Новая форма повышения квалификации в образовательной организации
статья по логопедии на тему

Сидорова Елена Борисовна

Материал по взаимодействию логопеда и воспитателя ("Логопедическая школа воспитателей"): цели, задачи, планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_forma_povysheniya_kvalifikatsii.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедическая школа воспитателей» - новая форма повышения квалификации в образовательной организации (слайд 1)

  Успешная коррекционная работа в логопедической группе невозможна без помощи воспитателя (слайд 2). Педагог, работающий с детьми  с    речевыми   нарушениями, должен знать основы логопедической науки. Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику,  как развивать фонематическое внимание и слух, чем общее недоразвитие речи  отличается от фонетического недоразвития – эти вопросы и не только эти, волнуют моих  коллег. Чтобы ответить на них, решено было создать  в Прогимназии «Логопедическую  школу для воспитателей». Целью такой формы взаимодействия было повышение квалификации воспитателей  в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (слайды 3-4).

Задачи  были поставлены следующие:

Формирование понятий о видах речевых нарушений и  особенностях коррекционной деятельности с  разными формами речевой патологии.

Овладение навыками  постановки  звуков различными способами.

Овладение навыками  автоматизации, дифференциации и закрепления звуков.

Овладение навыками развития  лексико – грамматических и фонематических  категорий у детей с нарушениями речи.

Знакомство с диагностическими  методами  обследования различных направлений речи.

Знакомство с организацией  коррекционной  работы   в логопедической группе и подготовка документации для ПМПК.

Два раза в месяц, после своих смен педагоги   грызли  гранит логопедической науки ,изучая сказки о «веселом язычке» (слайды 4-5).  Отрабатывали артикуляционные упражнения, ведь для того, чтобы ребенок выполнил правильно «чашечку»  ему  нужно  показать ,как это делается. Кто - то скажет, а логопед зачем? Специалист   учит выполнять определенные упражнения, а воспитатель, вечером, во время индивидуального часа часа, в игровой форме  отрабатывает и закрепляет  у детей правильные   движения и  положения органов артикуляции. А для этого им самим необходимо точно выполнять эти движения.

Невозможно без помощи воспитателя закрепить и автоматизировать поставленный звук, отработать грамматические и лексические формы.

 В основу  планирования  мероприятий   была   заложена   этапность коррекционной деятельности (слайд 6-7). Теоретический и практический материал готовили совместно с коллегами.  Например, логопед провел  мастер-классах  по  постановке    звуков с помощью специальных зондов,  а воспитатель    познакомил коллег  с  организацией   и проведением  логопедического часа.  Теоретическую часть готовили совместно, а игры педагоги подбирали сами и готовили  раздаточный материал для коллег (слайд 8). Таким образом,    к окончанию  занятий у воспитателей были собраны папки с  теоретическим и практическим материалом, который применяется не только в работе с детьми с ТНР, но и со всеми воспитанниками .

 Для примера, остановимся на  «Конкурсе логопедических уголков» (слайды 9-12). Это мероприятие было одним из итоговых и   воспитатели готовились к нему постепенно. Было разработано положение о конкурсе(слайд 4), определены требования к внешнему виду, наполнению уголков и паспорту логопедического уголка. В независимое жюри  вошли психолог, методист ,библиотекарь и учитель  изо. Универсальность, эстетичность, мобильность и  интерактивность, методическая  сторона, соответствие СанПиНу – вот неполный перечень оцениваемых направлений. К оформлению уголков были привлечены родители и администрация (покупка мебели). Результат -  в группах есть  зона для коррекционной работы, оснащенная необходимым методическим и практическим материалом. Эти уголки любят не только дети с ТНР, но  и  дети, у которых нет речевых нарушений.

 А знакомство с технологией  Воскобовича подтолкнуло воспитателей на прохождение курсов и  применение  данного направления в своей работе

«Деловая игра  для воспитателей» стала интересным завершением школы(слайд 13).  Воспитатели, опираясь на  результаты  диагностики ,должны были сделать речевое заключение, подобрать комплекс упражнений для постановки  заданных звуков   и решать много нестандартных задач. Для  них эта форма взаимодействия была  незнакомой, но интересной

Знания и умения, полученные в ходе занятий,  помогли  воспитателю и при взаимодействии с родителями (слайд 14). При  выполнении домашних заданий  воспитатель  готов  оказать родителям квалифицированную помощь.

 Таким образом,  воспитатели  были не пассивными  слушателями, а активными участники образовательного процесса. В ходе нашего взаимодействия  были подготовлены презентации тематических игр, проведен  конкурс логопедических уголков, деловая игра  и круглый стол по подведению итогов года. Конечно, не все формы взаимодействия были удачными, есть темы, которые можно изменить (слайды 15-17)

Но, в целом, год работы показал   востребованность такой формы и необходимость продолжения данного  направления. Скорее всего, будет  создан постоянно действующий семинар по  решению  проблем, возникающих в ходе коррекционных мероприятий.

 Без грамотного  воспитателя логопед как без рук, и  отличный  выпуск детей был бы невозможен (слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация методической недели в ДОУ как форма повышения квалификации педагогов

В данной разработке представлен опыт работы старшего воспитателя по организации и проведению методической недели в ДОУ....

Вебинар - одна из инновационных форм повышения квалификации педагога.

Вебинары или  онлайн - семинары стали очень популярны. Это связано с тем, что вебинар даёт возможность каждому педагогу повысить свою квалификацию, экономя время и деньги. Зайдя на сайт вебинаров...

График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования

План самообразовательной деятельности  воспитателя ДОУпо теме: «Развитие  речи детей через средства устного народного творчества"»...

статья :РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Данная статья посвящена родительским университетам как новой форме      взаимодействия семьи и образовательных организаций в России. Тема является актуальной, так как педагоги...

Использование программ внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога

В представленном материале рассказывается о повышение квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога посредством использования пр...

Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации. автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Платформа". "Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной деятельности" с 08.11.2021 по 16.11.2021гг.

Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации. автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Платформа". "Обучение по оказанию первой помощи пострад...