«Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности детей»
консультация по рисованию на тему

Самохвалова Светлана Николаевна

 «Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности  детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_sentyabr.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инновационные формы работы, способствующие развитию творческой активности  детей»

Средства культуры и искусства позволяют как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся эталонами для решения различных проблем социализации личности. Я бы выделила 2 группы технологий:

  • Культурно – досуговые (участие в художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе, участие в мероприятиях, участие в кружках различного характера)
  • Коррекционно-развивающие (музыкотерапия, танцетерапия, ритмикотерапия, физкультурно-оздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия).

Сегодня мы подробнее остановимся на второй группе, а именно на коррекционно-развивающих технологиях. Прежде всего, надо сказать, что существует несколько видов технологий. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арттерапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Кстати, впервые термин «Арт-терапия» (буквально терапия искусством) был введен А.Хиллом (в 1938 году при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях). По М.Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущений. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действиями которых и связано творчество. Методика данного понятия базируется на убеждении, что внутреннее «я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.

При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому:

  1. Невербальные средства, часто являются единственно-возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, это является одним из преимуществ арт-терапии.  
  2. Практически каждый человек независимо от возраста и способностей может участвовать в арт-терапевтической работе.
  3. Арт-терапия является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов.
  4. Продукты арт-терапевтической деятельности являются свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований.
  5. Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
  6. Арт-терапия, в большинстве случаев, вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
  7. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации, раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального неповторимого способа бытия в мире.

Таким образом, педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психологические (профилактические) и коррекционные функции. Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой.  

Остановимся, например, на одной разновидности арт-терапии – изотерапии, то есть терапии рисованием. Уже известно, что изобразительная деятельность находятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Если правильно организовывать изо-терапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание), но также совершенствуется эмоционально-волевая сфера, а именно:

  • Воспитывает умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное;
  • Развивает творческую активность, учит мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым;
  • Учит ориентироваться в духовных ценностях общества;
  • Дает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать, кроме этого происходит совершенствование двигательно-моторной сферы.

У ребенка, занимающегося изобразительным искусством, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточной медициной установлено, что развитие тонких движений у большого пальца, повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце. Исследование отечественных физиологов также подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Существуют определенные четкие правила проведения изо-терапии:  

  1. Обеспечить рабочее место.
  2. Определить вид работы.
  3. Сформировать цели, задачи, порядок работы.
  4. Создать спокойную, деловую обстановку.
  5. Пробудить интерес.
  6. Временный промежуток 20-30 минут.
  7. Подведение итогов работы (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побежденных).
  8. Менять формы занятий.
  9. Самое главное: нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем несчастного неуверенного в себе человека.

 

Техники:

Рисование «волшебными красками»

Рецепт:        2 столовые ложки муки, смешать с 1,5 столовой ложки соли, добавить треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого добавить 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавить гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а выливаются на картон.

Техника «Овощных печатей»

        Из овощей вырезаются печати, с их помощью создают композиции (листы капусты моркови, свеклы и т.д.). Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.

Техника «Монотипия»

         Термин монотипия произошел от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения. Далее придумать рассказ о рисунке.

Техника «Фототерапия»

Применение фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Психологические функции фототерапии:

  1. Фокусирующая (актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий как положительно, так и отрицательно окрашенных). Хотя повторное переживание неприятных и травматических событий, может быть, для человека психологически небезопасным, в контексте психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы в результате прийти к их переосмыслению, либо завершить прошлую ситуацию с новыми, более продолжительными последствиями.
  2. Стимулирующая функция: происходит активизация разных сенсорных систем – прежде всего зрения, кинестеки, тактильной чувствительности.
  3. Контейнирующая (удерживающая) функция: фотография удерживает чувства от их бессознательного реагирования в реальности.
  4. Защитная функция: связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний в ту или иную степень контроля над ними.

Методики фототерапии: фотоальбом, фотоколлаж, составление плаката. Для развития социальной компетентности рекомендуется: составление карт района или города, дома, сада, магазина. Для укрепления образа Я, осмысления или переоценки  смысла жизни, осмысления и актуализации свойств и ролей личности  можно использовать, например, полоску бумаги (конус): «жизненный путь», «линия жизни», «воспоминания детства», «грани моего детства».

Сказкотерапия (сказкокоррекция)

        Сказкотерапия – это процесс:

  • поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;
  • образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
  • переноса сказочных смыслов в реальность;
  • активизации ресурсов, потенциала личности;
  • экологического образования и воспитания ребенка;
  • улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.

В коррекционной работе сказки выполняют следующие функции:

  1. Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
  2. Функция модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, таким образом они помогают учиться при помощи модели.
  3. Функция опосредования: сказка выступает в качестве посредника между ребенком и психологом, снижая тем самым сопротивление.
  4. Функция хранения опыта: после окончания психокоррекционной работы, сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
  5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления.
  6.  Функция изменения позиции: сказки неожиданно вызывают у ребенка новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.

