Консультация "Познавательно - речевое развитие дошкольников"
консультация на тему

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_11.03.13.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4

Утверждаю:______________

«___»__________20___г.

                                                                                                     Заведующая ДОУ № 4

                                                                                                                К.В. Ильиных

Консультация для педагогов

«Познавательно-речевое развитее дошкольников»

Подготовила:

Старший воспитатель

С.В. Муллаярова

11.03.2013г.

Для реализации на практике познавательно – речевого развития детей, перед педагогами стоят следующие задачи:

1. Формировать элементарные естественно - научные представления об окружающем мире (комплексное представление о природе, многообразие её объектов и проявлений):

Развивать  способность к первоначальной систематизации представлений о живой и неживой природе в целом;

Систематизировать  представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

Формировать  представления о типичных и нетипичных представлениях сообществ;

Формировать  представление о географической карте, глобусе, учить читать элементы географических карт;

Формировать  представление о некоторых приборах и приспособлениях;

Учить  устанавливать элементарные зависимости выбора технического приспособления от цели действий;

Формировать  представление о некоторых технологиях, способах утилизации;

Уточнять  представления детей о предметах, их существенных признаках. Учить различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

2. Учить адекватным, социально-приемлемым способам выражения своего отношения к окружающему, доброжелательному и мотивированному высказыванию своих притязаний.

3. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

4. Воспитывать: любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда, творческое созидательное отношение к природе, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

Данные задачи решаются в образовательных областях таких как: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы». Рассмотрим каждую образовательную область, возможности их интеграции.

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

-сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Связь с другими образовательными областями

Социализация

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Здоровье

Расширение кругозора детей в части представлений  о здоровом образе жизни

Труд

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

Художественное творчество

Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения  содержания области, расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства

Музыка

Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области, расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства

Коммуникация

Развитие  познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми

Безопасность

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности  и безопасности окружающего мира природы

Чтение художественной литературы

Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира, решение специфическими средствами идентичной основой задачи психолого – педагогической работы – формирование целостной картины мира

Программы, технологии и пособия

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» - М.: Мозаика – Синтез, 2010

Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко  «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей» - М.: Просвещение, 1989

И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» - М.: Педагогическое общество России, 2003

 Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2005

ФЭМП

Н.А. Арапова – Пискарева «Формирование элементарных представлений» - М.: Мозика – Синтез, 2006-2010

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях : мгровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе» - М.: Мозаика- Синтез, 2007

Конструирование

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» - М.: Мозаика – Синтез, 2010

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2005

Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование» - М.: Карапуз, 1999

Развитие речи

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» - М.: Мозаика – Синтез, 2010

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» _ М.: Просвещение, 1987

Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская  «Обучение дошкольников грамоте» - М.: Школа- Пресс, 2002

О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» - М.: Издательство Института психотерапии, 2001

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» - М.: Совершенство, 2001

О.С. Ушакова «Знакомим  дошкольников с литературой: Конспекты занятий»- М.: ТЦ Сфера, 2005

Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Связь с другими образовательными областями

Познание

Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми

Социализация

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представление о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

Здоровье

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗЛЖ человека

Труд

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых

Художественное творчество

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу  процесса и результатов продуктивной деятельности

Музыка

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки

Безопасность

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания

Чтение художественной литературы

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи

Физическая культура

Развитие свободного общения со взрослыми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования, игровое общение

Программы, технологии, пособия

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» -М.: Мозаика – Синтез, 2010

В.В. Гербова «приобщение детей к художественной литературе: для детей с детьми 2-7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2006

В.В. Гербоваа «Занятия по развитию речи» - М.: Просвещение, 1987

Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте» - М.: Школа Пресс, 2002

О.С. Ушакова «Развитие речи дошкольников» - М.: Издательство Института психотерапии, 2001

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» - М.: Совершенство, 2001

О.С. Ушакова «Знакомим  дошкольников с литературой: Конспекты занятий»- М.: ТЦ Сфера, 2005

Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок» - М.: Педагогика, 1972

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развитие литературной речи;

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Связь с другими образовательными областями

Физическая культура

  1. Обогащать  литературными образами самостоятельную и организованную деятельность детей
  2. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений

Здоровье

     1.На примере  произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания

      2. Воспитывать  у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы

      3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения

Социализация

  1. Привлечение детей к участию в совместной с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частной драматизации
  2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование
  3. Развивать  у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев

Безопасность

     1. Учить ребенка умению действовать в новых необычных для него   жизненных обстоятельствах

     2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города

     3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях

Труд

  1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. Воспитывать заботливое отношение к животным
  2. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание

  1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе
  2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями
  3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях
  4. Формировать представление о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно – тематических единицах литературных произведений

Коммуникация

  1. Формировать эмоционально- образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве
  2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения
  3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения
  4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. Учить отвечать  на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе

Художественное творчество

  1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное отношение, желание повторно прослушивать книгу
  2. Создавать  благоприятную атмосферу для детского словотворчества игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора
  3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве
  4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения
  5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке
  6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное  словесное творчество, продуктивную деятельность

Музыка

  1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи
  2. Развитие образности речи
  3. В играх – драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные  и интонационно- речевые характеристики персонажа
  4. Развивать интерес к театрально- игровой деятельности

Программы, технологии, пособия

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, В.В. Гербова «От рождения до школы» -М.: Мозаика – Синтез, 2010

В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе: Для занятий с детьми 2-7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2006

А.И. Дубровская «Детям о писателях» - Минск: Тесей, 2002

О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005

Л.А. Кондрыкинская, Т.Н. Вострухина «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников» - М.: Скрипторий, 2003

Познавательно-речевое развитие так же  осуществляется: во всех видах образовательной деятельности, в игровой, трудовой и художественной деятельности, и   в повседневной жизни дошкольников.

Познавательное развитие дошкольников

Развитие мышления

Различные виды деятельности

Вопросы детей

Занятия по развитию логики

Развитие творчества

Конструктивное творчество

Театрально – игровое творчество (развитие речевой интонационной выразительности, театрализованные игры)

Формирование специальных способ ориентации

Экспериментирование  с природным материалом

Использование схем, символов, знаков

           В группах рекомендуется организовывать  мини-выставки, тематика которых соответствует комплексно- тематическому плану работы ДОУ. Экспонаты, в которых обновляются и пополняются  при помощи сотрудников детского сада и родителей воспитанников. Благодаря таким выставкам, дети  имеют возможность познакомиться с прошлым и настоящим в его многообразии.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....