Консультация для родителей "Капризы и их предупреждение"
консультация (младшая группа) на тему

Фадеева Людмила Ильинична

Детские  капризы – это  особенность  поведения  ребёнка,  которая  выражается  в  нецелесообразных  и  в  неразумных  действиях  и  поступках,  в  необоснованном  противодействии  и  сопротивлении  указаниям,  советам,  требованиям  взрослых,  стремлении  настоять  на  своём.  У  маленького  ребёнка  они  выражаются  обычно  в  попытках  добиться  желаемого  плачем,  криком,  таким  образом,  внешние  проявления  характеризуются   сильным  раздражением,  двигательным  возбуждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kaprizy_i_ikh_preduprezhdenie_.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

  Детские  капризы – это  особенность  поведения  ребёнка,  которая  выражается  в  нецелесообразных  и  в  неразумных  действиях  и  поступках,  в  необоснованном  противодействии  и  сопротивлении  указаниям,  советам,  требованиям  взрослых,  стремлении  настоять  на  своём.  У  маленького  ребёнка  они  выражаются  обычно  в  попытках  добиться  желаемого  плачем,  криком,  таким  образом,  внешние  проявления  характеризуются   сильным  раздражением,  двигательным  возбуждением.

  Капризы  могут  быть  случайными,  эпизодическими.  Однако  они  могут  превратиться  в  привычную  форму  поведения,  которая  проявляется  в  общении  ребёнка  с  взрослыми (чаще  в  домашних   условиях,  особенно  с  некоторыми   членами  семьи).  Ребёнок  хнычет,  плачет,  часто  находится  в   плохом  настроении,  стремится  настоять  на  своём,  не   принимая  во  внимание  доводов,  требований  взрослых.

  Нервная  система  детей  младшего  дошкольного  возраста  ещё  не  окрепла  окончательно,  поэтому  процессы  возбуждения  у  них  преобладают  над  процессами  торможения.  Однако  именно  в  этом  возрасте  у  ребёнка  формируются  первые  тормозные  процессы,  а  на  их  основе  развиваются  зачатки  воли,  нравственные  чувства.  Ребёнок  уже  понимает  характер  поступков – какие  из  них  хорошие,  а  какие  плохие.  Следовательно,  капризы  детей  нельзя  целиком  отнести  к  возрастным  особенностям;  ошибочно  полагать,  что  капризы  могут  со  временем  пройти  сами  с  собой.  Для  возникновения  капризов  имеются  свои  причины,  искать  которые  следует  прежде  всего  внутри  отношений,  сложившихся  между  взрослыми  и  детьми  в  семье.  Основная  причина  детских  капризов – неправильное  воспитание.  Чтобы  устранить  их,  родителям  следует  перестроить  систему  воспитания.

  Причиной  каприза  может  быть  также  нездоровье  ребёнка,  переутомление.  Но  если   малыш  не  избалован,  то  и  в  этих  условиях  капризы  нестойки,  ребёнка  нетрудно  перестроить.  

  Во  всех  случаях  надо  опасаться  перевозбуждения  нервной  системы  маленького  ребёнка,  ибо  это  вредно  для  его  здоровья  и  чрезвычайно  затрудняет  решение  воспитательных  задач,  в  частности  воспитания  воли,  преодоления  капризов.

  Превращаясь  в  привычку,  капризы  могут  способствовать  возникновению  у  детей  отрицательных  черт  характера,  таких,  как  грубость,  драчливость,  недоверие  к  людям.  В  любом  случае  их  лучше  не  допускать,  а  с  возникновением  искать  пути  устранения.

  Доброжелательный  тон  в  обращении  взрослых  друг  к  другу,  спокойное,  ровное,  мягкое  обращение  с  детьми  в  сочетании  с  предъявлением  им   разумных  требований,  дружба  между  детьми  в  семье  создают  положительный  семейный  микроклимат,  в  котором  не  будет  основы  для  капризов  ребёнка.

