Моральное поведение дошкольника
консультация по теме

Ребенок находится в среде, которая постоянно заставляет сопоставлять красивое и плохое, хорошо и плохо, печальное и радостное, искреннее и лицемерное, красивое и безобразное. Кто же поможет ему разобраться в сущности этих понятий, в собственном «Я»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moralnoe_povedenie_doshkolnikov.docx119.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Можно, нельзя, надо. Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения.

Долгое время считалось, что полноценное моральное поведение превосходит психологические возможности дошкольников. И в качестве самостоятельной задачи морального воспитания оно практически не ставилось.

Ребенок находится в среде, которая постоянно заставляет сопоставлять красивое и плохое, хорошо и плохо, печальное и радостное, искреннее и лицемерное, красивое и безобразное. Кто же поможет ему разобраться в сущности этих понятий, в собственном «Я»? Ясное дело, авторитетные для него взрослые, которые уже имеют жизненный опыт, — родители и педагоги. Мы рассматриваем моральное воспитание как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества.

Работы отечественных психологов за последние 25 лет  убедительно показали: старшим дошкольникам поступки такого рода вполне доступны. Более того, можно утверждать, что если мы «упустим» этот период и не сформируем у детей в возрасте между шестью и семью годами простейшие формы морального поведения, то добиться этого результата позже будет значительно сложнее.

В понятных и естественных для них условиях старшие дошкольники вполне способны к полноценному моральному поведению. А у тех. У кого эта способность ранее отсутствовала, её можно сформировать. И эту возможность воспитания ни в коем случае нельзя упустить.

Как говорит народная мудрость, «свято место пусто не бывает». Если та часть внутреннего мира ребёнка, где может рождаться отказ от сиюминутной выгоды ради моральных принципов, не будет своевременно заполнена достойным содержанием, его место займут другие, менее желательные мысли и побуждения.

Попробуем раскрыть это утверждение. Старший дошкольник достаточно часто оказывается в ситуациях морального выбора: рассказать о своей шалости или свалить вину на другого? Незаметно взять чужие игрушки, лакомство или преодолеть желание завладеть этими вещами? Обмануть сверстника пари обмене игрушками или нет? И т.д.

Всё это несущественные, с точки зрения взрослых, мелочи! Но, решив скрыть свой поступок, присвоить чужое, поменять испорченную игрушку на хорошую, получив от этого удовлетворение и убедившись в успешности и безнаказанности таких отступлений от морали, ребёнок в следующий раз будет делать то же самое, но легче, быстрей и охотней.

Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их ещё и ещё раз. В то же время преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем.

Можно сказать, что положительный или отрицательный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому, именно в этом возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребёнок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:

1. Воспитание нравственных привычек; 
2. Пример взрослого или других детей; 
3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; 
4. Организация совместной деятельности; 
5. Совместная игра.

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Предлагаем  следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

  • рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

К концу третьего года жизни наличие у детей образа – Я является совершенно очевидным. Они начинают вполне осмысленно употреблять слово «я», понимают, что они самостоятельные, отдельные от других существа, что у них есть свои желания (часто непонятные и забавные, с точки зрения взрослых), и право их иметь они готовы отстаивать.

В содержание образа – Я входят некоторые знания о себе. Наиболее определёнными являются представления о своей внешности. Дети трёх лет могут не только показать, но и правильно ответить на вопросы, если у них нос, пальцы на руках и ногах. Хвостик, пёрышки и т.д. Они также достаточно осведомлены о таких моторных умениях. Как бег, прыжки и т.д. Несколько позже появляются представления о наличии у себя некоторых обобщённых качеств. На вопрос, «Какой ты?» 75% детей двух с половиной – трёх лет вообще ничего не отвечают, а самые активные тычут себя пальцем в грудь, как бы говоря: Вот я какой». Похожая картина наблюдается и на четвёртом году жизни: 60% детей не отвечает на этот вопрос, а оставшиеся называют своё имя, пол, иногда говорят: «Никакой», и только единицы считают, что они большие и сильные.

Существенный перелом в этом отношении начинается после четырёх лет. Число детей, не отвечающих на вопрос, какие они, резко снижается до 14%, остальные называют своё имя и пол или указывают такие качества, как хороший или большой.

После пяти лет практически все дети отвечают на данный вопрос. При этом 80% из них указывают именно на свои качества (большой, хороший, умный, красивый, добрый), остальные характеризуют себя так: «Хожу в садик». У детей в шесть-семь лет появляются и собственно моральные характеристики. Так 35% детей упоминают среди своих качеств такие, как «добрый», «не жадный», «не злой», «тоже занимаюсь добрыми делами».

Наряду с этим всё большее место в образе – Я начинают занимать представления о своих знаниях и умениях, которые. Однако. Не всегда соответствуют реальности.

Образ – Я включает и отношение ребёнка к тем качествам, которые, как он считает, ему присущи. Например, у каждого есть представление о своей внешности. Но одни оценивают её очень высоко (на вопрос «Какая ты?» девочка с придыханием отвечает: «Очень красивая»); другие не обращают на внешность внимание, а третьи страдают от реальных или мнимых недостатков своей внешности. Что касается собственно моральных черт, то они осознаются старшими дошкольниками значительно хуже, чем такие качества, как сила, ловкость или конкретные умения и знания.

Именно моральное содержание образа - Я, готовность к критической моральной самооценке и способность предвидеть, как тот или иной выбор скажется на отношении к себе, и являются психологическими основаниями правильного морального выбора.

Моральные знания и личное отношение к нормам. Моральные представления – наиболее изученная сторона морального развития не только у взрослых, но и дошкольников. Дети постоянно сталкиваются с моральными требованиями и запретами: «Надо делиться». «Нельзя драться» и т.п. Они часто слышат от взрослых моральные оценки тех или иных определённых условий.

