Консультация для педагогов "Маленький вундеркинд"
консультация (младшая группа) по теме

Рахмонова Зоя Викторовна

Ребенок с ярко выраженными интеллектуальными способностями - большая радость в семье, предмет законной гордости отца и матери, бабушек и дедушек.

Мы восхищаясь "чудом", забываем о самом ребенке, уделяя все внимание только развитию его таланта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_vunderkind.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 1793 «Жулебино»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«МАЛЕНЬКИЙ ВУНДЕРКИНД»

                                                                                 С.П. № 4

                                                      Воспитатель: Рахмонова З.В.

Москва 2014

       Ребенок с ярко выраженными интеллектуальными или художественными способностями - большая радость в семье, предмет законной гордости отца и матери, дедушек и бабушек. Но для самих детей это может обернуться бедами и утратой детства. Неразумная эксплуатация способностей приводит к однобокому развитию ребенка, а преждевременные восторги взрослых – к искажению его характера. Немало детей, поражавших воображение взрослых своими способностями, не оправдали возлагавшихся на них надежд. «Ах, эти мне вундеркинды! – с досадой говорил Лев Толстой. –Сколько раз я их встречал и сколько раз обманывался! Так часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там скоро лопнет в воздухе и исчезнет. Нет! Я уже теперь никому и ничему не верю! Пускай вперед вырастут и окрепнут, докажут, что они не пустой фейерверк!..»        

        Естественно, что для родителей их дети — самые умные и красивые. Беда не в том, что порою мы обманываемся, принимая блеск стекла за сияние драгоценного камня. Беда в другом, в том, что мы обманываем своими восторгами самих детей. Обещаем им блестящее будущее а когда оно не состоялось, дети чувствуют себя несправедливо ущемленными и не могут ощутить простых человеческих радостей. Можно искалечить и  по-настоящему одаренных детей, когда мы, восхищаясь «чудом», забываем о самом ребенке, уделяя все внимание только развитию его таланта. По умственному развитию вундеркинд может уйти далеко вперед, но нравственное, эмоциональное развитие редко опережает возраст. Возникает дисгармония разума и чувств, и ребенок лишается детства. Ему неуютно среди взрослых и скучно в кругу своих сверстников. Ранняя эксплуатация таланта может отбить у него желание заниматься творчеством, вызвать отвращение к нему, в итоге — талант погибнет.

       Отношение родителей к своему не по годам развитому сыну или дочке может иметь и негативный оттенок. Обнаруживая одаренность ребенка, некоторые из них начинают теряться, нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к нему (или к ней)?» В таких случаях напряженность может вытеснить радость и взаимопонимание из семейных отношений.

     Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным, всерьез полагая, что быть незаурядным, «умником» — значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным в конце концов. Отсюда — стремление видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только родители, но и сами маленькие вундеркинды, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «белой вороной».

     Суть проблемы — в антиинтеллектуализме, распространенном в обществе. Сверстники, воспитатели и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность, недоверие к себе окружающих. Легкоранимые, впечатлительные, они тяжело переживают это, вплоть до того, что испытывают невротические срывы. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет найти ребенку свое место в жизни и стать счастливым.

       «От пятилетнего ребенка до меня один шаг,— писал Л. Толстой, — А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». И современные психологи утверждают, что к четырехлетнему возрасту закладывается примерно половина интеллектуальных особенностей, которые будут характеризовать взрослого человека. Попытайтесь представить себе, какой огромный объем знаний усваивает ребенок, сколько энергии он проявляет ежедневно, не забудьте о его чрезмерной эмоциональности и интенсивности восприятия, и вы согласитесь, что никакой другой возраст не стоит так близко к гениальности. С 2 до 6—7 лет каждый ребенок является гениальным лингвистом. Он легко на слух овладевает словарным запасом и грамматическим строем речи. Град вопросов, который обрушивают дети на взрослых,— свидетельство необычайной любознательности. Сохраните эту любознательность, живой интерес, способность удивляться и восхищаться, яркость восприятия, силу чувств — и вы получите предпосылки таланта. «Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы жгучее любопытство ко всему окружающему не угасало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний»,— писал К. Чуковский. Как же сохранить все эти нужные качества? Только путем развития их, давая работу нашему разуму и чувствам. Талант — это немного способностей и очень много пота. Припомните, что вам известно о выдающихся людях. Неважно, кто они по специальности — ученый или композитор, поэт или изобретатель,— но все они много и упорно работали. Почему же талантливые люди должны трудиться больше бесталанных? Да потому, что труд — единственный способ проявления и развития способностей. И еще потому, что труд доставляет им радость. Не убить радость труда, возродить его — путь к таланту.

      Об основных подходах к обучению и воспитанию ребенка в раннем детстве мы уже упоминали. Главное в них — не препятствовать раскрытию потенциальных возможностей психики, избегать односторонности в обучении, не лишать ребенка детских игр, забав, сказок, создавать условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности. Чему пора учить, а чему — слишком рано? Обучать следует не тому, что ребенок уже может делать сам, а тому, что ребенок осилит с помощью взрослого, подсказки, показа. И конечно, обучение должно быть интересным, проводиться в игровой форме, доставлять ребенку радость.

