Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.
консультация (старшая группа) на тему

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.

Проблема развития коммуникативной культуры детей нашли своё отражение в работах отечественных педагогов и психологов – Г.М.Андреевой, И.А.Кумовой, М.И.Лисиной, Н.Н.Подьякова, Е.О.Смирновой, Л.В.Чернецкой, С.Г.Якобсона. Эта проблема является актуальной на сегодняшний момент. Воспитание коммуникативной  культуры у детей требует формирования доверия, доброты к людям. Важно познакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков.

В логопедическую группу приходят дети не только с речевыми дефектами. Эти дети испытывают трудности в общении, речь их не выразительна, дети закрепощённые, не эмоциональные. Эти факты побудили нас к поиску нестандартных форм работы, которые создавали-бы  тёплую, благоприятную обстановку для развития творческих способностей детей, интонационной выразительности речи коммуникативных способностей. Основные мотивы, побуждающие ребёнка к коммуникации связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке. Выступление на сцене, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку, развивает уверенность, самостоятельность, веру в собственные силы. А развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, а также активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач способствует развитию умения устанавливать контакты с окружающими, а также совершенствованию вербальной стороны коммуникативных умений.

Исходя из выше сказанного – наша творческая группа создали для детей старшего возраста такую форму работы – клуб «Дружная семейка». Клуб «Дружная семейка» подразумевает работу педагога, родителя и ребёнка. Совместно с родителями составляется сценарий мероприятия и ведётся работа по подготовке. Составлен план проведения мероприятий.

Сентябрь – «Знакомство с семьёй»;

Январь – «Празднование старого нового года»;

Февраль – «Спортивный праздник, посвящённый дню Российской армии»;

1 июня – «Международный день защиты детей».

Эти праздники, где активно участвуют родители, помогают установить тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. Подобная работа для наших детей – помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более уверенным, инициативным, эмоциональным. Речь детей становится более выразительной, что способствует развитию коммуникативных способностей детей.

Данные мероприятия мы проводим, для того чтобы решить следующие задачи:

1.Формировать основы культуры речи.

2.Активизация словаря.

3.Развивать у детей умение держаться при выступлении перед аудиторией.

4.Развитие творческой личности.

5.Приобщение родителей к речевому развитию детей.

6.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Такая форма приобщения родителей к речевому развитию детей оказалась наиболее приемлемой. Родители, включаясь в процесс подготовки и становясь участниками таких мероприятий, начинают понимать всю важность поставленной задачи – научить детей правильной выразительной речи.

Дети же видят своих воспитателей, родителей и сверстников совсем в другой роли, в роли настоящих артистов и с огромным удовольствием принимают их номера. Таким образом, работа по развитию коммуникативной активности является важной частью коррекционного процесса. Использование таких форм организации обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода и позволяет успешно социализировать ребёнка в обществе. В работах по изучению онтогенеза детской речи доказана огромная роль невербальных компонентов ( П.К.Анохин, В.А.Гиляровский, Н.И.Жинкин,  К.А.Зайцев, В.В.Ковалёв, Р.Е.Лёвина, А.А.Леонтьев и др.).

Воспитатель высшей категории,

логопедической группы

МБД0У «Детский сад

№ 117»

Лахневская С.М.

«Знакомство с семьёй» .

Цель мероприятия:

1.Социализация:

- Использовать некоторые средства выразительности (интонация, мимика, жесты. Движения).

- Выступать перед детьми, воспитателями, родителями.

- Формировать умение общаться.

- Формирование первичных представлений  о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, праздников.

2.Коммуникация:

- Соблюдать элементарные моральные нормы и правила поведения со взрослыми.

- Овладение речью как средством общения.

3.Художественное творчество:

- Достигать результата музыкальной деятельности ( хорошо петь, танцеваь).

Ход мероприятия:

Гости сидят за столами. Выход детей под музыку.

Песня «Осень».

Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Сегодня у нас замечательный праздник.  Нам очень хочется, чтобы подружились не только наши дети, но и родители. Сегодня мы узнаем друг друга чуть-чуть получше, познакомимся с семьями. И мы надеемся, что за два года мы станем настоящей большой и дружной семьёй с умными и талантливыми детьми и задорными родителями.

Есть в каждом доме семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нём

Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме

И снимки хранятся в покое

Их много: и старых, и новых

Они нам расскажут о многом.

Итак, начинаем знакомство. Слово предоставляется первой семье.

(Каждая семья рассказывает о детях, других членах семьи, чем занимаются и увлекаются).

2 семья…

3 семья…

Улетают птицы за море, миновало время жатв.

На холодном сером мраморе листья жёлтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес

Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.

