Использование эффективных технологий и методик оздоровления детей раннего возраста в условиях Севера
консультация (младшая группа) по теме

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovlenie.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Горбацевич Любовь Николаевна,

воспитатель М ДОУ № 5

для детей раннего возраста

г. Заполярный

Использование эффективных технологий и методик оздоровления детей в условиях Севера

Кольское Заполярье по природно-климатическим условиям не имеет в мире аналогов. Его особенности требуют серьезного подхода к проблемам организации жизни, сохранению и укреплению здоровья детей. Региональные особенности Кольского Севера, воздействуя на организм ребенка, повышают напряжение механизмов адаптации. Вследствие  этого большое количество детей, находятся  в состоянии предболезни (промежуточном между болезнью и здоровьем, которое при определенных условиях может перейти в болезнь), или серьёзно болеют хроническими  заболеваниями.

 Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете использовании профилактических мероприятий, создании определенных  условий.

Коллектив нашего МДОУ для детей раннего возраста разработал совместно с детской поликлиникой городской больницы целый комплекс медико-педагогических мероприятий направленных на облегчение процесса адаптации малышей к условиям детского сада, на оптимизацию  состояния здоровья, развитие детей раннего возраста.

К основным направлениям оздоровительной деятельности следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

Основными задачами нашего детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия). Для этого в детском саду созданы определенные условия:

  • уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.
  •  физкультурный зал с разнообразным многофункциональным, современным оборудованием.

 Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, в нашем детском саду существует система общеоздоровительных мероприятий:

  • обучение детей уходу за своим телом,
  • закаливание,
  • витаминизацию блюд,
  • фитопрофилактику,
  • освоение упражнений  по психосаморегуляции состояний,
  • оптимизацию двигательной деятельности детей.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Оздоровительную деятельность мы начинаем только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Её эффективность во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

В режимные моменты  проводим закаливающие процедуры, способствующие укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Они будут эффективными только тогда, когда обеспечиваются в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Учитывая ранний возраст детей, в период повышенной заболеваемости мы совместно с медицинским персоналом разрабатываем специальный режим  с четкой ориентацией на лечебно-профилактическую работу. В этот период мы уменьшаем количество занятий, их эмоциональную насыщенность, увеличиваем длительность прогулки и сна, проводим активные физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры:

  • Поливитамины
  • Фиточай
  • Полоскание рта и промывание носа «морской водой»
  • Фитонциды - лук, чеснок
  • Витаминный напиток
  • Арамотерапия, аромаподушки
  • Ионизация воздуха в сочетании с проветриванием
  • Витаминные, зеленые салаты
  • Оксолиновая мазь

В нашем детском саду для осуществления физического развития и оздоровления детей используются разнообразные  приемы работы. Группы оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием:

  • «Сухой бассейн», игры с водой и песком, которые способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса;
  • Ходьба по коврику из трубок, где происходит массаж стопы ног;
  • Для дыхательной гимнастики используем: султанчики, вертушки, мыльные пузыри, «буря в стакане», что способствует развитию и укреплению дыхательного аппарата;
  • Пальчиковая гимнастика с использованием различных массажеров: мячики, карандаши  разного вида, природный материал. Игры помогают  тренировать мелкую моторику, стимулируют  речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);
  • Мимические разминки;
  • Игры и упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
  • Точечный массаж.

Такие приемы работы способствуют формированию у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

На основе программы по оздоровлению детей  раннего возраста в МДОУ д/с №5 были разработаны формы и методы оздоровления малышей:

  1. Обеспечение здорового ритма жизни:
  • Щадящий режим (адаптационный период)
  • Гибкий режим
  • Организация микроклимата группы
  1. Физические упражнения
  • Утренняя гимнастика
  • Физкультурно-оздоровительные занятия
  • Подвижные игры
  • Профилактическая гимнастика (дыхательная, плоскостопие, зрение)
  • Спортивные игры
  • Игры малой подвижности              
  1. Гигиенические и водные процедуры
  • Умывание
  • Мытье рук
  • Обливание рук прохладной водой
  • Полоскание рта
  • Игры с водой
  • Обеспечение чистоты среды
  1. Световоздушные ванны
  • Проветривание помещений (по графику)
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Прогулка в группе в хорошо проветренном помещении
  • Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
  1. Активный отдых
  • Развлечение,  праздники
  • Игры-забавы
  • Дни здоровья
  • Каникулы
  1. Арома - и фитотерапия
  • Ароматизация помещений (при отсутствии аллергии)
  • Фитотерапия (чаи, настои)
  • Аромаподушки
  • Аромамедальоны
  1. Диетотерапия
  • Рациональное питание
  • Индивидуальное питание
  1. Свето - и цветотерапия
  • Обеспечение светового режима
  • Цветовое и световое сопровождение среды  и учебного процесса
  1. Музтерапия
  • Музыкальное сопровождение режимных моментов
  • Музоформление фона занятий
  1. Спецзакаливание
  • Босохождение
  • Самомассаж
  • Обливание рук прохладной водой
  • Дыхательная гимнастика
  1. Стимулирующая терапия
  • Адаптогены и стимуляторы (по плану оздоровительных мероприятий)
  1. Физиотерапия
  • Ибулайзер
  1. Пропаганда ЗОЖ
  • Консультации
  • Фотостенды
  • Курс лекций и бесед

Здоровье наших детей во многом зависит и от условий в семье, где оздоровительная работа среди детей сегодня проводится не на должном уровне и не отвечает современным требованиям. Неудовлетворительное состояние физического здоровья объясняется уменьшением количества детей, охваченных оздоровлением в летний период, ухудшением социально-экономического положения подавляющего большинства семей, ухудшением экологической ситуации, поэтому большое внимание уделяем так же работе с родителями, главный принцип которой согласованность требований к оздоровлению и воспитанию ребенка дома и в детском саду. С этой целью в начале года проводим анкетирование. Данные анкет показали, что в ряде случаев для укрепления здоровья и развития детей не созданы необходимые условия. Основные нарушения выявлены в режиме дня:

  • Нерегулярное пребывание детей на воздухе;
  • Дефицит ночного сна;
  • Малая двигательная активность.

Учитывая все эти факты, мы разработали целую систему мероприятий по работе с родителями:

  • Знакомство родителей с режимом детского сада;
  • Знакомство родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка;
  • Знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
  • Обучение конкретным приемам и методам оздоровления детского

организма (массаж, дыхательная гимнастика).

  • Анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Вся работа по оздоровительной деятельности осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, психолога. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правельно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ни чем.

Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня- это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Литература:

  • В.М. Кузнецова «В поиске ради здоровья// Мурманск 2001год
  • Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В. Кочетковой. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  • Оздоровительтная работа в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие/ под ред. В.И. Орла и С.Н. Агаджановой.- СПб.: «Детство -Пресс», 2006.
  • Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие.-М.: АРКТ, 2002.
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Программа оздоровления детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения «Расти здоровым, малыш!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Методика проведения воздушных ванн. Воздушные ванны дети получают на НОД по физкультуре, на утренней гимнастике. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнасти...

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...

Современные методики развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"


Современные методики развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"Вид проекта: исследовательски -игровойПродолжительность проекта: краткосрочный Сроки реализации проекта:...

Проект:"Внедрение новых технологий и методик сопровождения детей раннего возраста "

Этот материал поможет воспитателям групп раннего возраста в создании оптимальных условий для развития индивидуальных, творческих способностей детей, для социально -личностного развития дошкольников: ...

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Шашкова С.Е.

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Шашкова С.Е....