Экспериментальная работа "Взаимодействие с семьей в целях успешной адаптации детей"
опыты и эксперименты по теме

Герасимова Ирина Владимировна

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №5. Она представляет собой наличие трех этапов работы. В ходе эксперимента было выяснено огромное влияние взаимодействия педагога с родителями на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kursovaya_-_kopiya.docx78.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа по взаимодействию ДОУ с семьей в целях эффективной адаптации детей

  1. Определение группы детей по характеру поведения

в период адаптации

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №5 г. Коврова, в группа №13. В исследовании принимали участие 15 детей (8 девочек, 7 мальчиков) в возрасте от 1 года до 2 лет, родители – 26 человек. Работа проводилась в три этапа.

На первом этапе экспериментальной работы (констатирующий эксперимент, сентябрь 2012г.) проводилось наблюдение за детьми в период адаптации к условиям ДОУ, заполнялись листы адаптации.  [см. Приложение 8]  Также выявлялась группа, к которой принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в ДОУ. [см. Приложение 6,7] Работа проводилась без какого-либо взаимодействия ДОУ с родителями, а так же их активного участия в адаптационном периоде. Проводилось только знакомство и анкетирование родителей [см. приложение 3, 4].

 Воспитатель обращал внимание на эмоциональное состояние ребенка, на характер его деятельности, на взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, на речь ребенка, на его потребность в общении.

Итак, было выявлено, что к 1 группе относятся 8 детей, 53%. Это дети, у которых преобладали плач, слезы, негативное отношение к взрослым и другим детям, отказ от деятельности. Речь у таких детей отсутствовала. Дети испытывали потребность в общении с близкими родными, в получении от них ласки. Адаптационный период  у этих детей длился более 20 дней, и на момент определения группы по характеру поведения детей еще был не закончен.

Ко 2 группе были причислены дети, которые при уходе близких взрослых испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, они готовы были заплакать. Дети, отнесенные к этой группе, отвечали на вопросы взрослого, у них была сформирована потребность в общении с воспитателями и получении от них сведений об окружающем.  Но они еще не могли самостоятельно заняться какой либо деятельностью, а лишь подражали действиям взрослого человека. Таких детей было 6. Это 40%. После заполнения листов адаптации детей было замечено, что адаптационный период этих детей длился от недели до 10-20 дней.

К третьей группе отнесли 1 человека, 7%. Этот ребенок не испытывал определенных трудностей в общении со сверстниками и детьми. Он вел себя спокойно. Сам охотно обращался ко взрослому и остальным детям. Умел самостоятельно найти себе занятие.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что более половины детей из группы негативно реагировали на педагогов ДОУ, испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе родителей, не хотели идти в группу.

Наблюдения, проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в первые дни пребывания в детском саду позволили правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий. [см. Приложение 7]

  1. Организация взаимодействия ДОУ и семьи

в период адаптации детей

Во время второго этапа (формирующий эксперимент) проводилась следующая работа:

Для реализации первого педагогического условия проводились родительские собрания, где родителям подробно была изложена вся информация о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы с детьми в адаптационный период. Даны рекомендации по поступлению ребенка в ДОУ [см. Приложение 1,2]. Проводились беседы (групповые и индивидуальные).

Проведены консультации с родителями по проблемам адаптации ребенка к условиям ДУ [см. Приложение 5]

По результатам тестирование и анкетирование родителей [см. Приложение 3, 4, 9, 11] были выявлены следующие категории родителей[см. Приложение 10]:

К первой категории отнесли родителей с высоким уровнем нравственно-эмоциональной культуры. Таких семей была выявлено 6, это 40 %. В таких семьях преобладает единство требований к ребенку со стороны всех близких взрослых. Родители были заинтересованы в получении более глубоких знаний о процессе адаптации, о том, как помочь ребенку безболезненно пройти период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Ко второй категории отнесли родителей со среднем уровнем образованности, с преобладанием неадекватных форм общения с ребенком. Таких семей было выявлено 8. Это 53%. Родители в таких семьях безразличны к привычкам своего ребенка.

