«Книжкина неделя»
методическая разработка по теме

Бодрова Наталия Анатольевна
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. В настоящее время одной из проблем начальной школы является нежелание детей читать. У подрастающего поколения сменились приоритеты: компьютер, интернет-знакомства – занимают почти все их свободное время, а книги стали ненужным и неинтересным предметом обихода. Россия, еще недавно лидировавшая среди «читающих» стран, теперь занимает 27-е место из 32 возможных… Хорошо это или плохо?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhkina_nedelya_2.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Книжкина неделя»

Пусть эта книжкина неделя
Продлится только до апреля,
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
С.Я. Маршак

В настоящее время одной из проблем начальной школы является нежелание детей читать. У подрастающего поколения сменились приоритеты: компьютер, интернет-знакомства – занимают почти все их свободное время, а книги стали ненужным и неинтересным предметом обихода. Россия, еще недавно лидировавшая среди «читающих» стран, теперь занимает 27-е место из 32 возможных… Хорошо это или плохо? Плохо, потому что массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги – это путь в никуда. Проблема эта в настоящее время очень актуальна. Над ней работают специалисты разных областей: библиотекари, педагоги, психологи, преподаватели высшей школы.

Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге, – кладезю знаний, идей, мудрости, и в этом очень важна роль семьи. «Читают родители – читает ребёнок» – эту аксиому знают все.

С  целью привлечения внимания родителей (законных представителей) воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге,  воспитания интереса к чтению, формирования книжной культуры детей и родителей, в нашем МАДОУ ЦРР детском саду №13 «Солнышко» г. Зарайска Московской области в период с 24.03.14г по 28.03.14г был разработан и проведен проект «Книжкина неделя».    

В рамках его прошли следующие мероприятия:

День недели

Мероприятие

Возрастная группа

24 марта

Путешествие на выставку  книг

Корнея Чуковского

младшая группа «А»

Дидактическая игра

«Угадай сказку»

группа раннего возраста «А»

25 марта

Конкурс рисунков

«Иллюстрация моей любимой сказки»

во всех группах

Презентация «История возникновения книги»

старшая группа «Б»

Театрализованная деятельность

«В гостях у сказки»

средняя группа «А»

Досуг «Там, на неведомых дорожках…»

группа раннего возраста «Б»

26 марта

Настольный театр

«Курочка Ряба»

группа раннего возраста «В»

Спортивный досуг

«Усатый полосатый»

младшая группа «Б»

27

марта

Викторина по волшебным сказкам

старшая группа «Б»

Творческая мастерская

«Изготовление книжки –малышки»

старшая группа «А»

28 марта

Путешествие «Эту книжку  - я люблю!»

подготовительная группа «Б»

Акция «Книжкина больница»

средняя группа «Б»

Литературная гостинная

подготовительная группа «А»

Детская книга  остается одним из главных средств воспитания детей. Так, Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для детей к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимому для становления человека, как обычная пища — для физиологического развития.

Немного истории

Неделя детской книги традиционно проходит по всей России в последнюю неделю марта, в дни весенних школьных каникул. Впервые неделя детской книги прошла 26 марта1943 года. Название этого праздника - Книжкины именины - придумал замечательный детский писатель Лев Кассиль.

Шла Великая Отечественная война. Кругом холодно, голодно и мало радостей выпадало на долю ребятишек в те суровые годы. И вдруг в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся день детской книги, куда пришли знаменитые писатели, поэты и художники. Здесь собрались мальчики и девочки в заплатанных курточках и прохудившихся валенках. С тех пор Неделя детский книги стала хорошей традицией и каждый год проходит во всех уголках нашей страны.

Участники первой недели вспоминают: ранним утром 26 марта 1943 года из станции метро"Охотный ряд" и "Площадь Свердлова", трамваев и троллейбусов выбегали мальчики и девочки в стоптанных башмаках, заплатанных валенках, стареньких курточках. Позади вторая военная зима, и бледные,исхудавшие лица ребят - еще одно свидетельство тяжелой поры. Но глаза...ребячьи глаза светились. Здесь у известнейшего здания прямо у входа их встречают мужчина и женщина — оба в военной форме. Майор с орденом Красной Звезды- директор детского издательства Людмила Викторовна Дубровина. И Лев Абрамович Кассиль в командирском морском кителе с орденом "Знак Почета".

Так начиналась первая Неделя детской книги.

И если проведение такого праздника стало возможным в военный год, то и сейчас, несмотря на многие трудности, надо найти возможность не просто обратиться к книге, а превратить единственную в году "Книжкину неделю" в яркий эмоциональный праздник, который разбудит интерес к чтению у тех, кто читает мало, и даст возможность истинным книгочеям проявить себя, завоевать уважение сверстников эрудицией, умением интересно рассказать о прочитанном, заставить понять всех, какое чудо — книга.

В этом году Неделя детской книги проходила в 70-ый раз.

И в завершение хочется привести  слова знатока и критика детской литературы М. Петровского: «… читатель из ребенка вырастет или не вырастет, но прочитанное им в детстве может оказаться единственным его литературным багажом — и единственной точкой культурного пересечения с другими его соотечественниками. Для тех же, кто, вырастая делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе через: детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве — общая, свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства -  его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего-то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры»

Рекомендации для воспитателей и родителей

«Как организовать домашнее чтение»

  • Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.
  • В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
  • Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой.
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
  • Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
  • Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
  • Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей к тематической неделе "Книжкина неделя"

Консультация состоит из следующих рубрик:1."Книга-...."(Рекомендации родителям по отбору сказок в соответствии с возрастом детей.При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие ...

Планирование тематической недели "Книжкина неделя" для подготовительной к школе группы

Планирование тематической недели предлагает различные виды деятельности для организации с детьми 6-7 лет, посвященные теме книги, технике и истории книгоиздания....

План проведения тематической недели "Книжкина неделя" 2015

В данном материале, вы сможете отыскать всё, что необходимо. План разработан на каждый день....

Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"

Проект "Знакомство с творчеством В. Сутеева "Эти замечательные сказки" в рамках тематической недели "Книжкина неделя"...

Тема недели «Книжкина неделя».

материал в родительский уголок...

План проведения недели педагогического мастерства "Книжкина неделя"

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. План проведения ...