  И  наоборот,  несогласованность  требований  со  стороны  взрослых  создаёт  неблагоприятные  условия  для  воспитания  ребёнка.  Что  разрешает  мать – может  запретить  отец,  что  запрещает  мать – разрешает  бабушка.  Конечно,  в  таком  случае  ребёнок  следует  тем  требованиям,  которые  совпадают  с  его  желаниями.  

  В  отдельных  семьях  маленькие  дети  с  ранних  лет  живут  в  условиях  чрезмерного  эмоционального  и  физического  комфорта,  т. е.  ребенок  изнежен,  заласкан,  родители  предупреждают  каждое  желание  ребёнка  и  в  то  же  время  очень  мало  от  него  требуют.  Дети  в  таком  случае,  наоборот,  много  требуют  от  родителей,  вымогают,  плачут,  капризничают.  Так  устанавливается  неверный  стиль   отношений  ребёнка  со  взрослыми,  с  которым  последние  в  конце  концов  мирятся.

  Эти  отношения  должны  быть  пересмотрены.  Надо  формировать  у  ребёнка  желание  самостоятельно  одеваться,  есть,  убирать  игрушки  на  место,  охотно  откликаться  на  просьбу  взрослого  оказать  помощь:  отнести,  принести,  поднять  и  т.д.

  Некоторые  взрослые  считают,  что  воспитывать  детей  можно  только  строгостью.  В  результате  такого  воспитания  ребёнок  может  стать  обидчивым,  капризным,  плаксивым.  

  А.С.Макаренко  выдвинул  важный  принцип  воспитания  детей,  так  называемой  «золотой  середины»,  т.е.  соблюдения  чувства  меры,  которая  обеспечивает  гибкость  применения  методов  воспитания,  сочетания  любви  к  детям  с  требовательностью  к  ним.

  Для  здоровья  и  хорошего  самочувствия  ребёнка  дошкольного  возраста  особенно  важно  не  допускать  срыва  установившегося  привычного  распорядка  дня.  

  В  детском  саду  воспитатели  стремятся  возможно  лучше  учитывать  возрастные  особенности  детей,  рационально  распределять  эмоциональные  и  физические  нагрузки.

  Возросшая  детская  самостоятельность  требует  от   родителей  пересмотра  сложившихся  отношений  с  ребёнком.  Если  взрослые  понимают,  что  ребёнок  стал  старше,  и  начинают  признавать  за  ним  право  на  самостоятельность,  умеют  направить  его  на  полезные  дела,  хвалят  малыша  за  помощь,  подчёркивают,  что  он  большой,  то  оснований  для  капризов  не  оказывается.  

  Маленьких  детей  легко  утешить,  уговорить,  отвлечь  от  предмета  раздражения,  переключить  на  другое.  Если  отвлечение  не  получается,  то  очень  важно  терпение,  спокойствие  взрослых.  Это  не  просто,  но  необходимо,  так  как  возбуждение  взрослых  только  усиливает  возникший  конфликт.

ЛИТЕРАТУРА: А.А. Люблинской, «Воспитателю о развитии ребенка»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика и предупреждение плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

​Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.Стопа является опорой, фундаментом т...

Консультация для родителей на тему "Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников"

   Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых пр...

Консультация для родителей на тему: «Предупреждение плоскостопия у детей»

Консультация для родителей на тему:«Предупреждение плоскостопия у детей»...

консультация для родителей с целью предупреждения и снижения детского травматизма в праздничные дни

консультация для родителей с целью предупреждения и снижения детского травматизма в праздничные дни...

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Консультация для родителей на тему: «Предупреждение обморожения у детей»

Зима –  прекрасная пора для отдыха и игр с детьми на улице!Все любят зимние забавы – кататься с горы, бросать снежки, лепить снеговиков. Именно в такие моменты дети получают яркие эмо...