Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шпигарева Ольга Николаевна

Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »  будет интересна воспитателям, логопедам , психологам и педагогам, работающим с дошкольниками, но и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov._samostoyat._i_initsiativn.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка : «Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности » Учитель – логопед Шпигарева О.Н.

Слайд 2

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия : самостоятельность и инициативность дошкольников .

Слайд 3

Характеристики инициативной личности дошкольника, определённые целевыми ориентирами ФГОС ДО:

Слайд 4

Характеристики инициативной личности дошкольника, определённые целевыми ориентирами ФГОС ДО: проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность к волевым усилиям; самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений. Инициативная личность развивается в деятельности, для которой характерен высокий уровень познавательной активности

Слайд 5

Факторы , влияющие на проявление инициативы и самостоятельности детей:

Слайд 6

Факторы , влияющие на проявление инициативы и самостоятельности детей: специально организованная развивающая предметно-пространственная среда (разнообразная по своему содержанию; стимулирующая развитие поисково-познавательной деятельности детей); культурные практики; - подбор содержания с учётом индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы; - вовлечение родителей в образовательный процесс

Слайд 7

Культурные практики Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с окружающими и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка. Такие умения интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают: Содержание, качество и направленность его действий и поступков; Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий; Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения. Данные культурные умения реализуются в образовательном процессе через разные виды образовательной деятельности ребенка и взрослого, группы детей.

Слайд 8

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности.

Слайд 9

Первое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуации, явлений, способствующая: Накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть – целое); Рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие; Моделированию явлений, учитывая их способности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Методы, используемые здесь: наглядно – практические, сериации и классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются образовательная деятельность и экскурсии. Второе направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет: Рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения; Находить фантастические применения реально существующим системам; Осуществлять перенос функций в различные области применения; Получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем универсализации. В основном здесь традиционно используется словесные и практические методы. Нетрадиционно – целый ряд приемов в рамках игрового метода: аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, «матрешки», «наоборот», обращения вреда в пользу, увеличения – уменьшение и др. Основные формы работы здесь – подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей. Третье направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствующая: Приобретению творческого опыта, а осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); Изменению внутреннего строения систем; Учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалогической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы – экологический опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных – методы фокальных объектов и синектики , усовершенствования игрушки, развития творческого мышления и конструирования. Основные формы работы – конкурсы детского – родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно). Четвертое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивающая: Развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; Ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; Переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и методы экспериментирования. Среди нетрадиционных - методы проблематизации , мозгового штурма, развития творческого воображения и др. основные формы работы – организация детских выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности изобразительного.

Слайд 10

Способы реализации культурных практик Обеспечивающие передачу информации педагогом и восприятие её детьми средствами слушания, наблюдения, практических действий (персептивный аспект): словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.), наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.), практический; Характеризующие усвоение нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений или проблемной ситуации (гностический аспект): иллюстративно – объяснительный, проблемный, эвристический, исследовательский и др.; Характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (логический аспект) : индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному); Характеризующие степень самостоятельности учебно – познавательной деятельности детей (управляющий аспект): работа под руководством педагога, самостоятельная работа детей

Слайд 11

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 12

Несомненно, сейчас в большинстве ДО создана полноценная развивающая среда. Однако наличие среды и условий, о которых мы говорили выше, недостаточно, чтобы у детей повысился уровень инициативности, самостоятельности и познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Слайд 13

Основные принципы организации работы

Слайд 14

Основные принципы организации работы в данном направлении: стимулирования детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности; вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации. креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Слайд 15

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ

Слайд 16

Основные приёмы: - моделирование ситуаций с участием персонажей, - индивидуально-личностное общение с ребенком, - поощрение самостоятельности, - побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности, - оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка - использование картосхем, алгоритмов, мнемотехники, перфокарт, моделей обследования предмета; Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность, самостоятельность и инициативность детей.

Слайд 17

ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 18

Наиболее эффективные формы работы: интегрированные занятия игры – путешествия игры – викторины игры – исследования экспериментирование экскурсии (в библиотеку, парк, пожарную часть, музеи) мастер – классы музыкальные развлечения литературно –музыкальные мероприятия совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование наблюдение и совместный труд совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы самостоятельная деятельность детей

Слайд 19

Роль родителей в поддержке детской деятельности, инициативы и самостоятельности В дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности. Поэтому, бесспорно , очень велика роль родителей в формировании полноценной личности ребёнка.

Слайд 20

Принципы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения : единый подход к процессу воспитания ребенка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье; в равной степени ответственность родителей и педагогов

Слайд 21

Работа с семьей по поддержке детской инициативы: Необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, поделки; оформляют альбомы, плакаты, разучивают стихотворения, песни , организуют фотосессии и многое другое.

Слайд 22

Рекомендации по развитию детской инициативы и самостоятельности для родителей: Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.

Слайд 23

Заключение: Таким образом, многообразие эффективных методов и приёмов, тесное взаимодействие с родителями, создание благоприятной социальной ситуации развития при содействии и сотрудничестве детей и взрослых являются важными условиями поддержания и развития детской инициативы, самостоятельности и познавательной активности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности

Технологии, способствующие  поддержке детской инициативы и самостоятельности...

рекомендации родителям по поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности

рекомендации будут интересны не только родителям, но и педагогам...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Поддержка детской инициативы и самостоятельности через игровую деятельность»

Мастер-класс посвящен актуальной теме развития инициативности; рассмотрены условия, содержание и формы игровой деятельности, оказывающие влияние на самостоятельность и инициативность дошкольников. ...

Совместная деятельность родителей и доу способствует развитию детской инициативности

АннотацияВ статье рассматриваются способы поддержки детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями. Даны примеры, в которых дети проявляют иниц...

Консультация для педагогов: "Способы поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества"

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Самостоятель...