ПРОЕКТ «Развитие познавательной активности у детей 2-3 лет через включение их в детское экспериментирование».
проект (младшая группа) по теме

Федорова Светлана Николаевна

Филиал МАОУ "Комсом
омольская СОШ" детский сад "Ёлочка"

 

 

 

ПРОЕКТ

«Развитие  познавательной  активности  у  детей  2-3  лет  через  включение  их  в  детское  экспериментирование».

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

                                                                              Федорова

                                                                              Светлана        

                                                                              Николаевна

 

      Стаж  педагогической  работы:

                            6 лет

 

 

пос.Комсомольский, 2009 год

 

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игро­вой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная де­ятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о не­обходимости включения дошкольников в осмысленную деятель­ность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и разли­чия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни, с этическими правилами жизни в обществе.

Рассматривая детское экспериментирование, как самоценную для ребенка творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности.  Свою задачу я определяю следующим образом - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными  материалами.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворе­ния от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуа­ции моделируются от имени сказочного героя-куклы.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, реша­ют возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответству­ющие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка, яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любозна­тельности, повышению интереса к экспериментальной дея­тельности.

Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко за­поминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.       

Фартук - друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

С песком:

Если сыплешь ты песок —  Рядом веник и совок.

Помни правило: огонь                      

Никогда один не тронь!                

По окончании работы:                              

Ты работу завершил?                          

Все на место положил?                               

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители  помогают в  оборудовании и по­полнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, способствуют удовлет­ворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

В связи с этим я выбрала эту тему для работы с детьми и считаю что, игры – эксперименты помогают в развитие познавательной активности.

 

Цель:   

Создание условий для развития  познавательной активности у детей через экспериментирование.   

                           

Задачи:

1. Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

2. Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

3. Сформировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения, представления о форме, цвете и величине предмета.

4. Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

 

Тип проекта: педагогический.

 

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители.

 

Продолжительность проекта: в течении года.

 

Образовательная область: познавательное развитие-экспериментирование.

 

Перспективный план работы.

 

 

Месяц

Форма работы

Задачи

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

Занятие «Листья».

Игра «Различи листья по размеру и форме».

Труд: Сгребание опавших листьев в кучки.

Нанизывание листьев на прутики.

Изготовление гирлянды из листьев.

 «Танец с листочками».

Заучивание стихотворения с детьми «Листья все осыпались…».

 

Занятие «Собери шишки в корзину».

Стихотворение - инсценировка «Мишка косолапый». Выкладывание узоров из шишек.  Работа с родителями: «Выставка поделок из природного материала».

 

Занятие «Камешки» (собирать, ориентируясь по цвету, форме, величине). Игра «Бросание камешков».

Сказка о камешке.

Выкладывание с детьми «дорожки из камешков» (на улице).

Беседа с детьми «О камнях».

Индивидуальная беседа с родителями о камнях.

 

Занятие «Водичка – водичка».

Пальчиковая игра «Водичка - водичка умой мое личико».

Игра «Фонтан».

Заучивание стихотворения о воде «Кран откроем, нос умоем».

 Консультация для родителей «Игры с водой».

Мытье игрушек. Купание куклы.

Беседы с детьми о воде.

 

Занятие: «Снежные фигурки».

 Беседа с детьми о снеге.

Труд: чистка дорожек и горки от снега.

Заучивание стихотворения о снеге «Снег, снег кружится…».

Пение песни «Зима».

Танец «Снежинок».

Консультация для родителей «Зимние забавы. Игры со снегом».

Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Лепка  снежных фигур (горка, заяц).

 

Занятие. «Самолет»

Беседа с детьми на тему: «Самолет».

Рассматривание с детьми иллюстрации с изображением самолетов.

Игра «Чей самолет улетит дальше».

Пение песни «Самолет».

Выставка игрушечных самолетиков.

Поделка самолетов из пластилина и бумаги.

 

Занятие. «Печем пироги для куклы».

Беседа с детьми о песке: рассматривание, свойства песка.

Консультация для родителей: «Игры с песком».

Труд: сгребание песка в кучу лопатками на участке.

Пение песни «Пирожки».

Игры с песком.

Занятие. «Солнечный зайчик».

Беседа с детьми о солнышке, где оно ночует, показать картинку солнышко.

Игра «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик».

Пение песни «Солнышко».

Рисование и лепка из пластилина солнышка.

Консультации для родителей: «Осторожно: тепловой и солнечный удар!», «Солнце хорошо, но в меру».

 

Занятия. «Зеленые друзья».

Беседа с детьми о растениях, строение, уход.

Труд: пересаживание комнатных растений, пересадка лука.

Экскурсия с детьми к клумбе.

Игра с цветами.

Консультация для родителей «Воспитываем бережное отношение к растениям».

Активизировать движение детей, упражнять в наклонах. Формировать эстетический вкус, чувство цвета, ритма, композиции.

Формировать воображение.

Развивать мелкую мускулатуру кисти рук.

 

 

 

 

 

 

Закрепить знание цвета, формировать начальные математические представления, учить ориентироваться в пространстве.

 

 

 

Учить ориентироваться в пространстве, отыскивать и радоваться.

Упражняться в ходьбе. Формировать начальные математические представления.

 

 

 

 

 

Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде. Целительные свойства воды.

 

 

 

 

 

 

Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о снеге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать воображение.

Учить ребенка входить в образ предмета.

Рассказать каковы функциональные действия самолета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить действовать совком - зачерпывать влажный песок, пополнять им формочку, переворачивать формочку, стучать по дну формочки.

Побуждать детей к эмоциональной оценке достигнутого результата.

 

Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на траве, дороге, воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать бережное отношение к растениям. Учить заботиться о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы.

 

Этапы, основные задачи

Цель

Сроки

1.Теоретический:

- моделирование

воспитательно-

образовательной

работы с детьми.

 

2.Практический

 

 

 

3.Итоговый

Определение системы по данному направлению, подбор методической

литературы, пособий.

Составление перспективного плана

работы на год.

 

Реализация проекта:

работа с детьми,

работа с родителями.

 

Проведение диагностики, обсуждение полученных результатов.

Проведение открытого занятия по реализации проекта.

Презентация проекта на педагогическом совете.

Август-

Сентябрь

 

 

 

 

В течение года

 

 

Апрель

 

         

Ожидаемый результат в конце года:        

1. Изменение в познавательном развитии у детей:

- появятся знания о свойствах, качествах предмета;     

- появятся  представления о форме, цвете и величине предмета.       

2. Расширятся знания об окружающем мире.

3. Расширится словарный запас.

 

 

                    

Литература.

  • Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педаго­гических поисках: Пособие к спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повыше­ния квалификации работников образования. — М.: Арена, 1994.
  • Поддъяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. — № 5.
  • Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  • Прохорова Л.Н., Балакшина T. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес­кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Под-солнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  • Рыжова Н. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  • Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
  • Тугушева ГЛ., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  • Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические со­веты к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...