Кирилл и Мефодий - родоначальники азбуки
проект по теме

Фунтова Светлана Штефановна

Творческий краткосрочный проект к Дню Славянской письменности и культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirill_i_mefodiy.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon kirill_i_mefodiy_foto.doc907 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий краткосрочный проект в старшей группе детского сада в рамках духовно – нравственного воспитания.

Тема : «Кирилл и Мефодий – родоначальники азбуки».

                                                     

                                                    Автор – руководитель проекта:

                                                     учитель-логопед МБДОУ детский            

                                                     сад комбинированного вида №4 

                                                     Фунтова С.Ш.

        Выкса - 2013

Цель: «Формирование духовно-нравственного здоровья детей дошкольного возраста в условиях организации работы  в  комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к  ценностям Православной культуры».

Задачи:

  1. Создавать условия для восприятия целостной картины мира.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Развивать способность выражать свои чувства путем исполнения музыкальных произведений, чтения стихотворных произведений.
  4. Формировать и направлять нравственную составляющую детского характера.

       Тип проекта.

По возрасту детей: старший дошкольный.

По числу участников проекта: 25-35 человек, все желающие.

По времени проведения: краткосрочный, 1 неделя.

По характеру контактов: в рамках ДОУ,  семья.

Этапы работы над проектом.

  • Подготовительный

  • Основной

  • Завершающий

Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта.
  2. Формулировка цели и разбивка на веер задач.
  3. Составление плана основного этапа проекта.
  4. Разработка праздника «Кирилл и Мефодий – родоначальники азбуки»

для завершающего этапа.

Основной этап.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Образовательные ситуации с детьми.

Тема

Ответственный

Беседы с детьми «Кто такие Кирилл и Мефодий», «Зачем людям азбука».

Воспитатели групп детей старшего возраста

Рассматривание картин с изображением азбук – славянской и современной, памятников Кириллу и Мефодию, старинных книг.

Воспитатели

Разучивание песен «Азбука» на сл. Б.Заходера, «Азбука» на сл. З.Петровой, муз. А.Островского, знакомство с движениями кадрили.

Муз.руководитель, руководитель проекта

Разучивание стихов на тему «Азбука, создание азбуки» и др.

Воспитатели, родители

Изготовление атрибутов к празднику.

Родители, руководитель проекта

Завершающий этап.

Проведение праздника «Кирилл и Мефодий – родоначальники азбуки».

                           Праздник, посвященный Дню

                   славянской письменности и культуры

                           (для детей старшего дошкольного возраста)

             «Кирилл и Мефодий — родоначальники азбуки»

       В группу к детям приходит волшебник Грамотей:

  • Здравствуйте дети, я — волшебник Грамотей, имею честь пригласить вас на праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры. Постройтесь, пожалуйста, парами и проследуйте за мной.

       Дети парами проходят за волшебником в музыкальный зал и садятся на стульчики.

      В.Г.: Посмотрите, ребята, внимательно вокруг, как вы думаете, кто главный герой нашего праздника?

      Дети осматривают зал и видят на большом экране изображение памятника Кириллу и Мефодию.

       Д.: Кирилл и Мефодий.

       В.Г.: Чем же заслужили они честь, быть увековеченными в памятнике?

     Реб.:  До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит — азбуку. А мы знаем песню об азбуке.

    Исполняется песня «Азбука» на сл. Б. Заходера. На экране открывается слайд с изображением славянской азбуки.

     В.Г.: Замечательная песня. Только буквы в песне и в азбуке отличаются произношением. Почему?

     Д.: Мы пели про нашу современную азбуку, а на экране — азбука славянская.

     В.Г.: Действительно, как же я раньше не заметил. А сколько букв в современной азбуке? (33) А в славянской?(42). Все-то вы знаете! Но не зря зовусь я Грамотеем, хочу проверить, знаете ли вы как назывались буквы в славянской азбуке?

      В.Грамотей показывает буквы, дети их называют: «аз», «буки», «веди», «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

       Воспитатель одевает некоторым детям шапочки с буквами. Выходят «аз» и «буки».