К третьей группе отнесли одну семью, 7%. Это семья с низким социальным статусом родителей ( в данном случае только мамы). В такой семье родители не просвещены в вопросах воспитания своего ребенка, недостаточно уделяется время ребенку, т.к. мама занята работой. Ребенок постоянно находится с бабушкой.

В ходе исследования было выявлено, что многие родители несерьезно относятся к проблемам адаптации ребенка, не владеют информацией, как подготовить своего ребенка к новым условиям. Поэтому с учетом дифференцированного подхода к различным семьям был составлен план индивидуальной работы с разными семьями.

Для реализации второго педагогического условия, в ДОУ была создана группы кратковременного пребывания детей с их родителями, отнесенными ко 2 и 3 категории. Это семьи, где дети, отнесенные к 1 и 2 группе по характеру поведения, нуждающиеся в тесном контакте со взрослыми. Поэтому была организована тесная работа с такими семьями в рамках работы группы кратковременного пребывания. Цель работы такой группы – научить играть и общаться со своими детьми, выстроить положительные взаимоотношения, расширить круг общения ребенка с другими взрослыми и детьми.

Группа была организована на базе ДОУ в музыкальном зале для семей. Родители и их дети собирались в общем кругу, проводилось приветствие. Для родителей была проведена презентация игр с ребенком раннего возраста . Проводились показы разных способов действий с предметами. Родители при этом просто наблюдали за действиями воспитателя и помогали. Далее они уже самостоятельно выполняли действия, а педагог им помогал. Далее дети сами под присмотром родителей играли и занимались с предметами.

Итогом работы такой группы стали беседы о достижениях ребенка в тот или иной день. Беседа проводилась в общем кругу, после чего проводилось прощание.

Для реализации третьего педагогического условия в ДОУ были применены интерактивные и дистанционные формы работы с родителями детей.

Цель интерактивных форм работы с семьей – обмен опытом, создание условий для диалога, групповых сплочений.  Эти формы работы предполагают, что все родители вовлечены в процесс обсуждения. При таких формах работы с семьями родители могут высказывать свое мнение, давать оценку мнениям окружающих, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, принять продуманное решение.

В ДОУ организовывались тематические акции по проблемам адаптации ребенка. Педагоги ДОУ активно сотрудничали с родителями: проводили беседы и консультации, разнообразные конкурсы, родительские собрания с использованием ИКТ.

Также на базе д/с проводились встречи за «круглым столом». При этом группа была соответственно подготовлена: специально расставлена мебель, присутствовало музыкальное оформление.

Темы встречи были различны. Беседы проводились на установление доверительных отношений между педагогами и специалистами  ДУ и родителями, а также между самими родителями. Предлагались  для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остался в стороне, почти каждый принимал  активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.  

Также был создан семейный клуб, целью которого было сближение родителей, совместный поиск помощи детям в период адаптации. Устраивались совместные прогулки и праздники, просмотр диафильмов, чтение художественной литературы детям.

Цель дистанционных форм работы с родителями – обмен информацией о адаптации детей к условиям ДОУ посредством информационно-коммуникативных технологий. В ДОУ был создана обратная связь с родителями на сайте детского сада. В электронной библиотеке  родители могли ознакомиться с нужной информацией по приему детей в ДОУ, о трудностях адаптационного периода, о подготовке ребенка в ДОУ. Родители могли увидеть на сайте газету ДОУ на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДУ». Также проводились он-лайн консультации и общение с родителями через сеть-интернет, где каждый родитель мог задать свои вопросы и получить нужную информацию.

  1. Анализ результатов экспериментальной работы

Во время третьего этапа (контрольный эксперимент, ноябрь 2012г.) проводилось повторное определение группы, к которой принадлежит ребенок по характеру поведения. Присутствовало 15 человек.

К 1 группе отнесли 1 человека, это 6%.

Ко 2 группе отнесли 7 человек, это 47%

К 3 группе отнесли 7 человек, это 47%.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментальной работы можно сделать вывод, что применение в работе с родителями дифференцированного подхода, использование интерактивных и дистанционных форм сотрудничества с семьями, работа групп кратковременного пребывания детей и родителей в Доу, дали положительные результаты по адаптации детей. Детей, отнесенных условно к 1 и 2 группе во время контрольного обследования отнесли к 3 группе.