     Немало родителей озабочены воспитанием юных дарований и приобщают детей к музыке, балету, фигурному катанию, спортивной гимнастике и многому другому. Все это неплохо, если не упускается из виду главное: забота о физическом и нравственном здоровье. «Здоровый дух в здоровом теле» не возникает сам по себе.

     Нежелание видеть за уникальными способностями маленького человека с его достоинствами и недостатками легло в основу социального стереотипа, будто бы одаренный ребенок — это эдакий «книжный червь», выскочка, эгоист. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, признании и осознании собственной ценности очень велика и слишком часто не удовлетворяется.

     Помочь своему талантливому ребенку должны прежде всего самые близкие, любящие его люди - отец и мать. Одним словом, талант требует заботы. Как организовать помощь одаренному ребенку, как решать многочисленные проблемы, связанные с его воспитанием, родителям помогут советы психологов и педагогов, которые содержатся в научно-популярной литературе, посвященной этой теме. К примеру, в сборнике «Одаренные дети», куда вошли две книги американских авторов «Счастливые родители одаренных детей» К. Тэкэкс и «Одаренность: выявление и развитие», написанная авторским коллективом под руководством М, Карне. Вот как рассматриваются в нем многогранность одаренных детей и их взаимоотношения в семье.

    Что же это такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («Она все замечает!»), ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).     Хотя только ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала нам стоило бы описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям.

       В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты.

      Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся
очень рано. Хорошей иллюстрацией здесь может служить история,
которую поведала К. Тэкэкс одна женщина. Ее 3-годовалый сын
Харди вернулся домой после первого посещения воскресной школы
и гневно заявил, что «Бог несправедливый». На уроке в тот день говорилось о библейской истории про Ноев ковчег. Дома Харди заявил: «Бог сказал людям, что надо, делать и что их ждет, если они
будут себя плохо вести. Так что они могли спастись и не утонуть. А
зверям он ничего не сказал, он их не предупредил, так почему же
они должны умирать? Бог несправедливый!»

     Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей  очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Всепроникающее око телевидения приносит в наши дома картины далеких, проблем, а юные одаренные зрители ждут, а иногда и требуют, чтобы их родители что-нибудь сделали для голодающих в Африке, для беженцев из Юго-Восточной Азии и для детенышей морских котиков в Арктике, да и сами они для этого готовы разбить свои копилки.

    Обычно дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию. Особенно ярко это проявляется у одаренных детей. Они настолько прихотливы в словесном раскрашивании и развитии собственных фантазий, настолько сживаются с ними, буквально «купаясь» в живом воображении, что порой учителя и родители демонстрируют излишнюю озабоченность по поводу способности ребенка отличать правду от вымысла. Это яркое воображение рождает несуществующих друзей, желанного братика или сестренку и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя годы, многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход — качества, которые столько дали человечеству и в материальном и в эстетическом развитии.

    Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия \ одаренного человека является хорошо развитое чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видя юмор там, где сверстники его не обнаруживают. "Юмор может быть спасительной благодарностью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. (Правда, немногие из нас настолько уверены в себе, чтобы от души посмеяться над шуткой, если объектом ее являемся мы сами).

    Одаренные малыши постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых вещах делают успехи, недостижимые для большинства их ровесников, родители таких детей (а через них и сами дети) склонны ожидать такой же легкости во всех своих начинаниях. Преувеличенные ожидания взрослых мы называем «эффектом ореола» и привлекаем к нему внимание каждого, кто работает с одаренными детьми на любой стадии их развития. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны, как и их сверстники. Порой они более красноречивы — поскольку их умение выражать себя более совершенно. Однако их замечательные речевые способности могут привести и к тому, что взрослые начинают нервно воспринимать уровень их эмоциональной зрелости — а это усугубляет проблему.

    Исследования показывают, что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. Для одаренных же детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

    Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвляемостъю, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимают и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.

     Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.

     В разговорах о своих одаренных чадах родители нередко восклицают: «Ах, если бы он не был таким чувствительным!» или «Как бы я хотел, чтобы она не была так ранима!» Родители, конечно, осознают меру уязвимости ребенка и по возможности стараются оградить его от ненужных стрессов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не притупить восприятие ребенком окружающего мира, не лишить его радости самостоятельного познания.

     Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда бездумно, но без намерения причинить боль. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо — не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь и не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить.

     Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является приятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения.

     Но дети часто бывают жестокими. Никто из нас не имеет эффективной защиты от намеренной жестокости. Родители не могут уберечь детей от всякой беды, но могут ослабить ее воздействие и помочь ребенку избавиться от эгоцентрической возрастной тенденции искать причины всего в себе самом.

     Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей,— это огромное упорство в области их интересов. Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок контролируется на одном занятии. Ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких дней, чего трудно ожидать от обычного ребенка такого возраста. С годами такие дети проявляют громадное упорство и сосредоточенность в достижении цели — в играх или других занятиях.

     Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Многие из нас не раз видели, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за небольших недочетов.

     Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими в общем доброжелательными замечаниями, как: «Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше» или «А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?» Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и соответственно в своих собственных…

     Если дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучшими во всем. Если же им это не удастся, они будут чувствовать себя не только обескураженными, но еще и виноватыми. Не преуспеть — значит подвести родителей, а подвести родителей — значит провиниться.

    Один из наиболее отрицательных примеров подобного рода — это ужасающее поведение некоторых родителей юных спортсменов, желающих любой ценой делать из детей чемпионов...

     Всепоглощающее, любопытство одаренных детей — еще одна сильная их сторона, рано отмечаемая родителями.

    Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи. Им необходимо учиться находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в громадное число талантов, которыми дети могут обладать от рождения. Это добродетель благоприобретенная — и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти золотую середину.

     Во многих семьях родители стараются заинтересовать своих одаренных детей физической культурой, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях и т.д., понимая, что дети выдающихся способностей должны иногда чувствовать себя посредственностями, чтобы укрепить свои связи с большинством. Таким образом они научатся и терпимости к окружающим и обретут лучшее понимание самих себя.

     Человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу - это нормально и даже неизбежно.

     Участие в групповых спортивных играх и вообще в физических занятиях вместе с другими детьми часто становится проблемой для одаренных малышей, особенно тех, которые не отличаются физическими данными. Когда их спрашивают, почему они редко играют с другими детьми, такие дети обычно отвечают, что их не берут в компанию, оттого что они неловкие. Когда же об этом спрашивают их сверстников, те отвечают, что они не умеют уступать и проигрывать и только портят всем удовольствие.

     Излишняя соревновательность может воспитываться легко и даже неосознанно, если родители одаренного ребенка уделяют слишком много внимания победе ради победы. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и перегнать других.

     Взаимоотношения в семье. Иногда один из детей в семье более одарен интеллектуально или обладает большими художественными способностями, чем остальные. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении процессом такого ceмейного открытия. Ревность не играет серьезной роли там, где все относятся к таланту ребенка как к достоянию всей семьи, а также гордятся успехами других ее членов, в чём бы они ни проявлялись.

    Дети не должны стесняться в проявлении своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Родители же должны, взять на себя роль своего рода «буфера», поскольку наряду с положительными чувствами при этом неизбежно будут присутствовать и негативные проявления, а родители смогут создать поле эмоциональной безопасности для детей, испытывающих новые способы общения. Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребенка.

     Родители должны здраво оценивать и собственные способности. Беседуя с родителями одаренных детей, психолог К. Тэкэкс часто спрашивает, были ли они сами вундеркиндами. И обычно слышит ответ: «Нет». Хотя затем многие начинают рассказывать о своих детских опытах, которые указывают на неординарные способности. Наш уравнительный социальный климат мешает им, особенно женщинам, осознать их собственные таланты. В той же мере, как родители помогают детям открывать себя и радоваться этому открытию они должны трезво оценивать самих себя и свои таланты, свой неповторимый вклад в семейное взаимодействие.

    «Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой oн есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора т.д. Родители должны способствовать развитию в ребенке таких качеств и раскрытию индивидуальности.

     Близкой аналогией, которая поможет детям научиться понимать и ценить различия в людях, является сад. Садовые растения очень разнообразны: цветут в разное время, одни стелются по земле, другие стремятся ввысь, но все вместе они составляют гармонию целого. Тюльпаны вовсе не розы, шиповник — не герань, а ромашки не похожи на орхидеи. Каждый цветок хорош по-своему. Или другой пример — определенный сорт духов. Для кого-то это любимые духи а кому-то они могут и не нравиться. Это говорит о том, что личные пристрастия и интересы, как и сами личности, весьма разнообразны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гений или вундеркинд

Информация для родителей,  как выявить талант у своего ребенка....

Как вырастить вундеркинда?

Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка здоровым, способным, целеустремленым.... Но как этого добиться?...

Доклад на педагогический совет "Развитие творческого воображения. Вундеркинд."

Доклад на педагогический совет"Развитие творческого воображения. Вундеркинд."          Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не...

Рабочая программа дополнительного образования по математической подготовке детей дошкольного возраста «Вундеркинд», автор: воспитатель Перминова В.Н.

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошколь...

Вундеркинд

Становление каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственности, применяемой системы обучения и воспитания, семейного климата и др....

Презентация Тема: ВУНДЕРКИНДЫ или МАЛЕНЬКИЕ ГЕНИИ

Эта презентация о вундеркиндах, о детях с необыкновенными возможностями. Можно использовать на занятиях по социальному миру или просто в качестве интересного материала, по окружающему миру, обществозн...

Цикл коррекционно-развивающих занятий для дошкольников "Вундеркинд"

Занятия направлены на работу с вниманием, памятью, воображением, сенсорным восприятием, зрительно-моторной координацией, речью, мышлением. Цикл состоит из 21 занятия....