«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»
проект (младшая группа) по теме

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл прект55.13 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Автор: Донцова Зиля Октябриновна, воспитатель 1 квалификационной категории. Работаю в МБДОУ ДСКВ N2 "Калинка" города Нижневартовска ХМАО-ЮГРЫ Тюменской области.

Актуальность проблемы.
       
   *      «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. 
   *    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. 
   * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
    * В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
    *  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
   * Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
   *   Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

    Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и  фауны.

Участники проекта:

 - дети  средней,   старшей, подготовительной  группы «Колокольчики»  детского сада;
 - воспитатели;
 - родители;

Руководители проекта :
 старший воспитатель,
 воспитатель  Донцова З.О.- первая квалификационная категория.

                          Вид проекта:

долгосрочный , досугово-познавательный с 1 июня по 1 декабря 2009 года и с 1 июня по 1 декабря 2010 года.

Цель  проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
 3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
 4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
 5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
 6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.
 Продукты проекта:

  Макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе, газеты экологические 6 выпусков, экологические знаки.

Этапы проекта:

                           Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – Ханты – Мансийского Округа - Югры.
 2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
 4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
 6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
 7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
 8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
 9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
     *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
     *  В природе все взаимосвязано.
     *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 

 Ресурсы проекта:

 1.  Материал флоры и фауны Тюменской области: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии. 
 2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников :Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
 3. Уголки природы в каждой возрастной группе.
 4. Общий цветник и огород  для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
 5. Парк города Нижневартовска.
 6. Вся территория вокруг сада с природными объектами. 
 8. Опытническая  зона в  группе .  Огород на окне в группе.
 9. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.  Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников. Возможность участия в региональном конкурсе  детей - исследователей.
10. Детская библиотека города Нижневартовска.
11. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
                                 
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.

 

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Сроки : май  2009
2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Сроки : июнь - октябрь 2009.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно по флоре и фауне Югры.( стр 74 Д\В N4-2010 г.) .

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские проекты , исследовательские работы по различным

экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения.  Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповом  уголке  природы.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.

8. Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.
9.выпуск экологических газет.

10.Оформление проекта «Насекомые».
 
11. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.

12. Операция «помоги природе". Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.

13. Операция "Подарок птицам" . Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.

14.Познавательное развлечение "Птичьи заботы" в старшей и подготовительной группах.

15. Викторина " Знаем ли мы растения нашего края?" в старшей и подготовительной группах.

16. Экскурсии в парк города. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.

18.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов природных объектов. 
Выставка макетов о родном  крае: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.

19.Экологическая беседа в средних, старших, подготовительных группах "К природе с добротой" Д/В N4-2010 г.стр.38

20. Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем" стр.74"Ст.воспит." N3-2010 г.

21. "Напиши письмо сове". Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме "Природа"

22. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь упаковки"

23. Оборудование в саду уголка "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

24. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ ( статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.

25. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

26. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." ( О насекомых, птицах, животных, растениях, климатических поясах мира, обитателях моря, о временах года и т.д)

27. Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев".

28. Составление гербария «Наши растения».

29. Опытно-исследовательская деятельность на огороде. Цель: вырастить зерновую культуру для получения полноценного урожая зерновых.

30. сбор материала для участия в экологическом конкурсе «Марш парков».

31. Создание экологического десанта.

32.Проведение выставки коллекции динозавров (макеты и игрушки) ребенком в рамках личной презентации.

 

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту "Экологическая тропа". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.
До 30 ноября 2010 г.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Экологическая тропа"

1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников

с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.

2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ. Определение

участников на региональный  конкурс детей - исследователей.

3. Обобщение уровня обогащения предметно - развивающей среды в группе и в целом в детском саду.

4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию   дошкольников

 

                      Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных

воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников.

4. Не все воспитатели могут организовать и руководить детскими

исследованиями на высоком методическом уровне.

5. Могут быть упущены отдельные направления экологического

проекта из-за большого объема изучаемого материала

 

                               Предупреждение рисков.

1. Распределить среди членов педагогического коллектива

ответственных за выполнение отдельных направлений экологического

проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за

реализацией плана действий проекта по своему направлению.

2. Организовать методическую помощь воспитателям по организации

детских исследовательских проектов.

3. Провести цикл консультаций для воспитателей в целях повышения

профессиональной компетентности по экологическому воспитанию

дошкольников.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей

провести в группах родительские собрания по разъяснению

запланированных задач по экологическому проекту "Экологическая тропа", привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Обследование детей показали, что уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2010-2011 учебного года составляет 93%.