     Д.: Я — АЗ, Я — БУКИ, а вместе мы дали название славянскому алфавиту -  АЗБУКА.

   В.: Вот так буквы вместе составляют слова, а дети вместе играют, поют и танцуют.  

    Два притопа, два прихлопа

С каблука и на носок

 Дети весело танцуют,

Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка загадку:

Что за танец, что за стиль?

Развеселый,

как трехрядка,

Называется: (кадриль).

    Дети исполняют кадриль, присаживаются.

    В.Г.: Не могу на вас налюбоваться.

   Выходит буква «веди».

    Р.: Я — ВЕДИ, все знаю, про все ведаю. Ведаю, как Кирилл и Мефодий создавали свою азбуку. А рассказать об этом мне помогут мои друзья.

    Дети читают стихи.

     - Жили на свете братья одни.

     Кирилл и Мефодий были они.

     Им было дано поручение

     Славянам придумать учение,

    - Его донести до разных народов,

     Чтоб общаться могли год от года,

     Оставить потомкам историю,

    Да так, чтоб они все поняли.

  • Тогда и придумали азбуку -

Кирилл и Мефодий -  не праздную,

А чтобы потомки могли прочитать,

И все, что было, узнать.  

    В.Г.: Вcе вы правильно рассказываете, не случайные названия придумали своим буквам Кирилл и Мефодий.

    Выходит «добро».

    Р.: Я — «добро».

     Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Я пришла с радостью, с игрой старинной славянской - «Гори — гори ясно».

    Игра «Гори — гори ясно».

    Выходят «живете», «люди».

   Д.: Я — ЖИВЕТЕ, Я — ЛЮДИ.

   Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

    В.Г.: Я  думаю, что вы обрадуетесь моему сюрпризу — загадкам.

    В.Г. Загадывает детям загадки: (на экране появляется изображение  старинной книги):

            Первая книжка для всех детишек.

             Учит — мучит, а научит — радует.

            (Азбука)              

 Айболиту все сперва
Говорили букву ...
(
А)

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...
(
О)

Давно известно детям всем:
Корова знает букву ...
(
М)

Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву ...
(
Б)

Целый час жужжит уже
На цветочке буква ...
(
Ж)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква ...
(
Х)

      В.Г.: Вы и с загадками справились!

      Выходит последняя буква «земля».

     Р.: Я — ЗЕМЛЯ, родная земля, которая есть  у каждого человека.

  Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

   В.Г.: И слава тем, кто придумал для нас азбуку, которая позволяет нам так много знать и уметь.

    На экране появляется очередной слайд с изображением памятника Кириллу и Мефодию. Дети исполняют песню «Азбука» ( сл. З.Петровой, муз. А.Островского).

     В.:  Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все: Мы - славяне!

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы - славяне!

    Д.:

 - По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

 - Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

     В.Г.: Ну вот уж конец,

Прощайте, прощайте

Но азбуку предков

Вы не забывайте! А я оставляю вам в дар чудесную книгу — азбуку.

    Волшебник Грамотей «исчезает». Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: «Азбука славянского языка Кирилла и Мефодия».

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по патриотическому воспитанию в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: «Азбука славянского языка Кирилла и Мефодия» РИСОВАНИЕ ГОРЯЧИМ ...

Кирилл и Мефодий.

Презентация....

Презентация "Кирилл и Мефодий-великие славянские просветители"

В настоящее время в воспитании подрастающего поколения  довольно остро встал вопрос нравственного, духовного воспитания детей с самого раннего возраста. Конечно,основой воспитания ребенка являетс...

"Кирилл и Мефодий -великие славянские просветители"

Одним из проаздников, возродившимся в России является День славянской письменности.Ознакомление с историей этого праздника,его значимостью мы начинаем с детьми еще в детском саду в процессе проведения...

Беседа «Азбука славянского языка Кирилла и Мефодия»

Беседа по недели "Славянская книга "для детей старшей группы....

Кирилл и Мефодий

материал для досугов...

Тематические занятия для воспитанников ДОУ «Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий» в рамках городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов.

laquo;Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий» в рамках городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов образовательных учреждений, подведомственных Управлению образованияФорм...