Картотека малых форм фольклора в повседневной жизни детей младшего возрата
методическая разработка (младшая группа) на тему

В методической разработке рассмотрены варианты различных использований фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_malykh_form_folklora.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор используемый при проведении режимных моментов.

При кормлении:

Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка – муравка со дна поднялась.

Птица – синица за зерно взялась.

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Дети – за молочко.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

При одевании:

Вот они, сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем голошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот как хорошо!

Валенки – валенки,

Невелички – маленьки.

Опушка бобровая,

Мама чернобровая,

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар.

Шар покачу, гулять хочу.

Во время причесывания:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосынки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка маму слушайся.

При укладывании спать:

Ходит сон по горе,

Носит дрёму в рукаве.

Всем детишкам продает,

Нашей Гале не дает.

Баю – бай, баю – бай,

Ты, собачка, не лай.

Велолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон.

 Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

Спи, усни, дитя Сереженька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке

Спать велят.

Баю, бай, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят!

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Утки – на муравушке.

Детки все по люлечкам,

Спят – поспят, всему миру

Спать велят.

Малые формы фольклора используемые в повседневной жизни детей младшего дошкольного возраста.

Потешки, песенки, заклички, загадки, считалки:

«Ах ты ноченька, ночка тёмная»

Ах ты, ноченька, ночка тёмная!

Ночь ты тёмная, ночь осенняя!

Что ж ты, ноченька, так нахмурилась?

Ни одной в небе нету звёздочки!

«Улитка, улитка»

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок порога,

Пышки, ватрушки,

Сдобной лепёшки.

«Жили у бабуси два весёлых гуся»

Жили у бабуси два весёлых гуся:

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.

Вытянули шеи, у кого длиннее,-

Один серый, другой белый,

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки в луже у канавки –

Один серый, другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой пропали гуси –

Один серый, другой белый

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси, кланялись бабуси-

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

«Сорока, сорока»

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала,

Гости услыхали,

Быть обещали.

«Огуречик, огуречик!»

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

«Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

«Мыши водят хоровод»

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Разобьёт весь хоровод.

«Уж ты, зимушка – зима»

Уж ты, зимушка – зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

«Заря - зарница»

Заря – зарница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес – то спит,

И река то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.

«Сидит, сидит зайка»

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка белый,

Ушки жмёт, ушки жмёт.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Вмимолёт, вмимолёт

- Вы, охотнички, скачите,

Меня, зайку, не ищите!

Я не ваш,

Я ушел.

«Тень – тень - потетень»

Тень – тень – потетень,

В огороде – то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладёт.

Кот к тарелке – скок!

Себе нос обжёг.

«Знаешь, мама, где я был?» ( грузинская)

Знаешь, мама, где я был?

В поле зайчика ловил.

Оседлал и прокатился,

Поиграл и отпустил.

«Сапожник» ( польская)

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки!

«Ой ты, заюшка пострел»( молдавская)

Ой ты, заюшка – пострел,

К нам за стол незваный сел.

Сел, головкой повертел,

Ам! – и всё до крошки съел.

«Весна, весна красная»

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

«Тили - бом»

Тили – бои! Тили – бом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка – с фонарём,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

«Дождь! Дождь»( французская)

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят,

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

«Дедушка Рох» ( польская)

Дедушка Рох

Посеял горох.

Землю пахал –

Тяжко вздыхал.

Когда убирал –

Пот утирал.

Когда молотил –

По пальцу хватил.

Зато, когда ел, -

Язык проглотил –

До того было вкусно!

«Баю – бай, за рекой»

Баю – бай, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алёшкиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам – под осинку,

Алёшке – на перинку.

Баю – бай, Лешенька,

Засыпай скорешенько!

«Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

«Стучит, бренчит по улице»

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

По кривой дорожке.

- Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Еду сено косить.

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем тебе молоко?

- Ребяток кормить.

«Ой, в зелёном бору» ( украинская)

Ой, в зелёном бору

Ходит дед ввечеру.

Ходит дед по травке,

Носит сон в рукаве…

Всем детишкам продаёт,

А Ганнусе не даёт.

«Что за грохот?» ( латышская)

Что за грохот, что за стук?

Сел комар в лесу на сук.

Треснул сук под комаром –

Вот откуда стук и гром.

Загадки:

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. ( машина)

Как река проспект широк

Здесь плывёт машин поток. (шоссе)

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (метла)

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт

А в иголках круглый год. ( ель)

Пришла девушка Беляна

Побелела вся поляна

Всю зиму пролежит

Весной в землю убежит. ( снег)

Шапочка серенькая

Жилеточка нетканая

Кафтанчик рябенький

А ходит босиком. ( ворона)

С хоботом, а не слон

Не птица, а летает

Никто не приучает

А на нос садится. (муха)

С хозяином дружит

Дом сторожит

Живет под крылечком

А хвостик колечком. (собака)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт…

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём. ( лес)

Дом открыт со всех сторон

В доме – тысяча колонн.

