Детское проектирование в ДОУ как важный инструмент решения требований ФГОС к условиям организации воспитательно-образовательного процесса
статья по теме

Пьяновская Зинаида Захаровна

Развитие дошкольников в процессе детского проектирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_ploshchadka_13.docx42.84 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема  проекта

Детское проектирование в ДОУ как важный инструмент решения  требований ФГОС к условиям организации воспитательно-образовательного процесса.

2. Обоснование актуальности темы – постановка проблемы

Дошкольники  находятся под постоянным контролем взрослых. Они не привыкли к свободе выбора своей деятельности, ее способов и взаимоотношений – не умеют планировать, организовывать ее и регулировать возникшие в ней отношения.  Часто взрослые (педагоги, родители) делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Все это тормозит развитие дошкольника, формирование его личного опыта.

В соответствии с ФГТ главную цель воспитания и обучения составляет формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт ребенка. Строить воспитательно-образовательный процесс на активной основе через самостоятельную деятельность детей, сообразуясь с их личными интересами в приобретении знаний, позволяет детское проектирование.

Детское проектирование – одна из самых перспективных, универсальных технологий, позволяющая получить ощутимые практические результаты (продукт) и публично их предъявить (презентовать). Детское проектирование является одним из эффективных вариантов интеграции образовательных областей и естественно вписывается в систему календарно-тематического планирования. Развитие ребенка-дошкольника в процессе детского проектирования способствует формированию интегративных качеств личности и интегративности формируемых знаний и умений.          

3. Цель и задачи эксперимента

Цель эксперимента. Расширение образовательного пространства ДОУ и оптимизация условий воспитательно-образовательного процесса через организацию детского проектирования.

Задачи эксперимента:

  1. обобщить и систематизировать теоретические исследования по проблеме;                   разработать модель управления процессом детского проектирования на основе личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия с детьми;
  2. создать в ДОУ предметно-развивающую среду, инициирующую детское экспериментирование и развитие творческих способностей в соответствии с ФГТ;
  3. развивать социальную ориентацию воспитанников через расширение возможностей непрерывного образования и социального партнерства в условиях детского проектирования;
  4. обеспечить разные виды активности ребенка  как основы его самостоятельной деятельности и самообразования;
  5. побуждать дошкольников делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать и осуществлять самостоятельные решения;
  6. развивать коммуникативные умения и навыки дошкольников: сотрудничать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии

Ожидаемые результаты:

-  у детей ярко выраженное положительное эмоционально-познавательное отношение к предмету познания (увлеченность, эмоциональный подъем);

- дети активны, инициативны, самостоятельны в решении познавательных и творческих задач, способны к принятию самостоятельных решений;

- дошкольники активно используют знания, умения и навыки, полученные в процессе детского проектирования,  в разнообразных видах деятельности, стремятся узнать еще больше;

- дети уверены в своих силах, открыты внешнему миру, положительно относятся к себе и к другим людям;

- дошкольники обладают развитым воображением, фантазией, склонны к наблюдению и экспериментированию;

- дети умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, находить компромиссные решения;

- развита специфическая детская субкультура (традиции, обычаи, ритуалы);

- ранняя актуализация индивидуальных способностей детей;

- сформированность тесных связей дети – родители – педагоги - общественность и методического сообщества педагогов и родителей;

- создание методических объединений и творческих групп педагогов ДОУ ;

- выстроенная модель управления процессом детского проектирования.

4. Участники реализации проекта:  дети, педагоги, родители, социум

5. Гипотеза программы

Гипотеза исследования, связанная с целью и задачами эксперимента, заключается в следующем предположении:

если

- обеспечить учет интересов ребенка;

- предоставить самостоятельность и поддержку детской инициативы;

- обеспечить реализацию партнерского подхода во взаимодействии  педагогов, детей, родителей и социума в поэтапном достижении цели детских проектов;

- обеспечить мотивационную и компетентносную готовность деятельности педагогов в поле детского проектирования, то это даст широкие возможности для созидательной преобразующей деятельности, по решению задач, поставленных ФГТ к условиям организации  воспитательно-образовательного процесса.

6. Характеристика имеющихся ресурсов образовательного учреждения для реализации программы: кадровые, материально-технические, источники финансирования, др.

Для реализации программы ЭксПИ в ДОУ имеются все необходимые ресурсы:

1.  кадровые:

- высококвалифицированная методическая служба (заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, старший воспитатель), призванная обеспечить научно-методическое сопровождение детской проектной деятельности, мотивационную и компетентносную готовность педагогов;

- высококвалифицированные специалисты, педагоги:

  • педагог-психолог, обеспечивающий психолого-педагогическое сопровождение проекта, разработку  системы мониторинга;
  • музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, руководитель изобразительной деятельности, педагог-хореограф, воспитатели – организаторы совместного с детьми поэтапного достижения цели по интересам и приоритетам развития детей, контроль эмоционального благополучия детей.

