Главные вкладки

    Консультация для педагогов по взаимодействию с семьей в рамках ФГОС
    консультация по теме

     

    В настоящее время дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный момент. Поводом всему послужил новый документ об образовании ФГОСТ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

    Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющим личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличии от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но вместе с тем основные характеристики системы дошкольного образования остались прежними, не предусматривающими практического решения данного вопроса.

    Развитие дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования. Поэтому снять проблему поможет взаимодействие семьи и детского сада.

    Современное общество подразумевает отсутствие необходимости в производственной консолидации, перемещение людей, что ограничивает частоту встреч между родственниками и предопределяет ряд других изменений, таких как естественных следствий экономических изменений. Вследствие чего в обществе появляются структуры, призванные компенсировать изоляцию и индивидуализацию семьи, осуществляющую физическую защиту лиц, материальную помощь и ряд других действий, которые обеспечивались прежде семейным объединением. К примеру, одной из структур является детский сад. Так в недалеком прошлом каждое из многонациональных поколений вносило специфический вклад   в воспитание и образование детей, частые встречи с многочисленными родственниками их традиции, национальные культуры, устои.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_vzimodeystvie_s_semey.docx26.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пилипчук Анна Алексеевна, старший воспитатель, I  кв.к., МБДОУ «Детский сад «Машенька» города Абакана.

    Консультация

    Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

    В настоящее время дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный момент. Поводом всему послужил новый документ об образовании ФГОСТ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

    Одна из причин кардинальных изменений в дошкольном образовании заключается в изменении социокультурных приоритетов российского общества, которые особенно ярко проявляются в изменении ценностного отношения к индивидуальной и социальной составляющим личности ребенка. Сегодняшним приоритетом в образовании, в отличии от недалекого прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка, а не овладение им стереотипами социального поведения. Но вместе с тем основные характеристики системы дошкольного образования остались прежними, не предусматривающими практического решения данного вопроса.

    Развитие дошкольника осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах - семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования. Поэтому снять проблему поможет взаимодействие семьи и детского сада.

    Современное общество подразумевает отсутствие необходимости в производственной консолидации, перемещение людей, что ограничивает частоту встреч между родственниками и предопределяет ряд других изменений, таких как естественных следствий экономических изменений. Вследствие чего в обществе появляются структуры, призванные компенсировать изоляцию и индивидуализацию семьи, осуществляющую физическую защиту лиц, материальную помощь и ряд других действий, которые обеспечивались прежде семейным объединением. К примеру, одной из структур является детский сад. Так в недалеком прошлом каждое из многонациональных поколений вносило специфический вклад   в воспитание и образование детей, частые встречи с многочисленными родственниками их традиции, национальные культуры, устои.

    Существенным фактором являлась и жесткая детерминированность социализации и образования детей, определяемая общими экономическими задачами семейного объединения. Вследствие чего, семейная общность   была в состоянии полноценно решать задачи воспитания и образования детей дошкольного возраста, что отражало потребности общества и социально- экономические задачи. Все это позволяло воспитанию духовного, культурного ребенка.

    Это академическая модель воспитания и образования и носила характер - культуры полезности.  Предложить педагогам составить схему характеристик культуры полезности:  

    • учебно-дисциплинарная модель унифицированного образования;
    • подготовка к школе;
    • ребенка оценивают;
    • ребенка подгоняют под программу.

    Цели дошкольного образования в указанный исторический период были последовательными и логичным отражением принципов государственного устройства.

    Дошкольное образование представляло собой «зеркало», со всеми характерными чертами и доминировало относительно образования в семье. Массовое образование совпадало с материальными и духовными целями общества и ориентировано на то, чтобы развивать ребенка в «чистой культуре» детского сада.

    Например, отношение педагогов к сюжетной игре, которое заключалось лишь с точки зрения содержания, а не развития. 