После посещения групп кратковременного пребывания заметно изменилось поведение детей и их потребность в общении с чужими взрослыми и сверстниками. Дети не испытывали напряженного эмоционального состояния при уходе взрослого, спокойно реагировали на воспитателей и сверстников, охотно шли на контакт с ними. Дети могли самостоятельно найти себе занятие в группе. Они с удовольствием  играли со сверстниками и воспитателями.

В итоге, можно сказать, что адаптация детей к условиям ДУ прошла успешно, благодаря взаимодействию педагогов с родителями детей. Нужно заметить, что родители с удовольствием вступали в контакт, выслушивали все рекомендации и наставления воспитателя и педагогов  ДОУ. Они с удовольствием общались с воспитателями  через интернет, задавали свои вопросы и получали необходимые рекомендации по подготовке детей.

Единая, согласованная с семьей система работы, опирающаяся на знании индивидуальных и возрастных особенностей детей, потребностей в общении со взрослыми и сверстниками позволила решить проблему адаптации ребенка на более высоком уровне.

Выводы

Таким образом, можно сказать, что процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

 Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать разнообразные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Сведения о ребенке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком с момента поступления его в детский сад. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о ребенке, его особенностях общения со взрослыми и сверстниками и др. В ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие. Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ, интерактивных и дистанционных форм взаимодействия с родителями позволили установить с родителями доверительные отношения, помогли сблизить не только педагогов Доу  с семьями, но и самих родителей между собой. А применив дифференцированный подход к разным семьям, позволил найти индивидуальные формы работы с родителями в процессе адаптации их детей к условиям ДОУ.

В итоге нужно отметить, что взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью адаптации детей к условиям ДОУ. Именно сотрудничая с семьями воспитанников, педагог может качественно составить план работы с каждым ребенком, найти индивидуальный подход к детям и их семьям в период привыкания детей к детскому саду.

Приложение 1

Рекомендации по поступлению ребенка в детский сад.

1.Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел;

2.Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, что он скоро пойдет туда;

3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать;

4.Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада; постепенно измените его рацион, чтобы он был более или менее похож на питание в д/саду;

5.Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, либо у него другие заболевания, обязательно поставьте персонал ДОУ в известность и убедитесь, что информация правильно и четко записана;

6.Поговорите с ребенком о возможных трудностях, с которыми ему придется столкнуться, к кому он может обратиться за помощью, как он может это сделать. Проиграйте все ситуации с ребенком дома;

7.Научите малыша знакомиться с другими детьми, научите правильно просить игрушки, а не отнимать их. Научите ребенка предлагать свои услуги другим детям;

8.Ребенок привыкнет быстрее, чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с родителями и их детьми. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии;

9.Избегайте критических замечаний в присутствии ребенка в адрес д/сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом;

10.В период адаптации эмоционально поддерживайте ребенка. Чаще обнимайте его, разговаривайте, гордитесь им;

11.Если ребенок плачет по утрам приходя в д/сад, не переживайте. Через это нужно пройти. Не травите себе душу. Чем спокойнее вы будете, тем проще будет вашему малышу. Терпение и еще раз терпение!!!

Приложение 2

ПАМЯТКА   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ.

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку , помахать рукой), а также ритуал встречи.

3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4.Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как пообещали.

5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

7.Создайте спокойную ,бесконфликтную обстановку в семье.

8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест ,цирка, театра.

9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.

10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе ,каждый день читайте малышу. 

11.Поощряйте любопытство;

12.Не скупитесь на похвалу.

Радуйтесь вашему малышу!!!