Результаты реализации проекта: 
разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями
созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по экологической направленности;
разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе;
уровень усвоения экологической грамотности воспитанниками составляет 93%;
опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного, экологически грамотного поведения  в ежеквартальной газете детского сада «Калинка»;
создана видеотека: «Тундра», «Тайга», «Животные», «Красная книга», «Насекомые», «Наш край»;
создан экологический десант ;


Приложение 1

 Паспорт  проекта «Экологическая тропа».
Вид проекта: Творческо-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный (в течение трёх месяцев лета).
Участники: дети старшей подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: ознакомление с окружающим
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.
Цели проекта: формирование  экологически-грамотного  отношения  детей к природе.
Задачи проекта: сформировать устойчивый интерес к природе, закрепить знания детей о природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения.
Роль родителей в реализации проекта: сбор материала по теме «Экология. Охрана природы».
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение муз работника, физ работника, психолога, завхоза.
Работа с воспитателями: консультации для воспитателей.
Продукт проектной деятельности: конкурс поделок «Насекомые», конкурс рисунков «Охрана природы» (индивидуальная выставка  «Охрана природы» К. Калугина), выпуск газет по экологии, создания «экологического десанта» в составе Катя К., Элина К., Дима С., Эльвина М., Егор М., Влад Е., Лена Щ.
Мультимедийная презентация (презентация слайдов, доклад): презентация «Живой мир», презентация «Животные», презентация «Экология»(доклад на пед совете «Экологическая тропа»), презентация детей «Экологическая тропа».

 

Приложение 2
Формирование экологически грамотного отношения детей к природе
 (из опыта работы Донцовой З. О.).
В детском саду воспитателем работаю более двадцати лет. Начала работать еще, когда в садах была единая программа, единые требования. Но шло время, и шли изменения в работе и новые требования. Соответственно им начались преобразования и в дошкольных учреждениях. Новые веяния коснулись всего, в том числе и образовательных процессов в саду. Новые изменения принесли инновационные технологии, которыми я заинтересовалась. Пробовала работать по ТРИЗ, внедряла развивающие игры Н. Никитина и затем заинтересовалась методом проекта в дошкольном учреждении. Метод «проекта» прежде всего, заинтересовал меня активностью огромным потенциалом в развитии творчества, воображения у детей, в развитии умения подходить к проблеме с разных сторон или же к разрешению данной проблемы совершенно с другой стороны. Может быть, именно поэтому метод «Проекта» сейчас очень актуален. 
Мною наработаны, т.е. апробированы и получены по ним результаты, несколько проектов:
- «Моя улица»
- «Мой город Нижневартовск»
- «Кошкин дом»
- «Моя семья»
- «Зелёный огонёк»
- «Музей хлеба»
- Экологический проект «Живой мир» (подпроекты «Динозавры», «Животные», «Насекомые»)
- Экологический проект «Ёлочка»
- Экологический проект «Маршрут экологическая тропа»
К другим инновационным технологиям, с которыми я так же работаю, относятся портфолио дошкольника, музейная педагогика и коллекционирование. 
Экологический проект «Живой мир» появился, когда дети стали участниками экологического конкурса «Марш парков». Этот проект очень объёмный и большой. Он объединил несколько подпроектов: «Животные», «Красная книга», «Насекомые», «Удивительное рядом», «Динозавры». А так же выделились отдельно проекты «Ёлочка» и «Экологическая тропа». В проектах «Ёлочка» и «Экологическая тропа» активно присутствует тема бережного отношения к природе, т.е. дети уже осознали необходимость бережного отношения к природе. Результатами этих проектов стало меньшее число использовании еловых пород деревьев для украшения праздников (если взять предыдущий год взять 100% - то в нынешнем году добились 80%) т.е. пятая часть решительно отказались от использования натуральных деревьев для празднования. В проекте «Экологический маршрут» результатом стало появление экологического десанта, который работал всё прошлое лето и в это лето активно продолжает интересоваться этим проектом. В экологический десант вошли Катя К., Элина К., Дима С., Эльвина М., Егор М., Влад Е., Лена Щ., Света Г. Дети были активны – определяли знаки экологические, необходимость проведения работ по уходу за объектами, нужность и значимость объекта, нормы поведения, выпустили иллюстрированный познавательный материал – газету. Всего газет было выпущено шесть штук.
Так же результатом этого проекта стал выпуск примерного маршрута «Экологическая тропа» и рекомендации к ним.

 

Приложение N3
Из выступления на педсовете.

Создание экологической тропинки и организация на ней работы.
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организация на ней работы с детьми.
В качестве объектов экологической тропинки могут быть: различные виды пород  деревьев, в том числе редких (аллеи, отдельно растущие редкие породы, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные или природные) уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейники; норки животных; гнездовья птиц; метеостанция; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

 

Этапы создания и оформления тропинки:
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картсхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

 

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:
- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

 

Паспорт некоторых точек экологической тропинки детского сада N 2 «Калинка».

 

ОБЪЕКТ «КЛУМБА».
Объекты для наблюдений: 
цветы – ирисы, ромашки, васильки, лилия, петуния, бархатцы, астры, настурции.
ЦЕЛЬ: изучение и наблюдение растений в летний период.
Рекомендации по организации работы с детьми:

  • труд с детьми: подготовка клумб. Посадка новых растений, полив, рыхление, прополка.
  • наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми
  • сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники
  • беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
  • проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой
  • видеть красоту и неповторимость каждого цветка
  • формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться

 

ОБЬЕКТ – «ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»
Объекты для наблюдений:
1. Крапива
2. Одуванчик
3. Подорожник
4. Тысячелистник
5. Мята перечная
6. Мать-и-мачеха
7. Календула
8. Календула
9. Ромашка аптечная
10. Лопух
11. Кипрей (Иванчай)
Рекомендации по организации работы с детьми:

  • прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
  • рассматривание и сбор семян растений
  • труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме
  • беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения
  • игры с детьми «Мы растения», «чем полезна», «чей листочек»
  • сенсорное развитие детей
  • устройство фитобара.