2. Материально-технические

Состояние материально-технической базы и развивающей среды ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного развития по 4 направлениям:

  • физическому,
  • художественно-эстетическму,
  • познавательно-речевому,
  •  социально-личностному

и обеспечивают выполнение федеральных государственных требований к условиям организации воспитательно-образовательного процесса.  К ним относятся: медицинский и процедурный кабинеты, изолятор; спортивный зал, спортивная площадка, футбольное поле, туристический уголок; кабинеты психолога, логопеда; методический кабинет; класс ПДД, автогородок,  изостудия, музыкальный зал, выставочный зал, комнаты русского и хакасского быта, театральная студия, экологическая тропа,  уголки экспериментирования и исследовательские центры, мини-музеи в группах.

3. Наличие современной информационно-технической базы – выход в Интернет, сайт ДОУ, электронная почта, ТСО (5 компьютеров, 3 принтера, 3 ксерокса, телевизор, DVD,  аппаратно-программный обучающий комплекс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, музыкальный центр, 4 магнитофона, проектор)

7. Механизм реализации программы

Экспериментальная деятельность будет осуществляться в течение трех лет в шести группах детского сада с детьми от 4 до 7 лет через  организацию самостоятельной проектной деятельности в условиях обогащенной развивающей среды. Наряду с реализованными и реализующимися детскими проектами «По городу, по улице не ходят просто так», «Мое маленькое государство», «Ложечка точеная, ручка золоченая», «Мама, папа и я – читающая семья», «Зимние забавы», «Солдатушки – бравы ребятушки», «Олимпийцы среди нас», «Посылка солдату», «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети», «Виртуальные экскурсии» и др. будут разработаны и реализованы детские проекты, тематику которых выберут дети в соответствии со своими интересами и потребностями. По результатам мониторинга (промежуточным, итоговым) планируется проведение презентаций в форме концертов, театральных представлений, выставок, развлечений, конкурсов, соревнований, выпуска газет, брошюр, рекламных проспектов, стендовых материалов, акций и др.  Все мероприятия будут осуществлять дети при непосредственной поддержке педагогов, родителей.  Партнерами в реализации программы привлечены детские сады поселка - реализация совместного детского проекта проведения летней олимпиады «Олимпийцы среди нас»; СОШ № 3, ДДТ – совместные проекты, презентации  проектов детьми младшего школьного возраста для дошкольников; ГИБДД, ДЮСШ, пожарная охрана – участие в реализации детских проектов.

Используются внутренние ресурсы ДОУ (материально-техническая и предметно-развивающая среда), внебюджетные средства – спонсорская помощь родителей, организаций, участвующих в проектах.

8. Этапы реализации программы

Сроки этапа

Мероприятия или другие формы реализации эксперимента

Предполагаемые результаты

Показатели достигнутых

результатов

Подготовительный

Сентябрь 2013 г. – февраль 2014 г.

Создание и регулярное пополнение медиатеки информационно-методических материалов по теме эксперимента

Обеспечение информационным обслуживанием всех педагогов, работающих в режиме эксперимента

Интенсификация педагогического труда

Освоение педагогами метода детского проектирования

Активная позиция педагогов

Разработка актуальных проблем развития детей в разных сферах и видах деятельности, удовлетворяющих различные интересы ребенка

Создание пакета документов для организации мониторинга качества экспериментальной деятельности.

Проведение первичной  диаг-ностики.

Информирование родителей о проблеме, ее актуальности, целях и задачах детского экспе- риментирования

Выявление интересов и  зон ближайшего развития детей

Накопление первичной информации

Положительный эмоциональный настрой родителей

Возрастание познавательной активности ребенка

Получение макси- мально достовер- ных показателей

Активная позиция родителей

Экспериментальный

февраль 2014 г. –     февраль     2015 г.

Информационные, методические, технологические консультации для педагогов

Работа педагогических мастерских, творческих групп

Стимулирование деятельности родителей с детьми в условиях семьи в рамках ЭксПИ

Реализация детских, детско-

родительских проектов

Проведение мероприятий проекта, детских презентаций

Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента

Организация контроля над ходом эксперимента

Промежуточная диагностика

Практическое овладение методом детского проектирования

Накопление педагогичес- кого опыта семей

Получение продукта проектной деятельности

Развитие проектировочных умений, выполнение ФГТ к условиям организации воспитательно-образова –тельного процесса.

Создание единого реф- лексивного пространства

Корректировка экспери-ментального процесса

Качественное сопровождение детской проектной деятельности

Укрепление внутрисемейных связей

Саморазвитие:

самостоятельность,  воображение, дееспособность, инициатива детей

Снижение рисков

Оптимизация эксперимента

Обобщающий

Март 2015 г. - август

2015 г.

Март  август

2018 г.

Итоговый мониторинг оценки качества экспериментальной деятельности

Распространение опыта работы по теме эксперимента

Классификация  данных, описание результатов.

Научно-практические конференции, методи- ческие объединения,

семинары, публикации

Использование ре-

зультатов экспери- мента для раз- работки методик, планов, программ.

