«Формирование правильного речевого дыхания»
консультация (подготовительная группа) по теме

Крыжановская Гульсулу Гайнисламовна

В данной консультации для воспитателей изложен теоритический и практический марериал для  работе с детьми  по формироанию речевого дыхания, приведены разделы диагностики  речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_dykhanii.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Формирование правильного речевого дыхания»

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать. Речевое дыхание отличается от физиологического. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе — поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Но паузы между отрезками речи, которые приходится делать при вдохе, не должны быть слишком продолжительными — ведь тогда речь будет несвязной, отрывистой. Поэтому вдох становится более коротким, чем при обычном дыхании. Когда мы говорим, то делаем в среднем 7-10 вдохов и выдохов в минуту, а при обычном дыхании — 14-20. Кроме того, вдох при речи должен быть не только более коротким, но и более быстрым и интенсивным, глубоким, а это удобно делать через рот. Вот почему, разговаривая, мы дышим ртом — носом неудобно вдыхать быстро и глубоко — носовые ходы узкие и достаточно протяженные.

Наблюдая, как наши дети дышат при речи, замечаем что они делают быстрые короткие «задыхивания» посередине фразы или слова, или слишком частят при дыхании, прерывают речь частыми вдохами.

Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет их ребенок с интересом, поскольку их можно обыграть. Каждое упражнение на дыхание выполняют не более 2-3 раз.

  • Дыхательные упражнения

•        Надуть щеки и удержать набранный воздух.

•        Втянуть щеки и расслабить их.

•        Надуть щеки и резко надавить на них пальцами (воздух выпустить сквозь губы).

•        «Полоскать» воздухом рот, перекатывая его за надутыми щеками.

•        Выдувать воздух поочередно то из одного, то из другого угла рта.

•        Легко дуть на перо, лежащее на столе.

•        Дуть  на  ватку,  лежащую  на  гладкой  поверхности,   чтобы  ватка двигалась.

•        Дуть на бумажную ленту, чтобы она трепетала.

•        Дуть на лист бумаги, постепенно отдаляя его от губ.

•        Дуть на конфетти, чтобы оно взлетало и опускалось на поверхность.

•        На выдохе медленно произносить гласные.

•        Дуть на свечу, чтобы пламя мерцало.

•        Дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.

•        Дуть в воду через трубочку, следя за появляющимися пузырьками воздуха.

•        Пускать мыльные пузыри.

•        Дуть на свечку при высунутом языке и задуть ее.

•        Сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.

•        Дуть на бутылочку с высунутым языком.

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности.

Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони руки.

С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а так: же с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового выдоха. Данные упражнения способствуют так же тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

  • вдох и выдох через нос;
  • вдох через нос, выдох через рот;
  • вдох через рот, выдох через нос;
  • вдох и выдох через рот.

Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

«Поем песенку». Вдохнуть воздух: через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино». Показываю беззвучную артикуляцию гласного звука

(сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

  • Диагностика обследования дыхания детей подготовительной группы

Для осуществления планирования и организации работы над дыханием необходимо проведить диагностику, которая дает возможность выявить уровень объема речевого дыхания детей подготовительной группы, перед внедрением комплекса мероприятий.

        Диагностика с детьми подготовительной группы можно проводить  совместно с логопедом, используя критерии представленные в пособии Л.Р.Болотиной «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ». Производилось обследование следующих параметров дыхания:

  1. объема речевого дыхания

2)сила воздушной струи

3)дифференциации ротового и носового дыхания

4)соотношение между вдохом и выдохом

5)эффективность использования речевого дыхания

Использованная литература:

Л.Р.Болотина «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.

Методические рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания....

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

Игры, влияющие на формирование правильного речевого дыхания

Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблю...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...