"Путешествие осеннего листочка"
проект (подготовительная группа) по теме

Исследовательская проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_osennego_listochka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Тема образовательного проекта

«Путешествие осеннего листочка»

Авторы проекта: Волкова Галина Николаевна

                                             Мельникова Елена Евгеньевна

Октябрь 2013г.


Тема проекта «Путешествие осеннего листочка»

Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Участники:     дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Сроки реализации:  30 сентября- 11 октября 2013 г.

Цель: создать условия для развития исследовательских умений, познавательных и творческих способностей детей в ходе изучения природного явления – осенний листопад.

Задачи:

Развивающие: развивать у детей проектно-исследовательские умения и навыки: выявлять проблему, самостоятельно прогнозировать будущие изменения, искать способы решения проблемы, анализировать полученные результаты.

Образовательные: изучить природное явление осени – листопад; выяснить причину изменения окраски листьев деревьев. Расширить и углубить представления детей о том, что деревья являются живыми существами, у которых есть потребность в определенных условиях: тепло, свет, питательная почва. Подвести детей к выводу о взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание  любоваться и чувствовать красоту осенней природы.

Актуализация проблемы. В дошкольном детстве ребенок познает мир природы  эмоционально-чувственным, практическим путем. Гуляя на участке осенью, дети любят бродить по опавшим листьям и слушать, как они шуршат; собирать букеты из опавших листьев и любоваться их красотой. В ходе наблюдений и бесед мы выяснили, что у детей имеются знания о деревьях и об осенних явлениях, но есть интересующие  их  вопросы, ответа на которые они пока не знают. Почему осенью листья опадают? Почему листья меняют окраску? Почему некоторые листья не меняют окраску?

Известно, что дети активно познают мир через различного рода исследовательской деятельности. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем полноценнее развивается ребенок. Поэтому мы решили помочь детям ответить на интересующие их вопросы через организацию проекта, участие в котором позволит детям развить умение обследовать предметы и явления со всех сторон, умение организовать свою деятельность.

Ожидаемые результаты:

  1. Иметь простейшие представления о причинах листопада, изменения окраски листьев осенью, о взаимосвязи живой и неживой природы в осенний период.
  2. Сформированность элементарных навыков экспериментально-исследовательской деятельности.
  3. Желание участвовать в творческой деятельности: составлять творческий рассказ, участвовать в конкурсах, рисовать, читать стихи, придумывать игры, танцы.
  4. Владение первоначальными навыками  бережного отношения к природе.
  5. Повышение активности и заинтересованности родителей в совместной образовательной деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительные мероприятия.

Подбор дидактического материала, информации, материала для экспериментальной деятельности, методической и художественной литературы. Обогащение предметно-развивающей среды. Разработка плана совместной деятельности воспитателей с детьми.

Для определения темы и проблемы проекта мы предложили детям игровую ситуацию: «Представьте, что осенний листочек умеет разговаривать. Что бы вы хотели у него узнать о листопаде, о листьях?»

Вопросы детей:

Почему осенью листья опадают?

Почему листья меняют окраску?

Что меняет окраску листьев?

Почему форма листьев  различных деревьев разная?

Почему листья слетают по-разному?

Опавшие листья живые или нет?

Дерево без листьев живое?

Выяснили, что дети знают по предложенным вопросам, какие вопросы их интересуют больше всего, на какие вопросы дети будут искать ответы сами. Чтобы вызвать интерес родителей к теме  проекта поместили детские вопросы и некоторые их ответы в информационном уголке.

2 этап. Реализация проекта.

Мероприятия по реализации проекта

Познание.

Исследование:

  • изучение строения листа, многообразия формы листьев;
  • какой лист легче сорвать: зеленый или желтый, почему;
  • где прячутся листочки

Смотри Дневник наблюдений, приложение №1

Наблюдения за природой на прогулке:

  • какие деревья не изменяют своей окраски;
  • какое дерево первым сбросило листву (рябина):
  • наблюдение за кленом с зарисовкой;
  • рассматривание почек;
  • наблюдение за проросшим семенем клена;
  • полет осенних листьев с деревьев.

Опытно-экспериментальная деятельность

«Что изменяет окраску листьев?»

Оборудование: 2 стеклянные баночки, зеленые листья клена и березы, растворы- вода, спирт, чистый бензин.

  1. Дети выдвинули проблему: Почему листья изменяют окраску осенью?
  2. Поставили цель: узнать, что находится у листа внутри, с помощью чего лист меняет свою окраску.
  3. Выдвинули предположения:

-  внутри листа что-то находится;

-  в листьях есть какая-то краска;

-  часто идет дождь и из-за большого количества воды листья меняют свою окраску.

4.  Решили проверить предположения детей о дожде. Взяли зеленые листья березы и клена и поместили их в воду.

5.  Гипотеза, что вода помогает окрашивать листья в другой цвет не подтвердилась, так как листья остались зелеными.

6.  Дети предложили взять более сильные растворы: кипяток, спирт, бесцветный лимонад. Решили выбрать спирт и поместить туда листья.

7.  Поместили листья в медицинский спирт. Дети предположили, что цвет раствора сразу же изменится. Но этого не произошло. Оставили листья в растворе на сутки.

8.  Результат: раствор окрасился в зеленый цвет, а лист стал бледнее.

9.  Дети сделали вывод: в листьях есть зеленое красящее вещество.

10. Чтобы узнать, есть ли в листьях и другие красители, решили добавить сильный растворитель – чистый бензин, так как он растворяет краску на стенах и машинах. Оставили на некоторое время листья в бензине и вечером увидели, что бензин поднялся вверх и стал желтым, а внизу остался слой спирта бледно-зеленого цвета.

11.  Вывод: в листьях есть не только зеленые красящие вещества, но и желтые.

12.  Решили с помощью родителей, интернета, энциклопедий выяснить, как они называются.

13.  Сделали вывод: Летом в листьях больше зеленых красящих веществ, а осенью - желтых и оранжевых. Зеленые под действием холода исчезают.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП на прогулке

«В гости к осени»

Задачи:

Развивающие. Способствовать развитию мыслительных операций, внимания. Развивать умение работать в коллективе.

Образовательные. Закреплять знание названий осенних месяцев, представления об изменениях в природе осенью. Формировать умения ориентироваться в пространстве по плану-схеме. Упражнять в классификации листьев по форме, величине, цвету; в количественном счете в пределах десяти, в определении количественного состава числа 5 из единиц.

Воспитательные. Воспитывать взаимопомощь в ситуациях затруднений.

Материал. Осенние листья березы, клена, рябины, тополя, сирени; карточки с символами, обозначающими цвет, форму, величину; обручи, букеты осенних листьев, схема-план участка, коробочка с природным материалом (подарок).

Предварительная работа. На прогулке дети собрали красивые осенние листья. Воспитатель сообщила детям, что на следующий день будет занятие по математике и предложила детям подумать, в каких математических играх можно использовать листья как материал. Предложенные детьми дидактические игры были включены в образовательную деятельность по ФЭМП.

Содержание деятельности:

1. Загадка «Пришла волшебница прекрасная

                Листву без краски перекрасила».

Игра «Назови соседей времен года»

 2. Назови осенние месяцы и скажи, как их называют по народному календарю и почему.

3. Составь букет из 5 разных листьев и назови их.

4. «Рассели листочки по своим домикам (обручам)» (по цвету, форме, величине).

5. «Путешествие осеннего листочка» (ориентация на листе бумаги)

6. Выложи дорожку из 10 листьев от самого маленького до самого большого. Выполнение задания парами.

7. Найди подарок, который приготовила осень (по плану участка).

Коммуникация.

Беседы «Что нам осень подарила», по картине И. Остроухова «Золотая осень», «Если бы не было осени».

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и составление описательного рассказа по плану воспитателя.

Рассказ воспитателя «Русский народный обряд «Осенины».

Речевые игры «Подбери слово», «Узнай по описанию», «Подбери родственное слово»

Игра «Хорошо – плохо»

Когда листья опадают с деревьев, это хорошо или плохо?

Цель: развивать творческое воображение, умение выдвигать предположения, аргументировать ответы.

Ответы детей.

Хорошо

Плохо

Потому что из старых листьев получается удобрение.

Деревья стали голыми, некрасивыми.

Когда листья падают, они красиво летят.

Деревья грустят.

Хорошо бегать по листьям.

Дереву стало холодно.

Можно собрать красивый букет.

Дереву скучно.

Можно сделать поделку из листьев.

Птицы не могут спрятаться на ветках за листьями.

Дереву без листьев легче, т.к. ему легче дышать

Когда листья долго лежат на земле в сырую погоду, они делаются скользкими и можно упасть.

Вместе с листочками упали вредные насекомые.

Ветки с листьями не обломятся под тяжелым снегом.

Сквозь голые деревья можно разглядеть, что находится вдали.

Вывод детей: в осени больше хорошего, чем плохого, все времена года хорошие.

Социализация.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие в осенний лес», «Дизайнеры интерьера».

Настольные игры «Времена года», «Как зовут тебя, деревце?».

Дидактические игры «Что сначала, что потом», «С какого дерева лист», «Когда это бывает?», «Все вокруг рассматриваем – о золотой осени рассказываем».

Дидактическая игра «Волшебная шкатулочка»

Цель: найти и выучить с детьми осенние приметы, связанные с листопадом. Расширять кругозор детей об осенних явлениях. Уметь соотнести примету с результатами наблюдений на прогулке и сделать вывод: соблюдается предсказание приметы или нет.

В круг, ребята, становитесь,

Крепче за руки держитесь,

Я шкатулочку возьму,

Приметы ваши соберу.

Воспитатель подходит к детям, открывает шкатулочку, а дети говорят примету и кладут ее в шкатулочку.

Приметы, положенные детьми в шкатулочку:

  1. Если лист с дерева не чисто спадает – будет холодная зима. (Арина Романенкова)
  2. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы. (Соня Мусатова)
  3. Пока лист с вишневого дерева не спал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит, санный путь не установится. (Коля Лутохин)
  4. Октябрь землю покроет где листочком, где снежком. (Ира Бобкова)
  5. Если березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. (Вика Орехова)
  6. Раннее опадание листвы – к ранней зиме. (Дима Потапов)
  7. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. (Настя Сурина)
  8. Листопад прошел быстро – скоро наступит стужа и зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях – зима будет короткая, с небольшими морозами. (Андрей Кисаров)

Вывод детей: подождать зимы и проверить, совпадают ли приметы.

Художественное творчество

Мотивация: наблюдая с детьми за красотой осеннего пейзажа, подводим их к мысли, что эта красота эта ненадолго. Наступят пасмурные, серые дни. А так хочется, чтобы красота сохранилась. Что же нам делать? Дети предлагают зарисовать осень, сделать поделки из листьев и организовать выставку.

В «мастерской художника-дизайнера» дети обсуждают темы, виды художественной деятельности, материалы для работ:

Рисование «Золотая осень».

Коллективная аппликация «Осеннее дерево».

Аппликация из листьев «Корзина с грибами».

Ручной труд «Ветка рябины» и «Осенний букет»

Монотопия «Осенний пейзаж».

Совместно с воспитателями дети организовали выставку «Осень надевает золотой наряд». . У них возник вопрос: Для кого мы сделали эту выставку?.  Вместе пришли к  решению:  показать ее не только родителям, но и детям из других групп. Авторы наиболее понравившихся произведений подготовили небольшие аннотации к своим работам.

Вывод детей: красота не должна исчезать, она украшает нашу жизнь, надо делиться красотой с другими детьми и взрослыми. Быть художниками интересно.

Смотри приложение № 2

Труд.

Мотивация: Кто убирает листья в лесу? А кто убирает листья в городе? Почему нужно убирать листья в городе и на участке? Кто уберет листья на нашем участке?  Воспитатель сообщает детям о месячнике чистоты в городе. Дети решают, что они сами могут убрать листья, чтобы участок был чистым, красивым. Как сделать так, чтобы работа спорилась? Ответы детей: нужны метлы, грабли, лопаты, ведра, носилки. Можно, чтобы одни дети подметали, другие сгребали или носили мусор, чтобы все работали. При поддержке воспитателя дети самоорганизовали трудовую деятельность по бригадам. После того как намеченная работа была выполнена,  воспитатель говорит детям: Посмотрите на листочек, как он трепещет. Наверное, он хочет  что-то сказать. Давайте послушаем его. Он хвалит вас. Вы трудолюбивые, старательные и ответственные. Вы дружно трудились и наш участок не узнать. Спасибо вам».

Физическое развитие.

Красивый кленовый лист обращается к детям: Я умею красиво кружиться, лететь. А вы можете придумать подвижные игры с листочками? Дети решают подумать, посоветоваться с родителями.

На прогулке и физкультурных занятиях дети играют в подвижные игры, эстафеты,  которые они придумали:

«Чья команда больше соберет листьев за минуту».

«Найди свой листок».

«Раз, два, три, к своему дереву беги».

«Пройди по дорожке из листочков».

«Дворник и листья» и др.

Творческое задание: придумать упражнения с листочками для утренней гимнастики.

Чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность: как быстрее заучить стихотворение?

Мы много заучиваем стихов к утренникам, праздникам. Не всегда стихотворение быстро запоминается. Как помочь себе? Дети предлагают разные способы заучивания: заучивать по частям, учить долго, подбирать картинки. Воспитатель предлагает выбрать: Что удобнее, использовать подходящие для стихотворения картинки или  сделать простые   (схематичные)  зарисовки (значки).? Какие изображения удобны для заучивания и не требует долгого рисования? Затем читает стихотворение Е Трутневой «Осень», дети постепенно подбирают значки, отображающие те или иные строчки, заносят их на лист бумаги на доске. В результате получилась мнемотаблица,  по которой дети легко заучили стихотворение.

Обсудили с детьми проблему: не все умеют выразительно читать стихи. Дети решили организовать конкурс на лучшее исполнение стихов с тем, чтобы победители рассказали стихи об осени на празднике. Детское жюри выбрали 3-х детей-победителей.

