«Особенности морального поведения дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным характером родительско – детских отношений».
материал по теме

результаты эксперимента

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности морального поведения дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным характером родительско – детских отношений».

Мельникова Ю.В.

Одной из основных задач в Федеральной программе развития российского образования определяется «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе»

Целью данного исследования является выявление особенностей морального поведения дошкольников, воспитывающихся в семьях с различным характером родительско – детских отношений.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ д/с №93 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 90 человек (30 семей). Из них: 30 матерей, 30 отцов, 30 детей – дошкольников. Все семьи полные, благополучные. Дети являются воспитанниками старших и подготовительных групп. Средний возраст детей – 5-6 лет. Все родители имеют высшее образование:  45 % медицинское, 30 % педагогическое и 25% юридическое. Во всех семьях родители имеют прочный социальный статус. Семьи не подвержены никаким асоциальным влияниям.

Использовались следующие психодиагностические методики: опросник «Взаимодействия родителя и ребенка», методика СТО, методика «Рисунок семьи», методика «Незаконченный рассказ», методика «Отношение к моральным нормам. Подарок», методика «Отношение к моральным нормам. Загадки, метод наблюдения.

Анализ результатов методик, показал, что не все дети чувствуют себя в семье свободно, не смотря на то, что все родители высоко оценили степень удовлетворенности отношениями  с ребенком. По результатам анализа методики «Рисунок семьи» и  методики СТО мы разделили детей  на две группы по характеру родительско детских отношений: позитивным  (20 детей) и негативным (10 детей).

        В абстрактной ситуации морального выбора дети, воспитывающиеся в семьях с позитивным характером родительско – детских отношений применяют знание моральных норм чаще, чем дети, воспитывающиеся в семьях с негативным характером родительско – детских отношений. Это дети, которые адекватно реагировали на предложенную ситуацию морально- нравственного выбора. Они правильно отвечали  на все ситуации. Таким образом, эти дети имеют четкое представление о моральных нормах и стараются им  соответствовать.

        В реальной ситуации морального выбора, когда нужно реализовать моральную норму в собственном поведении результат исследования показал, что 85% детей, воспитывающихся в семьях с позитивным характером родительско – детских отношений справились с поставленной задачей, а среди детей, воспитывающихся в семьях с негативным характером родительско – детских отношений справились лишь 20% детей. Это дети, которые хорошо знали моральные нормы и в реальной ситуации вели себя в соответствии с ними (с охотой и без сожаления делились конфетами с другими детьми). Дети поступали в ситуации морального выбора на основе своего внутреннего принятия и понимания моральных  норм.

Дети, воспитывающиеся в семьях с позитивным характером родительско – детских отношений проявляют гуманное отношение, сострадание  и справедливость чаще, чем дети, воспитывающиеся в семьях с негативным характером родительско – детских отношений. Дети радуются успеху другого, оказывают помощь по собственному желанию, четко мотивируя свое поведение добрым отношением к своим сверстникам чувством товарищества.

В целом по полученным результатам можно сказать, что дети, воспитывающиеся в семьях с позитивным характером родительско – детских отношений, соблюдают моральные нормы чаще, чем дети, воспитывающиеся в семьях с негативным характером родительско – детских отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей. Тема: «Моральное поведение дошкольника»

Моральное поведение – это соблюдение норм и требований морали вопреки собственным непосредственным желаниям и интересам при полном отсутствии какого-либо внешнего контроля и принуждения....

"Родительский клуб - как форма оптимизации родительско детских отношений"

Опыт работы организации родительского клуба на базе своей группы...

Родительско - детские отношения в развитии семьи

Родительско - детские отношения - это процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей....

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи....

Роль психолого - педагогической коррекции родительско - детских отношений в современном обществе

В статье идет речь о социальном положении детей с инвалидностью и  путей коррекции родительско-детских отношений....

Моральное поведение дошкольника

Ребенок находится в среде, которая постоянно заставляет сопоставлять красивое и плохое, хорошо и плохо, печальное и радостное, искреннее и лицемерное, красивое и безобразное. Кто же поможет ему разобр...

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...