    В большинстве случаев сотрудничество сводится к мероприятиям формального характера, эпизодическому участию родителей в субботниках, на праздниках, материальной помощи и др. После смены социально-политического строя система дошкольного образования оказалась в сложном положении. Приобрела статус условно общедоступной за счет государственных дотаций. Идея – достижение общественного блага - стала во многом эфемерной.

    Приоритетным направлением социализации детей, сменилось стремлением к противоположному – индивидуализации. Впервые было признано развитие субъективности ребенка, индивидуальности. Каждый родитель, передавая ребенка в детский сад, представлял понятие «развитие ребенка» по-своему. Педагог не в состоянии был учесть индивидуальные интересы всех детей группы.

    Вся система нуждалась в дополнительном притоке средств извне, таких как более совершенные дидактические методы и приемы, увеличение числа воспитателей и повышение уровня образования, рационально организованная предметная среда и многое другое. Еще один не мало значимый потенциал, это целенаправленные образовательные усилия самих родителей, осуществляемые в рамках семейного воспитания. В результате уникальная система отечественного дошкольного образования утратила полезность и во многом потеряла свой внутренний смысл, не только для государства, но и для граждан. В Законе предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье.

    В статье. 44 Закона «Об образовании» впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает необходимость по новому взглянуть и на взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

      Современная семья по ряду объективных причин нуждается в помощи окружающего социума в вопросах воспитания и образования детей, в помощи специалистов.

    В результате в психическом развитии детей могут отмечаться отклонения.

    • органические или функциональные нарушения,
    • дефицит общения в семье, следствие чего снижаются эмоциональные контакты, чрезмерная тревога, неверие в способность быть самостоятельным, завышенные требования к ребенку.

    Таким образом, своевременная коррекция детско-родительских отношений при условии тесного взаимодействия детей, родителей и педагогов позволяет решить эту проблему.

    Итак, Закон «Об образовании» подразумевает наличие профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов, использовать труд высококвалифицированных педагогов, рационально организовать предметно-пространственную среду и многое другое.

    Большинство родителей заинтересованы в их развитии, но они не в состоянии сформулировать цели дошкольного образования и способствовать осознанию данного вопроса, различная разъяснительная работа в форме лекций, семинаров является малоэффективной. Есть предположения, что наиболее эффективным средством является практическая образовательная деятельность. Чем больших успехов станет достигать ребенок, тем активнее и заинтересованнее будет действовать взрослый. Следовательно, наиболее существенными характеристиками дидактической системы, предназначенной для семейного воспитания, являются:

    • непосредственная связь с образовательной программой детского сада;
    • охват всех культурных практик,( ответы педагогов)

            Сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.                        

    • возможность партнерского взаимодействия взрослого с ребенком.
    • возможным дефицитом времени у родителей и отсутствия у них специального образования.

    В связи с этим подразумеваем личностно-ориентированную модель вариативного образования, и несет характер культура достоинства.

    Предложить педагогам выстроить принципы культуры достоинства:

    • поддержка разнообразия личности подготовка к решению нестандартных программ.
    • программа создается с учетом мотивов и способностей.
    • ребенка ценят.
    • социализация и индивидуализация.

    Представители обоих социальных институтов слишком долго действовали порознь, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание. Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка. Увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют интерактивные методики взаимодействия с семьей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов по взаимодействию с родителями

    В данной статье даны этапы создания партнерских взаимоотношений родителей и педагога....

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

    Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начмнается с отношения к своим близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему городу.. Дети в дошколь...

    Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

    Патриотизм - это любовь к родному городу, стране, преданность своему Отечеству. Любовь к Родине начинается с отношения к своим близким: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке и т.д. Вместе с ро...

    консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

    Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....

    Консультация для педагогов по теме: «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников»

    Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания, воплощения образа, побуждает его к соз...

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

    В последнее время проблема патриотического воспитания детей становится особенно актуальной. В наше время материальные ценности стали все больше доминировать над духовными. В этот сложный период нестаб...