Над колоннами – шатры,

Под колоннами – ковры.

Тут живут и на коврах

И в колоннах, и в шатрах. (лес)

Голодна – мычит.

Сыта – жуёт

Молодым ребяткам

Молока даёт. ( корова)

Не крапива, а жжётся

Не солнце, а печёт. ( печка)

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везёт всех за собой. ( паровоз)

Не княжеской породы

А ходит в короне.

Не всадник,

А со шпорами.

Сам рано встаёт

И другим спать не даёт. ( петух)

Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной

А когда придёт весна

Просыпается от сна. ( медведь)

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна,

Зовут меня….. ( весна)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день и ночь

Зелёный, желтый, красный. ( светофор)

У него четыре лапки

Лапки цап – царапки

Пара чутких ушей

Он угроза для мышей. (кот)

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Легкие пушинки

Белые ….. ( снежинки)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшка)

Ой, звенит, она звенит,

Всех игрою веселит,

А всего – то три струны

Ей для музыки нужны

Что такое? Отгадайка!

Это наша….. ( балалайка)

Очень весело поёт,

Если дуете в нее

Ду – ду – ду, да – да – да –

Так поёт она всегда.

Не палочка, не трубочка

А что же это?.... ( дудочка)

То мурлычет, то играет

То куда – то удирает,

Убегает далеко.

А когда придёт обратно,

То мурлыкает и с блюдца

Пьёт сырое молоко. ( кошка) 

 

Считалки:

«Заинька»

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся-иди!

«Считалочка»

Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты

"Травка"

Серый зайка вырвал травку.
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.

«Сорока»

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.


«Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!

«Бегал заяц по болоту»

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел

«Гараж»

В гараже стоят машины -
Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?


«Чемодан»

Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
На диване ехал слон .
Кто не верит - выйди вон!

 

«Яблоко»

Катилося яблоко мимо сада,
мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет

«Замочек»

За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

«Считалка»

Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

«Зайчишка»

Зайчишка - трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит, грызет,
Иди прочь - хозяин идет!


«Лиса считалочка»

Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

«Утро»

Наша Маша рано встала
Кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке,
Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке,
А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.

«Считалочка Яблочко»

Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!

«Мяч»

Высоко-превысоко
Кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять,
Я иду его искать.

«Кит»

Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит,
Если веришь, стой и жди,
А не веришь - выходи!

Стихи:

«Осень наступила»

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

…Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

«Ветер по морю гуляет»

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

«Где спит рыбка?»

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

- Что такое хорошо и что такое плохо? –

У меня секретов нет, - слушайте детишки,-

Папы этого ответ помещаю в книжке.

- Если ветер крыши рвёт,

Если град загрохотал,

Каждый знает – это вот для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошел.

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо и большим и детям.

Если сын чернее ночи,

Грязь лежит на рожице,-

Ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.

Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку,

Я такого не хочу даже вставить в книжку.

Этот вот кричит: - не трожь тех, кто меньше ростом! –

Этот мальчик так хорош, загляденье просто!

Если ты порвал подряд

Книжицу и мячик, октябрята говорят:

Плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут:

Он хороший мальчик.

От вороны карапуз

Убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.

Этот хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

В жизни пригодится.

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:

Он плохой неряха.

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

Помни это каждый сын,

Знай любой ребёнок:

Вырастит из сына свин,

Если сын свинёнок.

Мальчик радостный пошел,

И решила кроха:

«Буду делать хорошо,

И не буду плохо».

«Шофёр»

Качу, лечу

Во весь опор.

Я сам - шофёр

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

«Грузовик»

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

«Строители»

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего - нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка!

«Не буду бояться!»

Страшно в лесу.

А если в грозу?

А в тёмные ночи?

Страшно очень.

И есть там медведь,

И медведица есть,

И волки даже!

А заяц – как же?

А заяц живёт,

И – ничего!

И ёжик живёт,

И детки его,

И бегают детки резвятся!

И я не буду бояться!

«Мойдодыр»

Рано утром на рассвете,

Умываются мышата,

И котята, и утята

И жучки и паучки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в повседневной жизни"

Тема: «Использование малых форм фольклора в повседневной жизни детей». Воспитатель:Мачкалян Г.А.      В воспитании дошкольников мы широко используем фольклор,...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.

Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего возраста

Один из принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. использование малых форм фольклора в работе помогает реализовать данный п...

Методическая разработка "Роль малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Эта методическая разработка предназначена для педагогов работающих с детьми младшего дошкольного возраста, а также может быть интересна для родителей....