашем Учреждении  сложился алгоритм подготовки и проведения Родительского Университета, который включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе:

1.Заведующий Учреждения издаёт приказ о создании рабочей группы, назначает ответственных за освещение конкретных вопросов, осуществляет общее руководство по реализации региональной программы Родительского Университета.

2.На сайтах детских садов города, в группах нашего Учреждения размещаются объявления с подробной программой предстоящего мероприятия.

3.Готовится печатная продукция (буклеты, памятки) для раздачи их родителям после завершения встречи.

4.Идёт подготовка наглядной информации или тематической выставки рисунков. Так, к первому заседанию Родительского Университета, посвящённому игре, была оформлена большая выставка игр и игрушек,  книг «Играем вместе с детьми». Родители проявили большой интерес к данной выставке, задумались о том, какие игрушки они приобретают для своих детей, какое влияние оказывают  эти игрушки и игры на психоэмоциональное развитие ребёнка.  Ко второму заседанию была оформлена выставка дидактических игр, пособий и специальной литературы по подготовке детей к школьному обучению. Дети подготовительных групп нарисовали рисунки на тему: «Я в школе», принесли школьные фотографии своих родителей.  К третьему заседанию была сделана тематическая выставка детских рисунков: «Мир детский, мир взрослый». Дети очень интересно комментировали свои работы. Например, воспитанница старшей группы рассказала: «Я нарисовала батут, потому что люблю на нём прыгать.  Я хочу, чтобы у меня было пятеро детей, они бы прыгали на батуте и веселились».

На подготовительном этапе большое внимание уделялось подготовке видеосюжетов: к каждому заседанию Родительского Университета, с разрешения родителей, проводилась видеосъёмка детей, на которой дети высказывали своё мнение по интересующим нас вопросам: «Моя любимая игрушка», «Семья глазами ребёнка», «Хочешь ли ты идти учиться  в школу? и т.д. К заседанию Родительского Университета, где темой обсуждения была подготовка детей к школе, интервьюировали  учителей начальных классов средней общеобразовательной школы.

В заседания Родительского Университета включалось музыкальное сопровождение, что способствовало снятию у родителей ощущения усталости после напряжённого рабочего дня и настраивающее на совместную работу. У родителей было время для ознакомления с содержанием подготовленных к встрече выставок.

Каждое заседание  Родительского Университета  открывалось заведующим Учреждения, которая приветствовала родителей, озвучивала вопросы для обсуждения.

В начале основного этапа  проводилось информирование родителей, с целью повышения   психолого-педагогических знаний о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни. В соответствии с предложенной программой Родительского Университета, автором-составителем которой является Удова Ольга Владимировна, родителям предлагались следующие темы для обсуждения: «Роль игры и игрушки в жизни дошкольника», «Как помочь ребёнку общаться со сверстниками», «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Трудности школьной адаптации», «Два мира – два взгляда на жизнь: умение понимать ребёнка» и др. Для более глубокого погружения родителей в проблему рассматриваемого вопроса использовалось тестирование, например: «Какой вы родитель?», «Какой мой ребёнок?», «Место игры в семейном воспитании», анкетирование: «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе» и др., различные опросники с целью определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях. Применялись и проективные методики, такие как «социограмма Эйдемиллера», рисунок семьи в образе животных, рисунок ребёнка в образе растения.

В ходе проведения Родительского Университета использовалось онлайн-тестирование, когда с помощью разноцветных полосок родители голосовали за какой-либо вариант ответа тестовых вопросов, предложенных на слайде. Например, родителям предлагалось определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. Полоска красного  цвета означала сильное беспокойство, зелёного – умеренное беспокойство, жёлтая – ощущение радости, чувство уверенности. Родители выбирали полоску соответствующего цвета, поднимали её и обосновывали свой выбор.

С большим интересом родители рассматривали рисунки своих детей и внимательно выслушав интерпретацию педагога-психолога, делали для себя определённые выводы.

Дальнейший процесс взаимодействия с родителями организовывался таким образом, что все участники оказывались вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Так, с целью активизации родителей использовался приём «волшебная палочка». «Волшебную палочку»  - карандаш, фломастер – родители передавали друг другу, при этом отвечали на поставленный вопрос. В данном случае, родители составляли портрет «идеального» ребёнка, а педагог-психолог фиксировала их ответы для последующей работы. Таким же образом используется приём «горячий микрофон».

На каждом заседании Родительского Университета использовался «Конверт дружеских вопросов». Родителям предлагался конверт, в котором находились карточки с различными вопросами и заданиями, например игра «Разброс мнений». Родителям раздавались карточки с началом фразы, которую они должныбыли закончить: «Мой ребёнок любит играть….», «Дома мы с ребёнком играем в такие игры, как…»,  «Любимая игрушка моего ребёнка…»,  «На мой взгляд, игра может научить ребёнка…». Подобные приёмы хороши тем, что позволяют охватить большое количество людей, причём каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать разные мнения.

