ДОКЛАД «Самостоятельные игры детей»
статья (младшая группа) по теме

АВКСЕНТЬЕВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.  Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни.  Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению желаемого результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnye_igry_detey.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

КУ УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

 «Самостоятельные игры детей»

Подготовила воспитатель Авксентьева Н.М.

Г.Урай

2012г.

Самостоятельные игры детей

  Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.  Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению желаемого результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь к познанию окружающего мира.

   Ребенок в игре знакомиться со свойствами предметов, при этом он много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание. Воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируется первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, а в дальнейшем – умение считаться с интересами товарищей по группе.

   Во время самостоятельной деятельности у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание, ласка, сочувствие) и сами начинают проявлять такие чувства по отношению друг к другу. Уже на втором году жизни дети очень четко прислушиваются к  оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на неё.    

   Для педагога организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка. Умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не только особенности психического развития ребенка, но и особенности развития воспитанников в сей группы.

Особенности организации самостоятельной

деятельности детей второго года жизни

   на втором году жизни наблюдается виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: с мячом, игрушками-двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с нее, на улице зимой катание на санках и др.

   большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша. Она проявляется прежде всего в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, рассматривании картинок, книг.

   Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего, малыш много действует с предметами – со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со складными картинками и с орудиями – тесьмой, с помощью которой он ведет машину, молоточком , забивая гвоздики в отверстия, со специально изготовленным станочком из пластмассы или дерева и другими предметами.

   Во втором полугодии второго года жизни у ребенка наблюдаются предметно – игровые условные действия с игрушками – куклой, собакой, зайчонком и другими, при этом дети уже первого полугодия не только воспроизводят разученные действия, но и отображают то, что сами видят в жизни.

   Во время самостоятельной деятельности малыша по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослым. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребенок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и прости вместе посмотреть книгу, что-то для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др.

   Одним из условий, от которого в большой степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий. Определяется он  характером деятельности детей определенного возраста. Таким образом, в группе должны быть игрушки, обеспечивающие виды деятельности ребенка.

   Для развития движений прежде всего необходим простор. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол-барьер (для детей начало второго года жизни), около которого малыши не только хорошо двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Напомним, что прикреплять игрушки к столу нельзя, это снижает активность малышей в выборе нужной игрушки, не дает возможности обследовать предмет, взять его в руки.

   Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Крупные двигающиеся игрушки хранятся на участке, с тем чтобы не загромождать в комнате площадь, необходимую для движений. Не рекомендуется в помещении группы  детей второго года жизни прикреплять шведскую стенку, ставить лесенку – стремянку, так как эти пособия требуют от воспитателя постоянного наблюдения за их использованием. Самостоятельно дети такими пособиями пользоваться не могут.

   В группе должен быть материал и для  рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняют. Это  настольные картины (2-3) с доступными детям с сюжетами: «Таня кормит голубей», « Дети пляшут», »Кошка с котятами» и др. Хорошо, если воспитатель специально  сделает макеты ( 1-2) для рассматривания. Это может быть и зимний макет( кукла катается на санках с горы) и весенний (распустившаяся ветка с сидящей на ней птичкой). Можно повесить панно, выполненное по мотивам знакомых сказок. Горку лучше поставить у окна, чтобы с нее дети могли  наблюдать, что за ним происходит. В группе должен быть аквариум с крупными рыбками. Для рассматривания книг и картинок следует отвести специальное место у окна. Книги, хранящиеся на полке, воспитатель дает, если ребенок попросит.

   Как целесообразнее расположить игрушки в игровой комнате? Это зависит от того, для детей какого возраста готовится игровая комната. Опыт малышей первой половины второго года жизни еще невелик,и  подготовку к игре осуществляет либо один воспитатель, либо(ближе  к достижению детьми 1 года 6 месяцев) совместно с малышами. При этом воспитатель создает так называемые подсказывающие игровые ситуации: например, рядом собачкой помещает тарелку, медведя сажает в коляску, кукол за стол с расставленной на нем посудой, на стол –барьер кладет дидактические игрушки, на стол у окна –несколько картинок. Такие ситуации направляют внимание малыша на ту или иную деятельность.

   Во втором полугодии дети уже владеют достаточно большим опытом и, научившись ориентироваться в группе, начинают сами готовить для себя игровые ситуации. Так, зная, где размещены куклы, посуда, они сами находят для себя куклу, тарелку, ложку и начинают кормить «дочку». Поэтому воспитатель во втором полугодии, организуя игру детей, уже может располагать игрушки в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались в одном месте и не мешали друг другу.

   Место для игр с дидактическими игрушками расположено недалеко от шкафа или полки. Где они находятся. Здесь должны быть игрушки, способствующие формированию умений различать цвет, величину, форму предметов, а также настольный строитель, мелкие игрушки в коробке, которые малыши могут использовать в самостоятельных играх, конструктор, складные картинки и другие настольные игры.

   Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом, который расположен на полке. Здесь же находятся крупные игрушки – животные, автомобили, которые используют в строительных играх. Игра с крупным строителем должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения детей и снимает излишний шум.  

   Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать – располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, так как малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нем. Помимо сюжетных игрушек здесь должны быть соответствующие атрибуты: посуда, одежда, одеяла, полотенца, ванночки и др. так как дети второго года жизни любят наряжаться, в кукольном уголке надо повесить зеркало и все, что для ряжения: косынки, передники.

   Дети второго года жизни воспроизводят воображаемые действия, играют с предметами-заместителями. Для этих целей можно использовать игрушечный умывальник, около которого разыгрываются такие действия. Как мытье посуды, наливание из крана воды, купание кукол и др. при этом малыши используют кубики как мыло. Более мелкие игрушки – игрушечные ножницы, шприц, расчески (пластмассовые) – обогащают игры детей и выдаются им под контролем взрослого. Эти игрушки могут храниться на верхних полках, чтобы дети их видели, но взять могли только с помощью взрослого.

 

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете на тему:"Организация самостоятельной деятельности детей и планирование".

Мастерство воспитателяярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как...

Роль взрослых в самостоятельных играх детей.

Ребенок, который умеет играть, не капризничает, может ,пусть ненадолго, заняться интересным и полезным для себя делом. Он доверяет взрослому, любит с ним общаться. Такой ребенок очень любопытен, его и...

Консультация для педагогов «Подготовка к управлению самостоятельными играми детей»

Вопросу «В школе учатся, а что делают в детском саду?» любой ребенок искренне удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»Действительно, играют! Должны играть. И не секрет, что в совре...

Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности у детей 3 года жизни (Доклад из опыта работы)

Воспитание культурно – гигиенических навыков и самостоятельности у детей 3 года жизни(Доклад из опыта работы)...

Консультация для воспитателей: «Самостоятельные игры детей в театральных уголках»

Консультация для воспитателей:«Самостоятельные игры детей в театральных уголках» Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впеч...

Управление самостоятельными играми детей

Управление самостоятельными играми детей - методические приемы и рекомендации....

Руководство самостоятельными играми детей.

Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов....