ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение их в детское экспериментирование».
проект (младшая группа) по теме
Филиал МАОУ "Комсом
омольская СОШ" детский сад "Ёлочка"
ПРОЕКТ
«Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение их в детское экспериментирование».
Воспитатель:
Федорова
Светлана
Николаевна
Стаж педагогической работы:
6 лет
пос.Комсомольский, 2009 год
Актуальность.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни, с этическими правилами жизни в обществе.
Рассматривая детское экспериментирование, как самоценную для ребенка творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности. Свою задачу я определяю следующим образом - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными материалами.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.
Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог
И никто здесь не промок.
С песком:
Если сыплешь ты песок — Рядом веник и совок.
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители помогают в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В связи с этим я выбрала эту тему для работы с детьми и считаю что, игры – эксперименты помогают в развитие познавательной активности.
Цель:
Создание условий для развития познавательной активности у детей через экспериментирование.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
2. Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
3. Сформировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения, представления о форме, цвете и величине предмета.
4. Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.
Тип проекта: педагогический.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители.
Продолжительность проекта: в течении года.
Образовательная область: познавательное развитие-экспериментирование.
Перспективный план работы.
Месяц | Форма работы | Задачи |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
| Занятие «Листья». Игра «Различи листья по размеру и форме». Труд: Сгребание опавших листьев в кучки. Нанизывание листьев на прутики. Изготовление гирлянды из листьев. «Танец с листочками». Заучивание стихотворения с детьми «Листья все осыпались…».
Занятие «Собери шишки в корзину». Стихотворение - инсценировка «Мишка косолапый». Выкладывание узоров из шишек. Работа с родителями: «Выставка поделок из природного материала».
Занятие «Камешки» (собирать, ориентируясь по цвету, форме, величине). Игра «Бросание камешков». Сказка о камешке. Выкладывание с детьми «дорожки из камешков» (на улице). Беседа с детьми «О камнях». Индивидуальная беседа с родителями о камнях.
Занятие «Водичка – водичка». Пальчиковая игра «Водичка - водичка умой мое личико». Игра «Фонтан». Заучивание стихотворения о воде «Кран откроем, нос умоем». Консультация для родителей «Игры с водой». Мытье игрушек. Купание куклы. Беседы с детьми о воде.
Занятие: «Снежные фигурки». Беседа с детьми о снеге. Труд: чистка дорожек и горки от снега. Заучивание стихотворения о снеге «Снег, снег кружится…». Пение песни «Зима». Танец «Снежинок». Консультация для родителей «Зимние забавы. Игры со снегом». Индивидуальные беседы с детьми и родителями. Лепка снежных фигур (горка, заяц).
Занятие. «Самолет» Беседа с детьми на тему: «Самолет». Рассматривание с детьми иллюстрации с изображением самолетов. Игра «Чей самолет улетит дальше». Пение песни «Самолет». Выставка игрушечных самолетиков. Поделка самолетов из пластилина и бумаги.
Занятие. «Печем пироги для куклы». Беседа с детьми о песке: рассматривание, свойства песка. Консультация для родителей: «Игры с песком». Труд: сгребание песка в кучу лопатками на участке. Пение песни «Пирожки». Игры с песком. Занятие. «Солнечный зайчик». Беседа с детьми о солнышке, где оно ночует, показать картинку солнышко. Игра «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик». Пение песни «Солнышко». Рисование и лепка из пластилина солнышка. Консультации для родителей: «Осторожно: тепловой и солнечный удар!», «Солнце хорошо, но в меру».
Занятия. «Зеленые друзья». Беседа с детьми о растениях, строение, уход. Труд: пересаживание комнатных растений, пересадка лука. Экскурсия с детьми к клумбе. Игра с цветами. Консультация для родителей «Воспитываем бережное отношение к растениям». | Активизировать движение детей, упражнять в наклонах. Формировать эстетический вкус, чувство цвета, ритма, композиции. Формировать воображение. Развивать мелкую мускулатуру кисти рук.
Закрепить знание цвета, формировать начальные математические представления, учить ориентироваться в пространстве.
Учить ориентироваться в пространстве, отыскивать и радоваться. Упражняться в ходьбе. Формировать начальные математические представления.
Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде. Целительные свойства воды.
Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о снеге.
Развивать воображение. Учить ребенка входить в образ предмета. Рассказать каковы функциональные действия самолета.
Учить действовать совком - зачерпывать влажный песок, пополнять им формочку, переворачивать формочку, стучать по дну формочки. Побуждать детей к эмоциональной оценке достигнутого результата.
Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на траве, дороге, воде.
Формировать бережное отношение к растениям. Учить заботиться о них. |
Этапы работы.
Этапы, основные задачи | Цель | Сроки |
1.Теоретический: - моделирование воспитательно- образовательной работы с детьми.
2.Практический
3.Итоговый | Определение системы по данному направлению, подбор методической литературы, пособий. Составление перспективного плана работы на год.
Реализация проекта: работа с детьми, работа с родителями.
Проведение диагностики, обсуждение полученных результатов. Проведение открытого занятия по реализации проекта. Презентация проекта на педагогическом совете. | Август- Сентябрь
В течение года
Апрель
|
Ожидаемый результат в конце года:
1. Изменение в познавательном развитии у детей:
- появятся знания о свойствах, качествах предмета;
- появятся представления о форме, цвете и величине предмета.
2. Расширятся знания об окружающем мире.
3. Расширится словарный запас.
Литература.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. — М.: Арена, 1994.
- Поддъяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. — № 5.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Прохорова Л.Н., Балакшина T. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Под-солнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
- Тугушева ГЛ., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
- Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/04/16/dev.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...