Отводилось время и для решения проблемных ситуаций семейного воспитания. Каждый из участников в процессе решения проблемных ситуаций мог не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы ведущего, других родителей отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

В процессе работы Родительского Университета, для активизации внимания    родителям предлагался просмотр кратковременных обучающих видеофильмов. Например, на первой встрече, посвящённой роли игры и игрушки в жизни ребёнка, родители посмотрели видеофильм «Влияние игрушек на психику ребёнка», что вызвало всплеск эмоций и бурные дебаты. А просмотр видеоролика «Родительские установки» стал толчком для обсуждения часто встречающихся негативных родительских установок и тех последствий, которые они могут иметь на развитие личности ребёнка.

Неподдельный интерес у родителей вызывали интерактивные игры,  упражнения с элементами тренинга: ролевое проигрывание стилей семейного воспитания. Например, маме,  для которой характерен тревожно-мнительный тип воспитания  поочерёдно  завязывались глаза, уши, рот, руки, ноги, грудь. И задавались вопросы о её ощущениях, чувствах. Мама отвечала, что чувствует себя очень не комфортно, что ей хочется скорее освободиться от повязок, стягивающих всё тело.  То же самое чувствует и ребёнок, когда тревожный родитель без конца говорит ему: «Не трогай, испачкаешь руки! Не бегай, упадёшь! И т.д. После проигрывания данного упражнения, побывав в роли ребёнка, мама сказала, что попробует пересмотреть свои взгляды на воспитание малыша.

Родителям предлагалось мысленно представить, что они вернулись в детство и вспомнить, чего им больше всего хотелось. Участники записывали свои ответы на розданных им частях «сердца». Были такие подписи: «Я очень хотела иметь сестрёнку», «Я хотела всей семьёй поехать на море», «Я хотел, чтобы родители подарили мне железную дорогу и вместе с ними играть с ней» и др. После чего из полученных частей был собран рисунок сердца и сделан совместный  вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много родительской любви, тепла и ласки».

Во время выполнения упражнения «Кувшин эмоций» родители обучались правилам активного слушания, решая проблемные ситуации, учились заменять негативные родительские установки на позитивные. В завершении упражнения пришли к общему мнению, что необходимо «безусловно принимать» ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…. А просто за то, что он есть. Тогда у ребёнка формируются базисные стремления: «Я – хороший, я – любим, я – ЕСТЬ!».

Подобного рода игры строятся на диалоговом общении. А диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Завершался основной этап рефлексией, обменом мнений. Где также  использовались различные игровые приёмы, например:

 «Чудесный рюкзачок».  Всем участникам Родительского Университета предлагалось ответить на вопрос, что они хотели бы положить в рюкзачок и взять с собой в будущее из приобретённых знаний, умений и навыков.

«Отметка за урок». Это упражнение использовалось на второй встрече,  основная тема которой: «Подготовка ребёнка к школе». Родители не только оценили данное мероприятие с помощью оценок от единицы до пятёрки, но и написали, какая информация была для них полезной, что нужно сделать, чтобы предотвратить школьную дезадаптацию ребёнка.

 «Слово дня». Участникам предлагалось одним словом выразить своё отношение к проведённому мероприятию. Было очень приятно, так как родители отзывались положительно, говорили о значимости и необходимости данной работы.

 После рефлексии родителям предлагалась печатная продукция: памятки, буклеты. Зачастую после заседания Родительского Университета родители подходили на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу. По желанию родители писали отзывы в журнале регистрации отзывов и предложений о проведённых мероприятиях.

В заключительной части  шла подготовка отчётов, заметок для средств массовой информации, размещение информационных материалов (консультаций, презентаций, буклетов, памяток) на сайте детского сада, подготовка видеосюжета в программу новостей Усольского телевидения.

По завершению мероприятия заведующим Учреждения издавался приказ  о результатах проведения Родительского Университета.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 265 с.

2. Библиотека журнала «управление ДОУ. Социальное партнерство детского сада с родителями: сборник материалов / сост. Т.В.Цветкова – М: «Сфера» 2013. – 168 с.

3. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей – Волгоград: «Учитель», 2014. – 115с.

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду – М.: ВАКО, 2014. – 152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родительский университет"как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.Детский...

Консультация для воспитателей "Флешмоб и челлендж - инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников"

Материал пригодится педагогическим работникам детского сада, поможет разобраться чем отличается "флешмоб" от "челленджа", и как использовать эти формы работы  для вовлечения р...

"Детский календарь" как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей  в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здор...

Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.

Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Семейный клуб - особая фор...

Семейный марафон как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников.

Как вовлечь родителей в образовательный процесс? В такой ситуации на помощь педагогам приходят информационно-коммуникативные технологии. Интересная и необычная форма сотрудничества - оф...