Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
статья на тему

Маркова Ульяна Николаевна

Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса.

Маркова Ульяна Николаевна

старший воспитатель, МБДОУ

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский РБ

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. На системном уровне одним из показателей качества дошкольного образования является качество деятельности дошкольного учреждения.

Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь – со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей.

В настоящее время эта потребность многократно усиливалась в связи с переходом на новую систему образования (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы  грамотно и осознанно строить целостную психолого-педагогическую работу, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей воспитанников.

Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности.

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Основная задача - выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.

При анализе деятельности можно выделить частные задачи:

  1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
  2. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
  3. Организация работы по изучению новых образовательных стандартов (ФГОС дошкольного образования) и программ.
  4. Обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
  5. Организация работы по изучению нормативных документов.
  6. Оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
  7. Оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о необходимости внедрения в методическую работу инновационных процессов:  нетрадиционных форм работы, активного использования информационно-коммуникативных технологий, в особенности Internet.

В нашем детском саду активно применяются инновационные формы методической работы, способствующие созданию эффективной системы, направленной на повышение педагогической компетенции, улучшение качества образовательного процесса:

1. Консалтинговая поддержка.

Данная поддержка направлена на оказание помощи педагогам через систему лекций и семинаров, на которые приглашаются представители педагогической науки. Наряду с традиционными формами мы используем консультирование в режиме он-лайн, основанное на Интернет-технологиях. В методическом кабинете для педагогов подготовлены электронные лекции, дополненные подборкой статей, материалами инновационных технологий, готовящих педагогов к будущим дискуссиям.

  1. Кейсы-версии (case-study).

Они связаны с совершенствованием самостоятельной работы педагога и включают: глоссарий специальных терминов, подбор проблемных ситуаций, основные и вспомогательные материалы, список рекомендуемой литературы. Кейсы делятся на проектные и проблемные.

Проектные кейсы направлены на получение конкретного результата, готового к внедрению. Работа над проектом тщательно планируется и обсуждается в коллективе. Проводится подробное структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов и сроков их представления. Формы работы педагогов над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей, интересов участников. Успех проектной деятельности зависит от четкого распределения обязанностей и ответственности за ее выполняемую часть.

Проблемные кейсы способствуют решению какого-либо вопроса, поиску идей, предполагают обмен мыслями, мнениями. Дополнительно мы используем метод мозгового штурма, организуем коллоквиумы (разговор, беседа), на которых выносятся узловые, спорные проблемы.

  1. Методические дни.

Эти дни помогают значительно повысить профессиональное мастерство. Методические дни обычно состоят из теоретической и практической частей. Формы проведения разнообразны. Особой популярностью в нашем ДОУ пользуются обучающие семинары, круглые столы, исследовательские игры.

  1. Педагогические сообщества.

        Сообщества создаются по инициативе педагогов и объединяют творческих людей одной идеей. Участие в них позволяет активизировать психические механизмы, креативность, развить адаптивность и мобильность педагогов. Научно-исследовательская команда создана для подготовки фундаментальных документов, требующих предварительного изучения, сбора данных методами анкетирования или интервьюирования, их анализа и обобщения. Команда создает концепцию инновационной деятельности, участвует в разработке социальных проектов, программы развития, образовательной программы ДОУ и т.д.

  1. Проектный совет.

На заседаниях обсуждаются проблемные вопросы реализации инновационных идей, передовой педагогический опыт по приоритетным направлениям, заслушиваются отчеты руководителей о своей деятельности. Решения проектного совета носят конкретный характер с указанием сроков проведения мероприятий и ответственных за их выполнение.

  1. Открытый профессиональный клуб.

Основная цель – сплочение коллектива, стимулирование и поддержка педагогического творчества, улучшение информационного обеспечения педагогов, вынесение на общий суд профессиональных достижений, организация полноценного досуга. Формы деятельности клуба: поликультурные музыкально-художественные литературные вечера, вернисажи, обсуждение нестандартных педагогических ситуаций, статей, книг, открытий, авторская песня, капустники.

  1. Информационно-коммуникативные технологии

- дистанционное взаимодействие между участниками образовательного процесса;

- взаимодействие образовательного учреждения с органами управления в сфере 

образования, с другими образовательными учреждениями и организациями (документооборот, скайп-конференции, On-line-консультации, семинары);

-взаимодействие между педагогами системы образования через сетевые педагогические сообщества (социальная сеть педагогических работников «Наша сеть», МЦФЭР: ресурсы образования, «Первое сентября»);

-распространение педагогического опыта, участие в конференциях, педсоветах, конкурсах профессионального мастерства в Internet.

Ориентиром при внедрении инноваций в методическую работу ДОУ для нас стали принципы организации инновационной деятельности:

-Принцип сочетания традиционного и инновационного, т.е. сохранение и развитие традиций Детского сада; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров; превращение наиболее эффективных новаций в традиции.

-Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в дошкольном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса.

-Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития: диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности; создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов.

-Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность как доминирующие качества специалиста.

-Принцип развития творческой самостоятельности педагога - воспитателя предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности.

Внедрение инноваций в методическую деятельность позволило:

-повысить эффективность педагогического процесса на основе использования, в практике результатов психолого-педагогических исследований, исследовательского педагогического и новаторского опыта;

-создать инновационные образцы, модели педагогической деятельности;

-повысить научно-педагогический потенциала дошкольного образовательного учреждения посредством включения педагогов в научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность по актуальным проблемам;

-разработать конкретные перспективные направления развития ДОУ в условиях непрерывного педагогического образования, участия в целенаправленном создании нового опыта по таким проблемам как совершенствование, развитие профессионально-педагогической компетентности воспитателей и специалистов посредством развития интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию;

-расширить возможности педагогических работников в выборе новых идей, технологий, программ, организационных форм освоения.

Литература

  1. Кирилина, М.В. Педагогическая компетентность воспитателей ДОУ в условиях инновационной деятельности [Текст] / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 5. – 2011. – с. 112-113.
  2. Малкова, О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов [Текст] / О.А. Малкова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – № 5. – 2010. – с. 6-14.
  3. Шошина, Н.А. Программа повышения профессионального мастерства педагогов [Текст] / Н.А. Шошина // Ребенок в детском саду. – № 1. – 2013. – с. 2-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Консультация для воспитателей. "Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса "

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса...

"Профессиональная компетентность - необходимое условие повышения качества педагогического процесса"

Данная кнсультация направлена на повышения уровня педагогической осведомленности воспитателей....

Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объед...