Управление самостоятельными играми детей
статья

Ступакова Валентина Ивановна

Управление самостоятельными играми детей - методические приемы и рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ступакова В.И., старший воспитатель ГБДОУ № 85

Приморского района Санкт-Петербурга

Управление   самостоятельными  играми  детей

 

        Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности  дошкольников. Именно через  игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития  умения  соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где все переплетено и взаимосвязано: мир  взрослых  влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают  «исполнение» детьми определенных социальных ролей  взрослых. Взрослые часто используют игры для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень внутреннего  «Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые  игры) и др.

        Игра основана  на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного становится ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

        Организация самостоятельной игры и других видов деятельности имеет большое значение для физического и психического развития, воспитания индивидуальности и формирования детского коллектива. Жизненный опыт ребенка ещё невелик и поэтому в самостоятельных играх он отражает то, чему научил его взрослый. Позже игра становится своеобразной формой общественной жизни дошкольников: дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно играют, осуществляют свои замыслы. Игра ребенка – это первый этап сознательной деятельности; под влиянием её главным образом формируется  личность ребенка, и он готовится к предстоящему труду. Игровая деятельность распространяется и на процессы кормления, сна, туалета: ребенок играет кусочком хлеба, который, плавая в тарелке с супом, оказывается в воображении ребенка «лодкой», а одевание – это бесконечная игра вещами. Но не только игра привлекает ребенка. Со временем он с увлечением будет самостоятельно рисовать, лепить из пластилина, вырезать и клеить аппликации из бумаги, конструировать, делать игрушки-самоделки, петь песни, рассказывать и даже придумывать сказки.

        Для организации  специальных занятий и самостоятельной деятельности в каждой группе должен быть набор соответствующих игрушек и различных пособий, по росту подобранная удобная мебель, должно быть чисто, уютно и просторно.

        Для каждого возраста существует определенная методика организации и проведения самостоятельной деятельности детей.

        Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и  приёмов воздействия  на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.  Что делать, если самостоятельной сюжетной игры не возникает?

        Ход игры и её длительность зависят от игрового опыта и степени общей самостоятельности детей.  Мы, к сожалению, в настоящее время сталкиваемся с тем, что дети не способны самостоятельно развернуть игру, развить сюжет, вдохнуть в него свою душу. Они привыкли все делать под руководством взрослого, работать с оглядкой на него. При этом способности ребенка снижаются. Если самостоятельная игра не развивается, то взрослый должен наметить стратегию по запуску детской игры.

        Во-первых, изменить отношение к игре, поставив её выше других видов деятельности.

        Во-вторых, как можно чаще играть с детьми, демонстрируя образцы ролей и сюжетов.

        В – третьих, стараться облегчить  или, если это возможно, устранить трудности ребенка в общении. Как правило, у неиграющих детей есть нарушения в сфере реальных отношений в семье или со сверстниками. Поэтому следует способствовать повышению их реального статуса, создавая ситуации, в которых неиграющий ребенок чувствовал бы положительное отношение к себе сверстников и взрослых.

        В некоторых случаях можно применить «метод скрытой инструкции». Детям в скрытой форме предлагаются новые сюжеты и роли. Например, дети получают посылку из далекой страны Лапландии, садятся в поезд до Тихого океана и т.д.

        Методические приемы приносят  результаты только в случае их системного  применения, учета общих тенденций психического развития детей, закономерностей формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Овладев, с помощью взрослого,  основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

        Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр.

        Дидактические игры, книги хранятся  в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игры, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка. Чёткое распределение игрушек и пособий, их размещение, создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так, в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» - по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и незаменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

        После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины: под стулом валяется кет-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно её не разбирать, чтобы предложить игру после сна или прогулки.

        Обеспечение игровым материалом – важное, но не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

        Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение должно протекать в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило: во время занятий не отвлекать воспитателя и детей.

        Итак, как же взрослый без прямого вмешательства  может стимулировать игровую деятельность:

  • Создавать эмоционально благоприятные условия для её появления;
  • Проявлять уважительное отношение к играющим детям;
  • Показать, что педагог понимает и принимает детскую игру без малейшего намека на  порицание, упрек, похвалу или комплимент.
  • Поощрять самостоятельность детей;
  • Предоставлять пространство для игры;
  • Готовить игрушки и другой материал, необходимый для игры;
  • Воздерживаться от оценок и объяснений;
  • Позволять ребенку выражать свои чувства, реализовывать свои планы;
  • Создавать условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;
  • Поощрять активность и творчество детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль как одна из основных функций управления ДОУ

Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....

журнал "Практика управления ДОУ"

В середине февраля издательская фирма «Сентябрь» выпустила  пилотный номер журнала «Практика управления ДОУ». Журнал вышел на 80 полосах, тираж пилота составил 10 000 экземпляров....

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

«Понятие управления. Классификация стилей управления. Организационная эффективность демократического, авторитарного, либерального стилей»

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не вс...

Памятка "Привитие навыков безопасного участия в дорожном движении и недопустимости управления транспортными средствами лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста и не имеющими прав на управления транспортными средствами соответствующей категории"

Обращаем Ваше внимание на одну из важнейших тем, как управление транспортными средствами несовершеннолетними. Родители, покупая своему ребенку велосипед, гироскутер, мотоцикл, самокат и прочие средств...