Сказочная имидж-терапия

        Смысл этой терапии мгновенное преображение. Недостаточно здоровый в психологическом и соматическом смысле человек зачастую привыкает к одной роли – роли больного. И только реальное, а не воображаемое изменение образа, реальное переодевание способно помочь ему найти альтернативные ипостаси самого себя. Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь специалисту (психологу, педагогу, воспитателю). Меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбужденного ребенка. Для этих целей подходят образы Короля, Королевы, Рыцаря, Волка – тех, кто мудро повелевает и кому подчиняются. Обычно дети очень хорошо воспринимают это, выполняют поручения и начинают контролировать свое поведение. Бывают ситуации, когда и взрослые не контролируют ситуацию, чувствуют внутри себя накапливающиеся раздражение, желание поворчать, накричать, огрызнуться. Это состояние легко может быть спроецировано на ребенка, вызвав в нем ответный негативный импульс. С другой стороны, если мы оставим это состояние в себе, просто «подавим» внутреннюю «бурю», в нашей душе начнутся разрушительные процессы. Попробуйте превратиться в Бабу-Ягу, Ворчуна и т.д. Это образы, которые позволяют быть адекватными сложному внутреннему состоянию, не проецировать дискомфорт на окружающих. Если вы же ощущаете в себе избыток сил, желание отдавать, дарить, нести разумное, доброе, вечное – можно преобразиться в Волшебника, Фею и пр.

Сказочная куклотерапия

В рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В сказкотерапии важен и процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами – вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Работа с куклой позволяет:

  1. Совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений;
  2. Нести ответственность за управление куклой;
  3. Проявлять через куклу те эмоции и чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.
  4. Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
  5. Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  6. Развивать произвольное внимание;
  7. Совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Формы работы со сказкой:

  1. Использование сказки как метафоры (тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни, затем, эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены).
  2. Рисование по мотивам сказки.
  3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.
  4. Проигрывание эпизодов сказки.
  5. Использование сказки как притчи-нравоучения.
  6. Творческая работа по мотивам сказки (анализ, рассказывание, переписывание, сочинение сказки).

Песочная терапия

Игры с песком одна из форм естественной активности ребенка. Поэтому рекомендуется использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песок состоит из мельчайших крупинок, только при соединении.

Принципы «песочной терапии»:

  1. Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов. Следование этому принципу позволяет сформировать чувство реальности происходящего. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Так «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
  2. Осмысление опыта и ситуации. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
  3. Обмен. В песочной игре клиент и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, это позволяет построить партнерские взаимоотношения.

Оборудование:         1. Водонепроницаемый деревянный ящик 2 шт 50х70х8 см

                        2. Чистый, просеянный песок, сухой и влажный.

                        3. Коллекция миниатюрных фигурок > 8 см

Игротерапия

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) целесообразно использовать игры с пуговицами.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, является условием успешного взаимодействия с окружающим миром. Игры: аквариум, пуговичное ожерелье, пуговичное лото, родовое дерево, бабушкина пуговица, игры со спичками.

 

 Гарденотерапия

Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).

Компьютерные технологии

Компьютерные технологии важны, прежде всего, как источник информации при использовании сети Интернет. Овладев достаточно простыми навыками работы с поисковыми системами возможен доступ к множеству справочников, словарей, энциклопедий и т.д., кроме этого Интернет имеет значительную базу музыкального, изобразительного и фотоматериала.

        Компьютерные игры – это мощный резерв в игротерапии. Игры должны являться не только элементом развлечения, но и тренировкой ряда эмоциональных, психических и моторных функций. У них широкий диапазон: начиная от простых игр, например, «Тетрис», не требующих высокопроизводительного компьютерного оборудования, до технически сложных, мультимедийных, с применением специализированных аппаратных средств. Они позволяют моделировать различные состояния, как сенсорные, так и эмоциональные, тренируют координацию, движение, включают механизм «глаз-рука». Игры способствуют формированию таких качеств, как принятие решения, преодоление страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые требуют умения удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые игры), другие позволяют проигрывать экстремальные состояния (автомобильные гонки, а также другие симуляторы).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»

Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей  детей  средствами пластилинографии.   Вариативная часть ООП нашего...

Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

«Инновационные формы работы в развитии связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО».

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя  вовремя обратить внимание на речевое ра...

Консультация для педагогов «Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников»

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...

Презентация "Инновационные формы работы по развитию речи дошкольников"

Презентация предназначена для воспитателей детских садов....

Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования  в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...

Элементарный детский театр как одна из инновационных форм работы по развитию творческих способностей дошкольников

Т.В. Голощапова, В.А. Анисимовамузыкальные руководителиМБДОУ ДС №62 «Золотой улей» Элементарный детский театр как одна из инновационных форм работы по развитию творческих способностей...