Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"
презентация по теме

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravleniya_innovacionnymi_processami_v_dou.doc48.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_na_kmo.ppt2.56 МБ
Microsoft Office document icon lekciya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Хотелось  бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Переход к полноценному  инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае, возможно будет перевести ДОУ из функционирующего в развивающееся и развивающее. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры.

В  нашем толковании понятия «инновационная культура»- это сформированная готовность педагога поддержать предстоящие изменения, высокая внутренняя убежденность, способность к целенаправленному поиску и получению новых знаний, персональная ответственность,  способствующая  развитию профессиональных качеств и навыков.

Управлять инновационной деятельностью ДОУ – значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов.

 Контингент педагогов ДОУ  представляет собой «яркое разноцветье» образований, стажей, категорий.  Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм.

Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно. Ведь личностное и профессиональное саморазвитие напрямую связано с возможностями, которые предоставляет педагогу «родной коллектив» и зависит от того, стало ли стремление к инновациям внутренней потребностью всех сотрудников образовательного учреждения.

Как известно, в среде единомышленников, то есть людей близких по духу, убеждениям, интересам, человеку легче «двигаться вперед» в своем развитии в силу поддержки со стороны не только администрации, но и коллег. В этом контексте важнейшей задачей является согласование внутри коллектива ценностно-смысловых установок – важнейшего условия профессионального роста сотрудников.

       Информационно-компьютерные технологии активно используются  в воспитательно-образовательной и методической работе нашего дошкольного образовательного учреждения. Для педагогов  ДОУ очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера,  обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Ведь такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.  

    Для того, чтобы  каждый педагог мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, в ДОУ имеется интерактивная техника, которую нам помогали приобрести акционерное общество татнефть (проектор, интерактивная доска, компьютеры, волшебный экран), диски с обучающими программами и играми, принтеры, сканеры, интернет).

    С педагогами, испытывающими затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе, проводим мастер-классы, педагогические мастерские, организуем  наставничество с целью обучения педагогов  методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий. В помощь педагогам в ДОУ  создана творческая группа, которая оказывает помощь в разработке занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов, методических рекомендаций по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях. В результате  многие педагоги ДОУ  самостоятельно разрабатывают и апробируют    занятия с использованием  мультимедийных презентаций

   Как старший воспитатель я  использую ИКТ в методической работе: создаю и  использую мультимедийные презентации  при проведении педагогических советов, городских семинаров – практикумов, консультаций, при аттестации педагогов.

         В сентябре месяце я запланировала обучающий семинар на тему: «Интерактивное оборудование в ДОУ. Требования к организации работы с ним», который провела воспитатель по информатике и математике. Чтоб закрепить усвоенный материал, педагогам было предложено к педагогическому совету подготовить презентацию о своей работе и достижениях на 3 минуты. Время подготовки к педсовету давалось две недели. На протяжении двух недель я наблюдала за работой коллектива, и сделала следующие выводы:  

 - педагоги стали более сплоченными

 - активными

 - тщательно готовились к занятиям

 -  те, кто не владел компьютером,  научились и заинтересовались, даже стали использовать  интерактивную доску на занятиях

 - появилась небольшая конкуренция, которая помогает педагогам творчески расти и достигать поставленных целей

 - а, также в группах у вновь поступивших детей прошла быстро и легко адаптация.

Педагогический совет прошел в интересной форме, коллектив больше узнал  друг о друге, научился самостоятельно делать презентацию, которая в дальнейшем поможет в подготовке к занятиям с использованием интерактивной доски.

       Наши педагоги активные пользователи интернета, который помогает нам решать следующие задачи:

 - Во первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;

 - Во вторых, это разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий к занятиям;

  - В третьих, это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей, и новых дидактических пособий, независимо от места проживания и уровня дохода педагогов;

- Использование Интернет -  ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам;
  • Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при  их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Предоставляет возможность  индивидуализации обучения;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых  обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;
  • Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

 В инновационный процесс в ДОУ мы не только ввели информационно-коммуникативные технологии, но и проводим комплексные интегрированные занятия:

ФЭМП + конструирование. Педагог по математике в своей работе использует раздаточный материал Цветные счетные палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами.

А также логические блоки «Дьенеша» Основная цель использования дидактического материала:

  • научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;
  • ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • развитие мыслительных умений – сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
  • развитие творческих способностей.

Рисование + окружающий мир. Для интеллектуального развития детей и уточнения его знаний об окружающем мире имеет большое значение творческий вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение. Комплексно интегрированные занятия способствуют всестороннему развитию детей, особенно важны они в умственном воспитании и  сенсорном развитии.

В развитие речи включаем  обучение чтению с 3-х лет по методике Зайцева. С кубиками Зайцева ребенок сначала учится не читать, а «писать» складами по таблицам или составлять слова из кубиков. Методика позволяет учить ребенка читать «между делом», ненавязчиво и весело, во время занятий дети не ограничиваются в двигательной активности. Обучение проходит не как скучное заучивание, а в игровой форме – во время игры любой материал усваивается эффективнее.

 Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление инновационными процессами в ДОУ Выступление старшего воспитателя Нагаевой Ирины Владимировны МБ ДОУ ЦРР д\с 1 «Бэлэкэч» на кустовом методическом объединение для старших воспитателей

Слайд 2

Инновации в ДОУ Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию (разработке) освоению, использованию и распространению новшеств.

Слайд 3

«Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон

Слайд 4

Помните, что… нововведение добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; прогрессивно для определенного отрезка времени, но может быстро устаревать и препятствовать дальнейшему развитию

Слайд 5

Формы нового

Слайд 6

Причины нововведений

Слайд 13

Наши педагоги активные пользователи интернета, который помогает нам решать следующие задачи: - Во первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании; - Во вторых, это разнообразный иллюстративный материал при подборе наглядных пособий к занятиям; - В третьих, это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей, и новых дидактических пособий, независимо от места проживания и уровня дохода педагогов; - Использование Интернет - ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным.

Слайд 14

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:  Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;  Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам;  Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;  Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;  Предоставляет возможность индивидуализации обучения;  Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;  В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;  Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты;  Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Слайд 15

Инновации в управлении ДОУ способствуют эффективному управлению, повышают профессиональный уровень педагогов, влияют на качество образования детей дошкольного возраста



Предварительный просмотр:

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Использование информационно-коммуникативных технологий в нашем детском саду позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста. Но, прежде всего, педагог должен изучить содержание компьютерных программ или игр, применяемых на занятии, знать их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. При работе с интерактивной доской педагоги в первую очередь исходят от перспективного плана, темы и целей занятия. Далее рассматривается возможность максимального использования данных интерактивной доски. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Оказывается, благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты. · дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины · глубже постигают понятия числа и множества · быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве · тренируется внимание и память · раньше овладевают чтением и письмом · активно пополняется словарный запас · учатся планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий · развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз · уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора · воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность · развивается воображение и творческие способности · развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления · развивается способность к прогнозированию результата действий. Объективно говоря, все это означает начало овладения основами теоретического мышления. Конечно, только педагог — мастер, педагог — исследователь может достичь таких результатов. Умело переключая внимание с поведения ребенка, эмоциональных проявлений, на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей, поиску своих вариантов выполнения задачи. педагог развивает у них инициативу, творческий потенциал. А способов применения интерактивной доски в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Во-первых, интерактивная доска - просто удобное средство демонстрации игровых и обучающих программ. Во-вторых, использовать специализированное программное обеспечение для самостоятельной подготовки материалов, которые можно показывать детям, сотрудникам ДОУ, коллегам из др. детских садов. Это и презентации, и интерактивные обучающие задания, и создание проектов, педагогические советы, семинары и т.п. Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: · Начальные знания устройства компьютера · Работа в программах: Word, PowerPoint · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ). Таким образом, можно сделать следующие выводы: · использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. · компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций. · рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. · необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Признавая, что компьютер — новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

И сейчас, на конкретных примерах, а именно при исследовании особенностей компьютерных технологий, я покажу как это «выгодно», уметь, использовать и совершенствовать свои умения компьютерной грамотности в деятельности педагога дошкольного образования на примере фрагментов занятий по развитию речи старших дошкольников.

Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

  1. Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии – универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке.
  1. Это задание можно выполнить 3–мя способами.
    На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.

Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х. картинок.

  1. Рассмотрим вторую особенность - возможность работы воспитанников в режиме диалога – данная возможность компьютерных технологий обусловлена их интерактивностью.

 Что такое интерактивность?

Рассмотрим на примере фрагмента занятия по развитию речи старших дошкольников « Путешествие на морское дно».

Краткое содержание занятия: Ребята получают письмо от Черной каракатицы, определяют какой звук она похитила. Ребятам предлагается отправиться на морское дно. Игра Голова-Плавник-Хвост на определение местонахождения звука в слове ( начало, середина, конец) Можно усложнить это задание, если дети будут не просто отвечать на вопросы, а показывать голова – руки на поясе - хвост.

Также в занятии использовались загадки соответствующей тематики.

Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками – дифференциация звуков.

У Зои и Саши день рождение.

Зое подарили…. Какой звук чаще встречается?

Саше подарили….. Какой звук чаще встречается?

Подарки перепутали, требуется помощь ребят. Они называют, что именно подарили Зое, а Что Саше.

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Развиваются:

  • элементы наглядно-образного;
  • теоретического мышления
  • активно пополняется словарный запас.

Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей.

Показ диагностики детей. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

  1. Третья особенность использования ИКТ в детском саду - доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы по которым работают в виде презентаций.  

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

Сообщение "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Сообщение для старших воспитателй ДОУ  и приезинтация, а так же практическое занятие...

Педагогическая технология Управление инновационными процессами

Существенные изменения в социально-экономических сферах жизнедеятельности  общества оказали стимулирующее воздействие на обновление системы дошкольного образования, что характеризуется вари...

педагогическая технология "Управление инновационными процессами в ДОУ"

Существенные изменения в социально-экономических сферах жизнедеятельности  общества оказали стимулирующее воздействие на обновление системы дошкольного образования, что характеризуется вари...

Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании

                   Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса

Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...