По воздушной тонкой лесенке опустился и повис

Над окном ненастья вестником паучок-парашютист.

В эту ночь по кровлям тёсаным в трубах песни заводя

Заскребутся духи осени стукнут пальчиком дождя.

В сад, покрытый ржавой влагою облетевшие цветы

На листве рябин продрогнувших заблестит холодный пот

Дождик серый, как воробышек, их по ягодке клюёт.

Песня «Скворушка».

Слово семьям:

4 Семья…

5 Семья…

Соберёмся в тесный круг

Ты – мой друг, и я – твой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Игра «Карусель».

Мы примчались к карусели!

Все успели? – все успели.

Все уселись? – все уселись.

Полетели? – Полетели!

Всё быстрей, быстрей, быстрей  закружилась  карусель

И за тридевять земель понесла нас карусель!

Но Земля зовёт обратно, хоть и мило в синеве

После космоса приятно поваляться на земле!

Стихотворение И.Токмаковой «Мне грустно».

Мне грустно – я лежу больной.

Вот новый катер заводной, а в деревне лошади…

Папа мне купил тягач, кран игрушечный и мяч  

А в деревне – лошади.

Мне грустно – я лежу больной, вот вертолётик заводной

А в деревне – лошади…

А я в деревне летом был и лошадь серую кормил,

Она сухарь жевала и головой кивала.

Слово семьям:

6 семья…

7 семья…

Стихотворение «Осень!

Осень длинной тонкой кистью разукрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой – как красив ты лист цветной!

А ветер щёки толстые надул, надул, надул

И на деревья пёстрые подул, подул, подул…

Красный, жёлтый, золотой облетел весь лист цветной

Как обидно! Как обидно!

Листьев нет – лишь ветки видно!

Логоритмика «Лесок – песок».

Слово семьям:

8 семья…

9 семья…

10 семья…

Стихотворение «Чего нельзя купить».

Я с утра хожу босой весь обрызганный росой.

С птицей возле тополька воду пью из ручейка.

Где-то дома у метро пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад, всюду вывески висят.

Если деньги накопить, можно многое купить

Дом, одежду и завод, самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу,

и не спрятать в кошелёк родничок и тополёк.

Мы играем целый день,

Целый день играть не лень

Кто придёт, будет рад

Вот какой наш детский сад!

Игра «Магнит».

Слово семьям:

11 семья…

12 семья…

13 семья…

Упр. «Эхо».

Стоит на берегу лес густой, как стена.

Спросишь – лес ответит.

Раз крикнешь – лес трижды откликнется.

- Эхо лесное спросить могу?

- ау, ау, ау!

- Куда это листья лесные пропали?

- опали, опали, опали…

- Травы лесные, где вы, не вижу?

- ниже, ниже, ниже…

- Цветы луговые, а вы всё цветёте?

- что ты, что ты, что ты…

- Птички-певички давно ли галдели?

- летели, летели, на юг улетели…

- Рыбы речные вы то где?

- а мы на дне, на глубине…

- Лягушки и жабы куда подевались?

- в ил закопались, в ил закопались…

- Белки и зайцы про вас не знаем?

- линяем, линяем, линяем…

- Так что же творится в лесу мы спросим.

- осень, осень, осень…

- Не ленится эхо на все вопросы отвечает, о чём не спросим.

- Спасибо эхо за доброту!

- Ау! Ау! Ау!

Игра с родителями «Угадай голосок».

Дети прячутся за штору и зовут маму – мама должна угадать своего ребёнка.

Слово родителям:

14 семья…

15 семья…

Сюрприз для детей – сказка «Теремок» ( в исполнении родителей – экспромт).

Сюрприз для родителей – « Осенний романс» ( в исполнении муз. работника).

Ведущий:

Пусть в вашем доме царствует уют,

Пусть вашем доме дети подрастают.

Дом не живёт, когда в нём не поют,

Не любят, не смеются, не играют.

Ведущий: Уважаемые родители! Просим вас оценить сегодняшнюю встречу, украсьте, пожалуйста наш дом кирпичиками.

Красный кирпичик – вы довольны, эта встреча значима для вас.

Зелёный кирпичик – вы узнали много нового и интересного, но ждали большего от этой встречи.

Коричневый кирпичик – вы считаете, что зря потратили своё время.

«Празднование старого нового года».

Цель мероприятия:

1.Социализация:

- Использовать некоторые  средства выразительности ( интонация, мимика, жесты, движения).

- Выступать перед детьми, воспитателями, родителями.

2.Познание:

- Расширение кругозора детей ( народные праздники).

3.Коммуникация:

- Соблюдать элементарные моральные нормы и правила поведения со взрослыми.