Введение результа- тов эксперимента в работу любого ДОУ России

9. Диагностический инструментарий

Диагностический комплекс направлен на исследование:

  • эмоционально – волевой сферы – состояния внутреннего мироощущения детей, их душевного равновесия, способности к волевому усилию,  преобладающего настроения, (агрессивность, замкнутость, негативизм), особенности поведения в детском саду и дома.
  • коммуникативных способностей, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми -  умения взаимодействовать в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - педагог», «ребенок - родители»;
  • познавательной сферы, исследовательской деятельности (любознательность, наблюдательность, склонность к экспериментированию, способность к принятию собственных решений) – готовность  к учебной деятельности.

Сфера исследования

Название методики

Эмоционально – волевая сфера

«Несуществующее животное»

«Дом. Дерево. Человек» (Дж. Бук)

«Кактус»

«Цветовой тест отношений»

Общение

(коммуникативные способности)

«ребенок - ребенок»

«Два домика», «Корабль», «Маски»

«ребенок - педагог»

«Представление дошкольников об отношении к ним педагога», методика определения модели взаимодействия педагога с ребенком

«ребенок - родители»

«Рисунок семьи», ОРО Р.С. Немова «Изучение взаимоотношений в семье», тест Кудриной Г.Я. «Кто вам расскажет сны» - анализ наблюдений родителей за ребенком и определение его предпочитаемой области деятельности, методика родительских оценок и притязаний Панфиловой М.А., анкета Нижегородцевой Н.В. «Уровень родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе»

Познавательная сфера, исследовательская деятельность

Восприятие

«Эталоны», «Зашумленное изображение», «Самое непохожее», «Нелепицы»

Память

«10 слов», «10 предметов»

Мышление

«Матрицы Равена», «4й лишний», «Невербальная классификация», «Нахождение недостающих деталей», креативные тесты Е. Туник, «Толкование пословиц», «Исключение понятий»

Внимание

Тест Бендера, «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба»

Воображение

«Дорисовывание фигур», «Дорисуй!»,

Самооценка

«Лесенка»

Готовность к школе

Опросник Венгера Л.А., «Графический диктант», тест Керна Йирасика

10. Возможные риски и пути их минимизации

Возможный риск

Способ его  минимизации

Риски, связанные с педагогами

Сопротивление отдельных педагогов участию в реализации программы

Использование возможностей  по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

Педагогическая некомпетентность

Создание условий для повышения уровня профессионального развития педагогов.

Несогласованность педагогических позиций

Постановка цели, оказывающей решающее влияние на совместную деятельность, формирование групповых интересов педагогов

Недостаток времени на самообразователь- ную деятельность педагогов

 Возможность предоставления методических дней педагогам ДОУ

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей, поддержка участников эксперимента

Риски, связанные с ребенком  

Личностные особенности некоторых детей

Разработка индивидуальных маршрутов развития

Низкая мотивация

Связь проектной деятельности с жизнью ребенка, его интересами, игрой, трудом.

Риски, связанные с семьей

Невнимание к ребенку

Обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком

Педагогическая некомпетентность родителей

Обучение родителей через работу педагогической гостиной, детско-родительских клубов, творческие игры. Разработка наградной системы ДОУ в отношении семей воспитанников

Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса

                                                                  ребенок-педагог

 Отсутствие доверительных отношений

Стимулирование педагога на пересмотр его позиции  во взаимоотношениях с ребенком

14. Возможности экстраполяции результатов реализации проекта в массовую

практику

Предложенная структура организации экспериментальной работы значима для ДОО и  системы начального образования, т.к. она нацелена на опережающее развитие детей:  знакомит дошкольников с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем, вовлекает их в исследовательские проекты, в ходе которых дети изобретают, понимают и осваивают новое, становятся открытыми и способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности. Результаты экспериментальной деятельности могут быть использованы как ДОО, так и начальной школой. Опираясь на материалы эксперимента, представленные на методических объединениях, в печати, сети Интернет, коллективы и отдельные педагоги любого региона России смогут построить характерную именно для них, учитывающую особенности ОО структуру исследований.

ДОО предполагает продолжение работы в этом направлении по окончании срока реализации проекта. Широкий спектр видов деятельности детей, новые открытия и события, происходящие в окружающей их жизни, дают широкие возможности детской преобразовательской деятельности. Предполагается  реализация проектов в сотрудничестве с детскими садами поселка, района, начальными классами школ Усть-Абакана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра с педагогами "Вопрос-ответ" "Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно-образовательного процесса"

В связи с тем, что в нашем ДОУ более 60% молодых специалистов(5 из которых только закончили педакадемию) возникла необходимость еще раз поговорить о ФГТ. Данная деловая игра направленна на активизацию...

"Реализация ФГТ в условиях организации воспитательно - образовательного процесса"

Являюсь руководителем семинара для педагогов ДОУ г.Армавира "Формирование привычки к ЗОЖ", в рамках которого решили еще раз обсудить и разобрать ФГТ. именно поэтому педагогам была предложена деловая и...

« Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации ФГОС »

В материале освещается организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

Семинар-практикум с педагогами "Здоровье педагога как важное условие эффективной организации воспитательно-образовательного процесса"

Вот она, единственно верная дорога,Которую ты выбрал не случайно,И потому пройти ее с терпеньем,Прогнать все страхи и отчаянье,(Ведь не всегда сопутствуют удачи),Явить любви и мудрости уменье –В...