Консультация для педагогов Тема. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию познавательно-речевой деятельности детей».
консультация по теме

Герасимова Наталия Владимировна

Консультация для педагогов

Тема. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию познавательно-речевой деятельности детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию познавательно-речевой деятельности детей».

Подготовила: Герасимова Наталья Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ  «Детский сад  № 4 Ласточка» г.Кувандык , 2012г.

«Литературные конкурсы как форма работы по развитию познавательно-речевой деятельности детей».

Детские викторины и конкурсы очень любимы малышами, они пробуждают интерес к обучению, демонстрации своих знаний и умений, развивают внимание, самостоятельность, мышление и память. Дети с удовольствием принимают участие не только непосредственно в самом мероприятии, но и в его подготовке.
    Правильно подготовленная и проведённая викторина или игра является мощным инструментом в достижении учебных целей, реализации воспитательных принципов обучения и в развитии гармоничной личности ребёнка.

    Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи познавательно-речевого развития  и ознакомления с художественной литературой. Кроме того, при организации конкурса, объединяются разные виды искусств – музыки, живописи, литературы, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.

    Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

    Участие детей в литературных конкурсах и викторинах помогает им лучше понимать смысл литературного произведения, сохранять интерес к художественному слову, знакомиться с жанровыми особенностями рассказов, сказок, стихов, малых фольклорных форм.

В результате непринужденного общения детей и взрослых  во время литературного конкурса или викторины у детей развивается слуховая, зрительная и двигательная память, артистические способности, формируется воображение, умение мысленно представлять события и героев литературных произведений и даже побывать в роли того или иного литературного героя.

В литературных развлечениях дети – главные герои и участники. Педагогу же кроме проведения занятий по ознакомлению с художественной  литературой необходимо много читать детям в свободное время (перед обедом, перед сном, вечером, на прогулке в теплое время года). Дети и сами приносят из дома книги, которые читают им взрослые. Кроме этого они слушают литературные произведения на аудикассетах  в исполнении артистов (в нашей группе имеется фонотека  из 17 кассет). Деятельность детей при подготовке к литературным конкурсам состоит и в том, что они учат стихи, разыгрывают сценки, придумывают свои сказки и истории, рисуют иллюстрации, мастерят костюмы героев.

На самих мероприятиях воспитатели выступают в качестве ведущих, членов жюри, гостей и героев-помощников в проведении конкурса, викторины и героев из литературных произведений.

    Творческая группа готовит сценарий, определяет задания, подбирает музыку, помогает детям в изготовлении костюмов, необходимого оборудования, а также сувениров, грамот и медалей за создание яркого образа, выразительное чтение стихотворения, активное участие в викторине и т.д.  Вопрос поощрения детей.  один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники. В качестве “награды” могут быть использованы грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги. Победитель получает то же поощрение, но с надписью “Победитель”

Роль зрителей могут выполнять как взрослые, так и дети. Эта роль хотя и пассивная, но очень важная: внимание и доброжелательность поддерживают участников конкурса или викторины. Свое одобрение зрители высказывают аплодисментами.

Литературные конкурсы и викторины для дошкольников включают в себя литературные игры, детское литературное творчество. Литературные конкурсы могут быть тематическими ( о природе, животных, временах года, людях, на нравственные темы), авторскими (по одному художественному произведению, по творчеству одного автора, по произведениям разных авторов), смешанными.

Отличным подспорьем при организации могут стать настольно-печатные игры, задания, практикумы по различным художественным произведениям и закрепляющие знания родного языка.

 К литературным играм и заданиям можно отнести разгадывание или составление кроссвордов, ребусов, так называемые «сравнилки» (дети в двух на первый взгляд одинаковых рисунках по литературному произведению или сказке находят отличия, отыскивают тех сказочных героев, кто там спрятался). Много таких заданий в журналах «Веселые картинки», «Миша».

Детское литературное творчество включает в себя сочинение рифмовок, стихов, рассказов, сказок; исполнение различных литературных произведений и «книгоиздательство».

Методы и приёмы в работе с литературными текстами: узнавание произведения по отрывку, выразительное чтение и рассказывание фрагментов, разыгрывание текста по ролям, определение характера героя, подбор пословиц, поговорок и соответствующих картинок к тексту произведения, отгадывание загадок.

Приемы, используемые в детском творчестве: обыгрывание сюжетов, коллаж, создание книги, рисунка, словесного портрета героя , сказки  «наоборот» и т.д.

     Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Дошкольники охотнее усваивают знания и приобретают опыт, когда деятельность проходит в виде игры. Различные конкурсы, соревнования стимулируют интерес детей. Кроме того, проведение таких мероприятий предполагает вступление взрослого в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Организованные педагогами литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия, ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге, прочесть сказку или стихотворение, выучить понравившееся произведение.

Викторина по сказкам братьев Гримм «Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Заяц и еж», «Король-дроздовик»

Первое задание. «Разложить открытки по порядку». На двух подносах лежат открытки из набора «Братья Гримм «Беляночка и Розочка». В иллюстрациях Татьяны Нарской. М.: Изобразительное искусство, 1985». По 5 открыток каждой команде. Кто быстрее справится с заданием?

Второе задание. «Конкурс капитанов». Каждому капитану из трех предложенных портретов писателей выбрать портрет одного из братьев Гримм и назвать сказочника по имени. (Якоб или Вильгельм.) Кто быстрее справится с заданием?

Третье задание. Каждой команде дается по большому листу с изображением различных животных. Нужно найти тех из них, о ком говорится в сказках братьев Гримм (например: кот, медведь, осел; собака, заяц, еж). Кто быстрее справится с заданием?

Четвертое задание. «Черный ящик». В ящике лежит то, что осталось у гордой королевны из сказки «Король-дроздовик» после ее встречи с гусаром на базаре. Что это? (Посудные черепки.)

Пятое задание. «Игра со зрителями». Отгадайте загадку: «Всем он каши наварил, Съесть ее не хватит сил». (Горшочек.)

Шестое задание. «Собрать рукодельные шкатулочки Беляночки и Розочки». На двух подносах разложены игольницы, наперстки, мотки ниток, тесемок, лент и мелкие игрушки по выбору воспитателя. Нужные для рукоделия вещи требуется быстро сложить в шкатулку. Чья команда быстрее?

Седьмое задание. Каждая команда драматизирует отрывок из сказки «Бременские музыканты» или «Еж и заяц».

Викторина по сказкам К.И. Чуковского «Краденое солнце», «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Мyxa-цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»

Первое задание. «Конкурс капитанов». На двух столах разложены различные предметы: мыло, зубная паста, щетка, губка, мочалка, полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь, коробка спичек и др. (по выбору ведущего). Капитаны должны найти нужные Мойдодыру вещи и быстро сложить их в корзинки.

Второе задание. «Кто вспомнит?» Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? («Лимпопо».)http://dob.1september.ru/2008/09/12.gif

Третье задание. «Черный ящик». В ящике — любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Что это? (Калоша.)

Четвертое задание. «Сладкий поднос». На подносе розетки с конфетами, вареньем и сахаром. Чем Муха-цокотуха угощала бабочку? (Вареньем.)

Пятое задание. «Игра со зрителями». Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка.)

Шестое задание. «Узнай сказку по отрывку». Из какой сказки эти строки? «А за ними блюдца-блюдца дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля, и танцуют, и смеются, дзынь-ля-ля». (Из сказки «Федорино горе».)

Седьмое задание. «Сделай правильный выбор». На двух подносах разложены игрушки. Первая команда должна найти героев «Краденого солнца» на одном подносе (медведь, белка), а вторая на другом (крокодил, заяц).

Восьмое задание. «Прочитай наизусть». Дети (по желанию) читают отрывки из сказок К.И. Чуковского.

Девятое задание. «Узнай сказку по отрывку». Из какой сказки этот отрывок? «Волки от испуга скушали друг друга. Бедный крокодил жабу проглотил, а слониха, вся дрожа, так и села на ежа». (Из сказки «Тараканище».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов»

Опыт работы педагогов группы по организации совместной деятельности детей ,родителей и педагогов....

Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

Консультация для педагогов ДОУ " Современные методы и формы работы по коррекционно-речевому развитию"

Данный материал содержит описание основных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционно-речевому развитию....

Консультация для педагогов. Тема: Мастер-класс, как форма повышения квалификации педагогов ДОУ.

Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении, структуре и технологии проведения мастер-класса. 2. С...

Статья на тему:«Детское экспериментирование как одна из форм работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности».

Данная статья будет полезна молодым специалистам, воспитателям и студентам педагогических колледжей....

Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....

Перспективное планирование по приоритетному направлению по теме «Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной деятельности с учетом ФГОС».

Перспективное планирование  по приоритетному направлениюпо теме«Процесс взаимодействия семьи и ДОУ в развитии познавательно – речевой активности дошкольников посредством проектной дея...