- Использовать в речи средства интонационной выразительности.

- Участвовать в процессе инсценировки.

4.Художественное творчество:

- Выразительно передавать образы явления природы.

- Достигать результата музыкальной деятельности ( хорошо петь, танцевать).

Новогодняя ёлка украшена только огоньками. Родителям дано задание: из картона, бумаги изготовить новогоднюю игрушку и написать пожелание.

Ход мероприятия:

Дети и родители сидят за праздничными столами.

Ведущий:

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

И мамочки и папочки, и бабушки и дедушки!

Сестрёнки и братишки!

Каникулы весёлые зима нам принесла!

И ёлку новогоднюю, и дружный хоровод

И счастливы сегодня мы

Встречаем Старый Новый год!

Сегодня вас ждут весёлые шутки

Скучать вы не будете здесь ни минутки!

Берите с собою и папу, и маму

Пусть тоже посмотрят нашу программу!

Ох, и день сегодня будет!

Дед Мороз сейчас прибудет

Он на ёлке этой вот триста лампочек зажжёт!

Дед Мороз в большой запарке еле тащит вам подарки

Не рассыпал бы донёс, он же сильный дед Мороз

А подарки говорят раздаёт он всем подряд!

Я на минуточку к двери…

( Ведущая уходит, появляется баба Яга и леший).

Б.Яга: Слыхал, Лёха, всем подарки раздают, у него их много, наверное, подарков-то. Конфеты то поди сладенькие, хоть-бы раз в году поесть. А то вот об этих Алёнушек и Иванушек все зубы пообломала. Слышь, Лёх, придумай что- нибудь, ты же мужчина!

Леший:  А чё тут придумать-то, бабусь, как всегда украдём подарки и дело в шляпе.

Б.Яга: Э-э-э как всегда! И поймают нас как всегда, воспитывать да ругать будут. Да и как мы украдём, если свидетелей столько! Они сразу в милицию побегут (детям): побежите в милицию? У, ябеды-корябеды! Думай, Лёха, думай! Скрепи извилиной!

Леший: Придумал! Мы без свидетелей украдём. Деда Мороза со Снегурочкой заколдуем, чтобы они адрес забыли, усыпим их в лесу и подарки стащим!

Б.Яга: Вот это ты молодец! Ну ты удалец! Вот это мужик! Вот это голова! Итак за работу! ( метлой метёт и приговаривает): мету, мету заметаю, следы-пути заметаю. Прохожие пропадают, засыпают…

Леший: Хватит, бабка, колдовать, пошли подарки воровать.

(уходят, возвращается ведущая).

Ведущая: Что тут было? Кто тут был? К вам никто не приходил?

(дети рассказывают).

Ведущая:

Ой, беда, беда, беда!

Не придёт Мороз сюда!

Рано, дети, вешать нос

Он же сильный дед Мороз

С ним беда стрястись не может

Почтальон нам пусть поможет!

Входит почтальон.

Почтальон:

Поздравления новогодние

Доставляю всем сегодня я.

Может чем-нибудь помочь?

Я помочь всегда не прочь!

Ведущая:

Вот спасибо, очень кстати.

Вот что сделаем сейчас

Мы напишем телеграмму,  почтальон её доставит деду Морозу и Снегурочке что б напомнить адрес наш.

Поскорее отнесите эту телеграмму

И с гостями приходите

К нам на праздник прямо!

Ведущая: А пока что б не скучать, предлагаю поиграть!

Игра «Ручеёк»

Ведущая: А теперь игра для взрослых

Игра: « Займи место возле ёлки».

Появляются дед Мороз и Снегурочка.

Д.Мороз:

С Новым годом! С Новым годом!

Поздравляю всех детей, поздравляю всех гостей!

Желаю здоровья, успехов и сил!

Очень, ребятки, сюда я спешил.

Снегурочка:

К вам на праздничную ёлку мы пришли из далека

Шли вдвоём довольно долго через льды, через снега

Были в сёлах, городах, были в школах, детсадах.

Поздравляем всех подряд

С Новым годом всех ребят!

Д.Мороз:

Мы чуть-чуть не заблудились

По пути с дороги сбились

Хорошо, что телеграмму

Нам вручили в руки прямо.

Ведущая:

Не устали ли с дороги?

Были мы в большой тревоге

Отправляли на подмогу – почтальона…

Д.Мороз: Он помог!

Входит почтальон.

Почтальон:

Я принёс вам телеграммы

Не от папы, не от мамы

От кого не разобрать, вам придётся угадать.

Телеграммы:

- Все сегодня как картины.  Ключи от счастья вам подарит… (Буратино).

- Пусть успех всегда будет, удача и куриные ноги в придачу… ( б.Яга).

