Путь к истокам русской народной культуры.
статья по теме

Фарухшина Наталья Михайловна

Рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры из опыта работы воспитателя Фарухшиной Н.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyai.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:


 Путь к истокам русской народной культуры.

     «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» - писал Д.С. Лихачёв.

    В настоящее время, одной из важных государственных задач является поднятие роли и значимости России во всём мире, сообразно с этим формирование в обществе патриотического чувства — чувства любви к своей родине.

    После патриотизма, основанного на большевистской идеологии, после фанатичного политического патриотизма, пропагандируемого советской властью, были долгие годы затишья.  И  как следствие, выросло целое поколение российской молодёжи с безразличным или даже негативным отношением к своей стране, не интересующееся историей России, не знающее и не понимающее её культурных традиций, живущее  равнодушно,  обособлено, на гране культурного застоя.

    Наконец, в последние годы  в Российском государстве, а значит и в российской системе образования, произошли определённые позитивные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Приятно осознавать, что внушительное место в этой системе, отведено формированию, в душе каждого ребёнка любви к Родине. Любви, основанной на знании особенностей жизни, языка и быта, истории, искусства и культуры своей страны.  Это  помогает детям прочувствовать духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней, приобщиться к истокам русской народной культуры.

    Родная  культура, с раннего детства, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом  зарождающим  личность.

    И всё же подобно любому другому чувству,  патриотизм обретается самостоятельно , переживается индивидуально и  напрямую связан с личной духовностью человека, её глубиной.

Задача педагога, пробудить чувство любви к Родине. Именно, пробудить, а не навязать! Так как,  в основе патриотизма, лежит духовное самоопределение.

    Культуру Руси можно сравнить с величавым, широко разветвлённым, деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, многочисленную  листву и мощные уходящие в глубину корни. А  педагог, способен помочь ребёнку прикоснуться к этому могучему древу русской культуры, ощутить её, понять и принять, как свою собственную.

Уже в детском саду программа обучения и воспитания предусматривает знакомство детей с  различными видами народной игрушки, с народными праздниками, играми, традициями, фольклором,  с декоративно — прикладным искусством.

   Эта тема очень близка мне, так как я считаю себя, в какой-то мере, педагогом — патриотом, поскольку люблю свою Родину, горжусь ей, чувствую внутри себя её духовность, восхищаюсь её пленительной красотой, незыблемостью её культуры и творческого наследия. Стремлюсь воспитывать, в том же духе, и своих  детей и своих маленьких воспитанников в детском саду.  Хочу, чтобы они выросли достойными людьми, благодарными гражданами своей Родины.

Я надеюсь, что моя работа по приобщению к русской народной культуре,  впоследствии,  станет необходимым для детей кладезем знаний, источником добрых, теплых чувств и эмоции, питающим их душу.

Хочу отметить несколько направлений моей работы:

  • Ознакомление детей с  народным декоративно - прикладным  искусством.

Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребёнка, воспитывающими в нём чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыш знакомится с народными игрушками (пирамидками, матрёшками, вкладышами, каталками, игрушкой-забавой).

Затем начинается знакомство детей с декоративно - прикладным искусством Хохломы, Городца,  дымковской,  каргопольской,  филимоновской  игрушкой.   Знакомство с народными промыслами ,  обучение детей  лепке и кистевой росписи,  является включением  ребёнка в разные виды продуктивной  деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства – и это одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно-творческих способностей.

Дети старшего дошкольного возраста любят заниматься изготовлением народных тряпичных куколок («кувадка», «столбушка»,)- которые являются одним из видов народного искусства.

 «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

  • Беседы с детьми о жизни  людей на Руси: предметах быта, одежде, посуде, труде, традициях , праздниках, обычаях, обрядах.

Обычно такие беседы сопровождаются ярким наглядным материалом: картинками,   компьютерными презентациями или демонстрацией старинных вещей. А так же посещением краеведческого музея.

  • Непосредственная образовательная деятельность, направленная на знакомство детей с русской  культурой, через погружение в русло народного фольклора.

Дети с удовольствием слушают сказки, былины и небылицы, вместе с воспитателем обсуждают пословицы, поговорки, народные приметы, разгадывают загадки, заучивают считалки и заклички, поют народные песни и осваивают движения русских народных танцев, то лихих и задорных, а то медленных и степенных.

Фольклор , в переводе, означает «народная мудрость, народное знание» И глубоко воздействуя  на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается, как часть материальной культуры.

  • Проведение  досугов: физкультурных, музыкальных, литературных … (возможная их интеграция).

Досуги я рекомендую проводить в качестве закрепления знаний, умений и навыков по пройденной с детьми  теме русского народного творчества, а так же в преддверии народных или христьянских праздников.

Мы очень любим с детьми отмечать праздник Рождество, Масленица, Пасха.

Ставим спектакли по мотивам русских  народных сказок.

Устраиваем ярмарки, выставки, народные посиделки, в организации которых продуктивно взаимодействуем с родителями.

Проводим литературно - музыкальные досуги на различные темы, помогающие детям глубже проникнуть в жизнь и быт своих предков, прикоснуться к истокам возникновения многих материальных вещей так и духовных ценностей. (Например:  «Как наши предки шили одежду»,  «Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёшь»,  «Почему на Рождество наряжают ёлку», « Добрая то речь, что в избе есть печь»).

В таких  досугах поддерживается атмосфера праздника: народные игры, пляски, песни, дети одеты в красивые национальные костюмы, все это создает  положительный эмоциональный настрой, нравится детям, а значит надолго остается в их памяти, как яркий, приятный эпизод  жизни. Пусть это небольшой, но весьма значимый и важный первый шаг  на пути к формированию  чувства национального самосознания, национальной гордости , причастности к великому русскому народу.

Народная культура и  искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений.   В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывают  сильное воздействие на ребёнка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит  формами, красками, звуками, ощущениями.

 Становится больно, когда приходится наблюдать как мы походя, невнимательно относимся к своей истории и культуре и как следствие – утрачиваем то, что невозможно вернуть.

  Поэтому приобщение детей к истокам русской народной культуры, взращивание в сердце каждого ребенка зарождающегося чувства  любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, я считаю важной задачей воспитания.  От нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать , уважать и развивать традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...