В детской художественной литературе  широко и разнообразно представлены описания и сопоставления одобряемых и осуждаемых моралью ситуаций, поведения персонажей и соответствующие оценки.

В итоге после трёх лет дети уже имеют некоторый запас моральных знаний, могут сказать. Как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, и правильно оценить знакомые и понятные им действия и поступки. Практически все дети достаточно быстро и легко запоминают моральные требования и могут правильно ответить на вопросы, хорошо или плохо лгать, красть, обижать малышей и т.п. Некоторые дети способны даже обосновать свои суждения, почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо.

Поэтому в целом моральные знания дошкольников обычно не вызывают педагогического беспокойства.

Парадокс нравственного развития заключается в том, что, по мере того, как ребенка начинает интересовать не только внешний, но и собственный внутренний мир, моральные императивы из внешнего плана, поддерживаемого авторитетом взрослых, переходят в план внутренний, регулируемый собственной позицией через социальные эмоции, моральную самооценку и произвольность поведения. Решающее значение для формирования нравственного сознания в дошкольном возрасте играет появление произвольного поведения, соподчинения мотивов. Однако само по себе появление произвольного поведения еще не означает возникновения нравственного поведения. Способность действовать по сознательно принятому намерению является основополагающей для морального поступка.  Вместе с тем произвольность поведения позволяет детям совершать непривлекательные действия ради привлекательной цели. Позже появляется способность выполнять непривлекательные действия ради цели, не имеющей непосредственного, личного значения. Формирование мотива «так надо» (впервые появляющегося еще в раннем детстве) говорит о том, что в сознании индивида проявляется общезначимый характер моральных требований.  Старшие дошкольники становятся способны выполнять непривлекательную деятельность, руководствуясь лишь моральными убеждениями. Появление собственно моральной мотивации в старшем дошкольном возрасте подтверждается и тем, что наблюдаются самостоятельные проявления чувства стыда, тогда как у младших дошкольников чувство стыда за свои поступки появляется лишь тогда, когда их непосредственно пристыдят, и проявляется, в отрицательной эмоциональной реакции на осуждение со стороны взрослых. Дошкольный возраст требует особого внимания по причине возникновения первых сознательных попыток нарушения моральной нормы. В этот период ребенок впервые открывает для себя привлекательность бесконтрольного совершения запретного действия в ситуациях, скрытых от взрослого. Эта особенность морального развития в дошкольном возрасте задает необходимость анализировать моральную деятельность с точки зрения максимально развернутой ориентировки, поскольку характер и содержание ориентировки определяют моральное сознание и моральный выбор. Широкий круг классических и современных психологических исследований показывает, что деятельностью, в рамках которой формируются в тесной взаимосвязи все составляющие морального развития, обеспечивая тем самым системное развитие нравственной позиции дошкольника, является игра. Игра представляет собой наиболее эффективное средство формирования общественных качеств и социальных норм у дошкольников. Игровое действие, будучи направленным на другого, содержит в себе нравственный смысл, отношение к этому другому, а сюжет игры в наибольшей степени отражает взаимоотношения людей и нравственные аспекты этих взаимоотношений. Игровые традиции содержат в себе нравственные нормы и регуляторы поведения. Считалки, дразнилки, правила, и игровые припевки являются первыми собственно детскими законами общения, универсальными и гибкими, доступными всем детям и с удовольствием ими принимаемые.В игре ребенку задается общественно выработанный язык чувств, названия эмоций и их описание, характеристики экспрессии. Игровой фольклор регулирует споры и ссоры, позволяет устанавливать очередность и распределять роли. В игровом фольклоре предусмотрены ритуалы примирения и поощрения, законы сотрудничества и моральные императивы. Игровые припевки учат находить «мирный» выход из конфликтных, эмоционально раскаленных ситуаций: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись! …», «Шишки, шишки я на передышке», «Жадина-говядина, турецкий барабан — кто на нем играет — таракан», «За одним не гонка — я не пятитонка» и др. Правила игры, таким образом, становятся своеобразным кодексом товарищества, реальной школой нравственной регуляция поведения.

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов.
Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их. Надо добиваться, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.
Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания музыки, исполнения любимых песен, приглашения к ребенку его друзей, организации игр, развлечений.  Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны. 

Далее педагогам предлагается презентация «Правила поведения для малышей»

Часть 1 Правила поведения дома        Часть 2 Правила поведения в обществе

http://ppt4web.ru/images/50/2716/640/img0.jpgКакой зайчик правильно обращается с книгой? Почему?                 Как нужно вести себя в гостях?       Что нужно сделать, встретив на улице знакомых взрослых или детей?

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление морального поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Сегодняшняя реальность, к сожалению, такова, что родители не отдают должного внимания воспитанию нравственности своих детей. Они всё больше и как можно раньше хотят научить своих чад читать, писать, т...

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

«Роль семьи в воспитании моральных качеств дошкольника.»

                                      «Там, где нет мудрости родительского воспитания, ...

Пособие "Моральные ценности дошкольника"

    Материал будет полезен педагогам и окажет помощь в изучении проблем становления социальных основ личности дошкольника, а также для занятий индивидуальной направленности в формиров...

«Принципы морального воспитания дошкольников»

Как известно,  воспитание – это не то на сколько человек знает правила и нормы поведения, а то, на сколько он им следует, как действует в тех или иных обстоятельствах. При этом часто ...

Профилактика асоциального поведения дошкольников посредством формирования морально-нравственных качеств

Формирование у подрастающего поколения способности регулировать свое поведение на основе осознания своей свободы в принятии решений и личной ответственности – одна из основных задач педагогов, п...