- Пусть упадёт на землю белый пух, цветите вы как розы…( Вини-Пух).

- Пусть остаётся мамам стройная фигурка, привет горячий с Севера…(Снегурка).

- Пусть этот год вам принесёт подарков целый воз. Желаю счастья и добра! Всегда ваш…( Дед Мороз).

Ведущий: Дед Мороз, а где же ваш мешок с подарками?

Входит милиционер с мешком, а за ним плетутся баба Яга и Леший.

Милиционер:

С Новым годом поздравляю!

Гражданин Морозов Дед, извините отрываю

Но мне нужен ваш ответ –

 ничего Вы не теряли за последних полчаса?

И нигде не забывали вот такого вещмешка?

Д.Мороз:

Ой, да как я только мог

Позабыть в пути мешок!

Вот спасибо, дорогой, что вернул мешочек мой.

Милиционер:

А вот этих хулиганов я с собою уведу!

Я на этих хулиганов даже дело заведу!

Снегурочка:

Подождите, подождите!

Может можно в день такой

Не наказывать сурово Лешего с бабой Ягой.

Леший и б.Яга (падают на колени):

Вы простите нас пожалуйста!

Не будьте слишком строгие

Мы не вредные-зловредные

Мы просто очень одинокие!

Д.Мороз:

Оставайтесь коли так, но условимся

С нами будете играть, а не ссориться!

Леший: Мы от радости такой поплясать хотим с Ягой.

Б.Яга: позовём свою избушку, да споём для вас частушку!

Входит избушка на курьих ножках.

Частушки:

Б.Яга:

В детский сад пришло веселье, зашумел наш хоровод

Дружно, весело мы жили, дружно встретим Новый год!

Леший:

Может мне пойти поспать, может в вашу лечь кровать

Ни за что я не усну, лучше я плясать пойду!

Б.Яга:

Леший храбрости набрался, в космонавты записался

Только видно перепутал он ракету с моей ступой!

Леший:

Как твой теремок хорош, на меня чем-то похож

Вот изба на курьих ножках пляшет вместе с Бабкой Ёжкой!

Избушка:

Что ты,  дедушка Мороз, смотришь, удивляешься

Будто к полу ты прирос и не улыбаешься.

Варежками хлопни, валенками топни

Для подруг и для друзей – попляши повеселей!

Д.Мороз:

Для меня такое дело очень даже просто

Эх, душа помолодела лет на девяносто!

Снегурочка:

Варежками хлопну, каблучком притопну

Не останусь я в долгу – тоже я плясать пойду!

Ведущая:

Что ж вы, гости дорогие, или вам не весело?!

Выходите все плясать, да частушки запевать!

Танцуют дети и взрослые, желающие продолжают петь  частушки.

Музыка закончилась, а избушка продолжает плясать, выбрасывая шоколадные яйца, дети собирают.

Д.Мороз: А сегодня, а сейчас мы красавице лесной скажем два волшебных слова, повторяйте их за мной:

Пусть на ёлке в целом свете заблестят огни!

Скажем дружно три – четыре

Ёлочка гори!

Хоровод «В лесу родилась ёлочка»

(Совместно взрослые и дети).

Чайная пауза.

Д.Мороз:

Пели мы, плясали

Даже в сказке побывали.

Но подарки из мешка не разобраны пока

Ждут подарки, не дождутся

Новогоднего стишка!

Дети читают стихи и получают подарки ( подарки в виде небольших сувениров).

Ведущая: 7 января мы с вами праздновали светлый праздник Рождества Христова. В Рождественскую ночь люди гадают, давайте и мы с вами погадаем!

Гадание.

(Дети встают в хоровод, ведущий в центре, в руках держит валенок) -  Мы гадали, мы гадали, за ворота пим кидали (ведущий кидает валенок через плечо, валенок  падает около ног одного из стоящих в хороводе. Ведущий выводит этого ребёнка в центр). – Мы теперь с тобой друзья, нам ссориться нельзя! (дети обнимаются).

Гадание для взрослых.

Гирлянда из новогодних открыток, на которых нарисовано «предсказание». Выбирается открытка с закрытыми глазами.

Предлагается украсить ёлку игрушками и прочитать пожелания.

Роли д.Мороза, Снегурочки, почтальона, милиционера, Лешего, б.Яги – исполняли родители.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей"

"Методы и приёмы ТРИЗ, способствующие развитию творческой активности детей" (консультации для воспитателей)...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.

Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул  Организация театрализованной...

«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей»

«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности  детей»...

МНЕМОТЕХНИКА - как средство развития речевой активности детей с нарушениями речи.

Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. И его визуальное (зрительное) восприятие...

Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»

Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...