Приложение 3

Анкета для родителей детей, поступающих в ДОУ. [4; 74-76]

1.Состав семьи (кол-во): _________  взрослых _________  детей____________

2.Возраст: матери_________ отца_________ ребенка_____________________

(точный возраст)

До 20 лет                                               1-го_______________________________

От 20 до 30 лет                                     2-го_______________________________

От 30 до 40 лет                                     3-го_______________________________

От 40 и более                                        4-го_______________________________

                                                               5-го_______________________________

3.Социальное положение: ____________ мать___________ отец____________

а)Рабочий

б)Инженерно-технический работник

в)Специалист сельского хозяйства

г)Партийный работник

д)Работник культуры, искусства

е)Работник просвещения или здравоохранения

4.Образование: мать_____________________  отец_______________________

(высшее, среднее, средне-специальное, начальное)

5.Ознакомлены ли Вы с условиями воспитания в д/саду (подчеркнуть):

мать__________________________отец________________________________

бабушка______________________ дедушка_____________________________

а)где:  в поликлинике, в яслях, в д/саду

б)когда: до поступления в ДОУ, в период поступления, после поступления

в)кто ознакомил: заведующий, педагог, участковый врач, другие источники

г)в какой форме: беседа, консультация, посещение семьи на дому

6.Знаете ли вы, как проходит процесс привыкания детей раннего возраста к ДОУ: да________________________   нет_______________________________

а)из каких источников: от работников поликлиники, от работников ДОУ, от родных, из книг

б)когда узнали: до поступления в д/с, а период поступления

7.Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детское учреждение: да__ нет__

В какой форме: знакомились  с воспитателями, показывали д/с, знакомились с группой, пугали ребенка яслями, беседовали с ребенком_________________

8.Кто занимался воспитанием ребенка дома: семья, мама, бабушка, няня

9.Посещал ли раньше ребенок дошкольное учреждение: да______ нет______

10.По какой причине отдаете ребенка в д/с в данном возрасте: был с бабушкой, нанимали няню, часто болел, смена местожительства.

11.Соблюдался ли дома режим дня ребенка: да____________ нет___________

12.Есть ли у ребенка привычки: засыпает на руках, засыпает при укачивании, сосет пальцы или соску, пьет из бутылочки.

13. Охотно ли вступает в общение:

с детьми своего возраста (да, нет)

с детьми старшего возраста (да, нет)

с незнакомыми взрослыми (да, нет)

с родными (да, нет)

14.Как относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно):

К укладыванию спать________________________________________________

К кормлению_______________________________________________________

К умыванию_______________________________________________________

К одеванию________________________________________________________

К туалету__________________________________________________________

15.Как Вы поощряете ребенка: за хорошее поведение, за послушание (назовите как):__________________________________________________________

16.Как Вы наказываете ребенка, если он не слушается (назовите):

__________________________________________________________________

17.Единодушны ли члены семьи в выражении: поощрений, наказаний, запрещений, разрешений:______________________________________________

18.Как проходит привыкание вашего ребенка к ДОУ:

Длительно и тяжело, быстро и легко, без особых осложнений, есть случаи заболеваний_________________________________________________________

19.Изменилось ли поведение ребенка дома: да, нет , в лучшую сторону, в худшую___________________________________________________________

20.Ваши предложения и пожелания по организации приема в ДОУ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Анкета для родителей

"Готов ли ваш ребенок к поступлению в дошкольное учреждение"

1.Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?

2.Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?

3.Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?

4.Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?

5.Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?

6.Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого, подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка? Есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?

7.Каким образом ребенок налаживает контакты с незнакомыми взрослыми?

8.Как относится ребенок к сверстникам? Выражает ли он радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других

Приложение 5

Консультация для родителей на тему "Адаптация детей раннего

возраста к условиям дошкольного учреждения". [6; 80-83]

Группы детей раннего возраста комплектуются постепенно, поэтому у каждого воспитателя есть возможность предварительно посетить семью, познакомиться с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком. При посещении важно выяснить такие вопросы, как распорядок жизни малыша, состояние его здоровья, требования, предъявляемые взрослыми, наличие привычек. В беседе с взрослыми членами семьи педагог узнает, готовят ли ребенка к поступлению в ДОУ, какие индивидуальные особенности у ребенка, по их мнению, следует учитывать воспитателю.

Примерный текст сообщения педагога.

Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли вашему малышу хорошо здесь, начнет ли он капризничать при расставании с близкими. Эти волнения и тревоги закономерны, т.к. поступление в д/сад – сложный период в жизни маленького человека. Малыш  часто отказывается от общения с незнакомыми ему людьми, становится замкнутым, волнуется, заболевает. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие только к общению с родителями. А это означает, что ему трудно контактировать с другими детьми и взрослыми. Поэтому необходимо еще до поступления в дошкольное учреждение чаще гулять с другими детьми, со сверстниками и их родителями, оставлять своего ребенка с близкими родственниками.

 Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского коллектива. Для этого нужна подготовительная работа в семье:

1) необходимо приблизить режим дня к распорядку дня в детском саду;

2) при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность;

3) ознакомиться с меню в д/с и приучать ребенка дома к блюдам, включенным в него;

4) развивать культурно-гигиенические навыки (ходить на горшок, мыть ручки, вытирать рот салфеткой, самостоятельно раздеваться и одеваться и др.);

5) о предстоящем поступлении ребенка в ДУ говорите с ним как о радостном событии.

В заключении следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Приложение 6

Определение группы, к которой принадлежит ребенок по характеру поведения при поступлении в ДУ [4; 29]

группа

показатели поведения

Содержание потребности в общении

Эмоциональное состояние

деятельность

Взаимоотношения со взросл.

Взаимоотнош. со сверстн.

речь

I

Слезы, плач

отсутствует

отрицательное, ребенок не воспринимает предложений воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминаниями о близких

Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем

II

неуравновешенное (готовность заплакать, если нет рядом взрослого)

наблюдение, подражание действиям взрослого

положительные (по инициативе воспитателя)

отсутствуют или положительные (ответные)

Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых)

Потребность в общении со взрослыми, в сотрудничестве с ними и получении т них сведений об окружающем

III

Спокойное, уравновешенное

Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра

Положительные (по инициативе самого ребенка)

положительные

Инициативная (сам спрашивает, обращается к взрослым, детям)

Потребность в общении со взрослым и в активных самостоятельных действиях

Приложение 7

Результаты эксперимента

                 Эксперимент

Ф,И ребенка

Констатирующий

 (сентябрь 2012г.)

Контрольный

(ноябрь 2012г.)

Настя Ремизова

III

III

Миша Ремизов

II

III

Маша Федорычева

I

II

Настя Галкина

II

III

Кирилл Маколдин

I

I

Максим Еремин

I

II

Саша Шаров

I

II

Сережа Жуков

I

II

Милана Гудскова

I

II

Тимур Кузнецов

I

III

Юля Пуляева

II

II

Карина Ельцова

II

III

Максим Шабанов

I

II

Маша Голодяева

II

III

Милана Прилепская

II

III

1этап – констатирующий эксперимент

I группа – 8 чел., 53%

II группа- 6 чел., 40%

III группа – 1 чел.,7%

3 этап – контрольный эксперимент

I группа- 1 чел., 6%

II группа – 7 чел., 47%

III группа – 7 чел.,47%

Приложение 8

Лист адаптации ребенка

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Дата поступления___________________________________________________

Возраст при поступлении____________________________________________

Адаптационные дни

1

2

3

4

8

16

32

64

128

настроение

аппетит

засыпание

сон

активность

взаимоотнош. со взрослыми

взаимоотнош. со сверстник.

"+" - положительное

"-" – отрицательное

"+/-"- неустойчивое

"б"- болеет

"Д"- домашний режим

 

Приложение 9

Тест для родителей

«Выявление степени участия родителей в воспитательном процессе»

1. Нравится ли Вам ваш малыш?

2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?

5. Поправляете ли Вы речь ребенка?

6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли вы его?

8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?

9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и бесед с ним?

10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

Приложение 10

Выявление категории семьей:

1 категория: родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии.

2 категория: в среднем уровень образованности и культуры родителей также высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания.

3 категория: это самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.

Приложение 11

Анкета для родителей

«Выявления педагогической культуры родителей»

1. На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребенка?

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт.

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

а) поощрение;

б) наказание;

в) требование;

г) приучение.

3. Какие виды поощрения Вы используете чаще всего?

а) словесная похвала;

б) подарки;

в) ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании?

а) физическое наказание;

б) словесная угроза;

в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Cообщение для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие успешной адаптации детей к детскому саду»

         Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоув...

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

       Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий роди...

Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...