"Детский календарь" как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО
материал (подготовительная группа)

Столбова Марина Евгеньевна

 Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей  в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

 Сегодня приоритетом в образовании являются интересы и потребности каждого ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и ДОУ. В детском саду ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Общеизвестно, что для родителей целенаправленное и систематическое участие в развитии   своего ребёнка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти  для этого время, подобрать развивающие пособия.

 На одном из образовательных мероприятий нам был предложен «Детский календарь», который дает богатый дополнительный материал, главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов Сергей Генадьевич. Для того, чтобы вовлечь родителей в эту работу, нами была организована презентация детского календаря, где мы рассказали, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка, а также этой технологии был посвящен специальный выпуск общесадовской газеты «Карусель». Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе.

Всем участникам образовательного процесса – педагогам и родителям – очень важно понимать, что основная цель использования «Детского календаря» заключается не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на родителей. Основной целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

  В структуру комплекта «Детский календарь» входит:

Познавательно – исследовательская деятельность. Она – представлена с помощью картинок и иллюстраций. В состав иллюстраций включены произведения книжной графики и народного декоративно-прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе. Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.                                                                                                                                                  Продуктивная деятельность – представлена в виде изготовления интересных для ребенка поделок.                                                                                                                                                                      Художественная литература – в виде книжек – самоделок.                                                                                                                                                                                                                                        Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых. Мы ежедневно демонстрировали родителям, свою заинтересованность  в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их ребенка.Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю». Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок работ детей и родителей».

Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада. Мы, педагоги, составляем   свой собственный, индивидуальный план, отвечающий, как интересам детей, так и его собственным  педагогическим интересам  Отправной точкой для составления календарного плана может быть выбор следующих тематических оснований. Например: В январе,  месяце тематикой для планирования могут стать  реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (участие в новогодних праздниках в семье и детском саду и т.д. Одним из вариантов близкого и радостного общения может стать использование «Детского календаря». Выполняя задания со своим ребенком из «Детского календаря», родители развивают у него потенциальные возможности, и просто дарят друг другу радость общения, играя с ним.Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Хочется отметить, что капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Мы приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.Совместную работу с детьми по «детскому календарю» и другие мероприятия, мы отражаем в общесадовской газете «Карусель», которая выпускается специально для родителей. В заключении хотелось бы сказать о тех изменениях, которые произошли у нас в группе:

- изменилось общение педагогов с родителями – сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы в образовательном процессе своего ребёнка

- изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу

- общение между сверстниками стало непринуждённым, более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям

Таким образом, участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны: воспитанники осознают, что родители принимают  участие в организации их жизни в детском саду, в тоже время – у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах. Принцип индивидуализации обучения  детей дошкольного возраста предполагает совершенно новые  интересные, инициативные формы работы с родителями, которые дают возможность каждому родителю быть активным участником организации жизни ребёнка в детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

На современном этапе в связи с введением Федерального государственного стандарта особое значение приобретает взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников.Детский...

Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство,  установить  партнерс...

Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной р...

Инфографика как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в современных условиях

Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний...

«Современные инновационные формы работы с родителями воспитанников в условии реализации ФГОС ДО»

В презентации раскрываются  современные методы работы с семьями воспитанников...