Выводы детей: надо всегда искать способы решения трудных вопросов

Непосредственно образовательная деятельность

«О чем разговаривали осенние листочки»

Программное содержание: приобщать детей к поэзии. Закреплять у детей навык эмоционального и выразительного чтения стихов, драматизации отрывков из произведения. Продолжать учить использовать выразительные средства: мимику, жест.

Продолжать развивать представления о характерных признаках осени через поэтическое произведение. Развивать творческие возможности каждого ребенка.

Материал: букет осенних листьев. Дидактическая игра «Азбука настроения»-пиктограммы, шапочки «кленовые листья», трафареты кленовых листьев, цветные карандаши, аудиозапись «Времена года. Осень» П.И. Чайковского.

Ход:

  1. Воспитатель предлагает детям:  Представьте себя осенним листочком, который сорвался с ветки и его  несет по воздуху ветер. Что вы чувствуете ? Выразите свое настроение  с помощью пиктограммы.
  2. Чтение стихотворения Т.А. Шорыгиной «Осень»
  3. Д.и. «Назови и покажи действия листочков» (разговаривают, шепчут, дрожат, падают, кружатся).
  4. Д.и. «Найди приметы осени в стихотворении и обозначь их значком». Воспитатель зачитывает отрывки с приметами осени, а дети выкладывают значки на столе (работа парами) (туман белый, холодный - белый кружок, пожелтели клены - желтый кружок, короче день – кружок с заштрихованной половинкой, с деревьев «лилась» сухая листва (листопад) - дождинки, иней, первый снег- снежинка).
  5. Повторное чтение отрывка «Разговор листьев». О чем разговаривают листья?
  6. Драматизация отрывка.
  7. Игровое упражнение на определение эмоционального состояния ребенка по цвету «Раскрась листок цветом, который тебе нравится».
  8. Танец-импровизация с листочком, который дети раскрашивали (под музыку П.И. Чайковского)

Музыка.

Заучивание песни «Ах, какая осень!» сл и муз. З Роот.

Слушание «Времена года» П.И. Чайковского.

Творческое задание: придумать танец летящего листочка.

В ходе художественно-эстетической деятельности подводим детей к выводу: осень очень красивое время года. отобразить красоту осенней природы можно разными средствами: изобразительными, музыкальными, литературными.

Здоровье

Беседы: «Деревья, которые лечат», «Ядовитые плоды деревьев», «Чем полезны деревья для человека»

Безопасность.

Беседа «Почему старые засохшие деревья могут быть опасны?»

Взаимодействие с родителями.

  1. Совместно с ребенком составить и записать сказку или рассказ на тему «Путешествие осеннего листочка». Смотри приложение № 3
  2. Конкурс семейных поделок из осенних листьев «Осенняя фантазия». Смотри приложение № 3

3 этап. Презентация. Участвуют дети и родители.

Предварительная работа: дома дети с родителями записывают на листике из бумаги свое отношение к проекту, что им понравилось, чему научились. Помогают ребенку подготовить выступление по страничке книги со своим рассказом или сказкой.

Презентация Книги сказок и рассказов детей и родителей «Путешествие осеннего листочка».

Смотри приложение № 4.

В заключение вносится «волшебная шкатулка», куда дети с родителями опускают свои листочки.


Литература, источник:

  1. О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень».  «Скрипторий» Москва 2005.
  2. Т.А. Шорыгина «Наша Родина – Россия» Методическое пособие. ТЦ СФЕРА, Москва 2011.
  3. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» ТЦ СФЕРА, Москва 2007.
  4. Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» ТЦ СФЕРА, Москва 2006.
  5. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» ТЦ СФЕРА, Москва 2009.
  6. Интернет-ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Путешествие осеннего листочка"

Данное занятие рекомендуется для детей 4 лет как форма осеннего досуга.Технология занятия предусматривает использование синтеза искусств и художественной деятельности....

Путешествие осеннего листочка!

Интегрированное занятие по развитию речи с экологией...

Праздник "Путешествие осеннего листочка"

Дети, используя различный художественный материал и рисуя ладошкой, передают богатство осенней палитры....

План - конспект образовательной деятельности тема: «Путешествие осеннего листочка» вторая младшая группа

Формирование у детей интерес к окружающему миру, родной природе Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (пасмурно, идет мелкий дождь, становится холодно, солнце греет слабо, ду...

Конспект музыкальной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие осеннего листочка»

Задачи:1.Создание мотивации и личностного смысла у детей и предстоящей музыкальной образовательной деятельности2.Воспитание чувства любви к своей Родине, ее природе, людям, обычаям3.Развитие музыкальн...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....

сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»

сценарий осеннего развлечения «ПУТЕШЕСТВИЕ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА»...