 

ОБЬЕКТ – «КУСТЫ»
Объекты для наблюдений:
1. Акация
2. Рябина
3. Шиповник
Рекомендации по организации работы с детьми:

  • экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года
  • исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой
  • связь с животным миром
  • польза для человека и забота человека.

 

ОБЬЕКТ – «ДЕРЕВЬЯ»
Объекты для наблюдений:
1. Береза
2. Осина
3. Ива
4. Тополь
Рекомендации по организации работы с детьми:

  • рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года
  • сравнение их между собой
  • забота человека о деревьях
  • использование луп для наблюдений
  • проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева
  • сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений
  • связь с животными

 

ОБЪЕКТ «старый пень»
Объекты для наблюдений.
Объектом для проведения наблюдений стал старый пень около хозблока.
Рекомендации по организации работы с детьми:

  • естественное старение дерева
  • рассматривание мха и древесных грибов
  • связь с животными и насекомыми
  • использование луп для наблюдений
  • исследовательская деятельность

 

ОБЪЕКТ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЖОК»
       
Объекты для наблюдений:
Открытый луг около правых ворот в углу территории сада.
Небольшая поляна около хозблока.
Рекомендации по организации работы с детьми:

  • сравнение луга и огорода
  • связь с животными и насекомыми
  • сравнение травы и мха
  • рассматривание «тропинки» муравьёв
  • использование луп для наблюдений
  • список растений на лугу
  • разное время цветения растений
  • список увиденных насекомых
  • наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
  • исследовательская деятельность
  • характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды

 

ОБЪЕКТ «ОГОРОД»
Объекты для наблюдений:
1. Территория огорода.
2. Грядки на огороде.
Рекомендации по организации работы:

  • наблюдение за работой взрослых
  • уход за посаженными растениями
  • обозначение на грядках
  • опытная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • наблюдение за ростом растений

 

ОБЪЕКТ «ДЕРЕВО ДЯТЛОВ»
Объектом для наблюдений стало старое дерево около правых больших ворот.
Рекомендации по организации работы:

  • рассматривание дерева с близкого и с дальнего расстояния
  • опытная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • сравнение с другими деревьями

 

ОБЪЕКТ «СКВОРЕЧНИК»
Объектом для наблюдений стал скворечник на участке группы «Улыбка».
Рекомендации по организации работы:

  • предназначение скворечника
  • рассматривание домика для птиц
  • наблюдение за птицами
  • слушание писка птенцов
  • слушание пения взрослых птиц
  • слушание пения разных птиц в записи
  • выработка правил поведения

 

ОБЪЕКТ «ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА В ГРУППЕ»
Объектом для наблюдений стали растения и другие обитатели уголков природы в группах.
Рекомендации по организации работы:

  • наблюдения и уход за растениями
  • наблюдения и уход за аквариумом
  • исследовательская деятельность
  • проведение опытов и экспериментов
  • посадка «зимнего огорода»
  • коллекционная работа
  • творческая работа
  • посев растений на рассаду в цветник и на огород

Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников

Педагогические проекты в детском саду

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание  старших дошкольников в работе с родителями»

Автор проекта: Мельникова Ирина Юрьевна

Воспитатель  с.п. ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный «Детский сад №13»

Содержание

1. Введение

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с семьёй.

1.2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников

3. Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеек, бассейн и т. д.

1.2  Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

- Педагог-родитель;

- Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников

Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Актуальность:

- сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;

- экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.

Задачи проекта:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Перспективный план проекта.

Октябрь

1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».

2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).

3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».

4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».

5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.

2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.

4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.

5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Декабрь

1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Десяточка», выпускаемого в дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка защищать природу».

2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.

3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

Январь

1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.

2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»

3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Февраль

1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.

3. Оформить передвижную папку для родительского уголка«Люби и охраняй окружающую природу».

4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).

Март

1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?

2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.

3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.

4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.

5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»

2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.

3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».

4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Формы и методы работы с родителями:

1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

3. Изготовление фотоальбома.

4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

6. Участие родителей в субботниках.

7. Сбор пластиковых отходов.

8. Проведение совместных экологических экскурсий.

9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

3. Заключение

Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Список использованной литературы

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.

9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

Дидактическая игра для детей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту

Дидактическая игра для детей по формированию у детейстаршего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту: "Исключение лишнего"Цель игры: найти карточку с источником опасности к...

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Правила дорожные детям знать положено»

Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов. Ответственность за воспитание грамотных и адекватных участников дорожного движения возлагается на родителей и воспитателей. Учит...

Опыт работы по теме: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения...