Пособие "Моральные ценности дошкольника"
методическая разработка (старшая группа)

Назипова Замира Изакуловна

      Материал будет полезен педагогам и окажет помощь в изучении проблем становления социальных основ личности дошкольника, а также для занятий индивидуальной направленности в формировании у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали.

         Раннее воспитание моральных ценностей способствует формированию не только нравственных качеств, но и положительных черт характера детей, если они побуждаются положительными внутренними отношениями и стимулируются собственным стремлением к моральному развитию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_mtsd.docx443.66 КБ

Предварительный просмотр:

        

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

  Пособие

«Моральные ценности дошкольника»

                                        Составила: Назипова З.И.,

        воспитатель первой кв. категории

Прокопьевск 2019

Составитель – воспитатель Муниципального казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»  (МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк») Назипова З.И.

Пособие

«Моральные ценности дошкольника» 

Материал будет полезен педагогам и окажет помощь в изучении проблем становления социальных основ личности дошкольника, а также для занятий индивидуальной направленности в формировании у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали.

Раннее воспитание моральных ценностей способствует формированию не только нравственных качеств, но и положительных черт характера детей, если они побуждаются положительными внутренними отношениями и стимулируются собственным стремлением к моральному развитию.

Содержание

  1. Введение……………………………….......................................................4

  1. Теоретические основы формирования у детей осознанного отношения к социальному окружению и нормам морали……………………………………………………….......................6

  1. Средства и методы нравственных ценностей воспитания дошкольников:
  • средства нравственных ценностей

воспитания дошкольников……………………………………….7

  • методы нравственных ценностей

воспитания дошкольников……………………………………….8

  1. Моральные ценности, которым вы должны научить детей дошкольного возраста:
  • способы воспитания моральных ценностей

в детях дошкольного возраста…………………………………....9

  • 10 моральных ценностей для детей…………………………….10

  1. Диагностика детей дошкольного возраста для определения уровня моральных ценностей…………………………………………………...12

  1. Заключение……………………………………………………………….14

  1. Список литературы……………………………………………………..15

 

Введение

 В настоящее время особо острое значение приобретают исследования, направленные на разработку теоретических и методических основ социального становления личности дошкольника. Воспитания осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали.

За последние десятилетия значительно изменились взгляды на ребенка дошкольного возраста. Все более весомо утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет непреходящее значение в формировании личности ребенка, является «фундаментом гармонической личности», получены новые данные о процессе социального становления личности дошкольника. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества.  А на его основе – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. Дошкольнику становится доступным осознание объективности и справедливости моральных норм, понимание их относительной значимости в ситуациях морального выбора.

Большое значение дошкольного детства в развитии личности требует разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющих не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармонического развития.

Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию нравственных моральных ценностей у детей дошкольного возраста, является, актуальным как для теории, так и для практики дошкольного образования.

     Цель методического пособия: создание  оптимальных условий в оказания помощи педагогам для непрерывного повышения уровня общих моральных ценностей воспитанников дошкольного возраста.

Исходя, из этого вытекают следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста;
  2. Изучить психолого - педагогические особенности, методы и средства развития нравственных и моральных ценностных  качеств,  у детей дошкольного возраста;
  3. Выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики и применения различных средств и методов работы с детьми дошкольного возраста по теме данного пособия.

Подход к решению задач формирования морального облика ребенка, признавая его субъектом воспитания, требует изменения направленности воздействий взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие. Результатом воздействий педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворения, собственного достоинства, недовольства собой, стыда и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми».

 Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.

В данном пособии представлены в кратком изложении содержание моральных норм общества; теоретические проблемы, методы и средства, способствующие развитию у детей способности к самостоятельному выбору действий и поступков, взаимоотношений со сверстниками, соответствующих нормам морали, воспитанию нравственно-волевых качеств.

Теоретические основы формирования у детей

осознанного отношения к социальному окружению

 и нормам морали

 Мораль определяется в философии как «общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достаточной и счастливой жизни».

Мораль представляет собой «систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека».

«Мораль как социальное явление порождается необходимостью согласования поведения каждого отдельного человека с интересами других людей и общества».

Такие определения философов обосновывают роль морали как теоретической основы нравственного воспитания.

Моральные нормы отражают также исторический опыт поколений, дошедший до нас в виде обычаев, традиций, заповедей. До настоящего времени среди людей живет древняя заповедь, получившая название «золотое правило нравственности»: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Евангелие от Луки. 6:31). «Не поступай по отношению к другому, как ты не желаешь, чтобы он поступал по отношению к тебе».

Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живет. Немаловажную роль играют также общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детей дошкольного возраста и другие социальные и экономические факторы.

Трудности в формировании у дошкольников поступков, соответствующих моральным нормам в конкретных ситуациях, заключаются и в том, что в силу незначительного опыта дети (особенно младшие дошкольники) далеко не всегда могут понять суть возникшей ситуации или перенести на нее знакомое правило. Например, малыш плачет, потеряв игрушку. Увидев это, сверстник начинает гладить его по голове, так как знает правило: «надо пожалеть того, кто плачет». Но такое действие не соответствует сути возникшей ситуации, в которой следовало бы помочь малышу найти игрушку.

В отечественной педагогике и психологии утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. В исследованиях П. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна и других ученых обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.

Так, А. Н. Леонтьев подчеркивает: «Какой бы частный процесс психической жизни ребенка ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам».

Большое значение практическому опыту, активной деятельности ребенка в формировании желаемого поведения придавал А. С. Макаренко, подчеркивая, что между знаниями о том, как следует поступать, и самостоятельными поступками есть «маленькая канавка, которую надо заполнить опытом». Накопление практического опыта приводит к развитию устойчивого поведения: ребенок начинает поступать правильно потому, что иначе не может, потому что он так привык. Но не следует думать, что, организуя труд, игру, общение детей, педагог автоматически достигает целей воспитания. На основе этих положений педагоги и психологи провели многочисленные исследования, раскрывающие возможности разных видов деятельности в воспитании у детей личностных качеств и взаимоотношений.

Средства и методы нравственных ценностей воспитания дошкольников

Средства нравственных ценностей воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

     1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

     2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

     3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

     Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

     4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы нравственных ценностей воспитания дошкольников

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

     Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию механизма нравственного воспитания.

     Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

     - методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

     - методы формирования нравственного сознания (объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример);

     - методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

 Принципы отбора методов нравственного воспитания:

     - соответствие метода цели и задачам воспитания;

     - гуманный характер метода;

     - реальность метода;

     - подготовленность условий и средств для использования метода;

     - избирательность отбора метода;

     - тактичность применения метода;

     - планирование возможного результата воздействия метода;

     - терпение и терпимость педагога при использовании метода;

     - преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

Моральные ценности, которым вы должны научить детей дошкольного возраста

Воспитание - это не только забота о физическом развитии ребенка, но и умственный рост. Родители играют самую большую роль в формировании личности своего ребенка и оказывают наибольшее влияние на то, кем окажется ребенок по мере своего взросления.

Некоторые утверждают, что моральные принципы дети усваивают самостоятельно в процессе взросления, однако, лучше, если вы сами начнете прививать некоторые моральные ценности еще в младшем возрасте, пока ребенок постоянно находится рядом с вами.

Способы воспитания моральных ценностей

в детях дошкольного возраста

     1. Практикуйте то, что проповедуете.

Дети учатся у окружающих, поэтому, чтобы научить своих детей этим ценностям, вы должны сначала привнести их в свою жизнь. Вы можете в устной форме объяснить многочисленные ценности, но ваши дети будут выбирать только те, которые вы сами демонстрируете, через ваше собственное поведение.

    2. Расскажите о личном опыте.

Личный опыт подобен истории, а все дети любят слушать интересные истории. Делитесь случаями из своей собственной жизни, где соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваши дети будут лучше вас понимать.

     3. Награда за хорошее поведение.

Придумайте систему, в которой вы поощряете своих детей за использование этих ценностей в своей жизни. Похвала и награды - это позитивное подкрепление, которое невероятно хорошо помогает в формировании детей.

     4. Эффективное общение.

Каждый день беседуйте с вашими детьми о том, как эти моральные ценности работают в повседневной жизни. Например, вы можете обсудить статью в газете и спросить ваших детей, что бы они сделали в такой же ситуации.

     5. Мониторинг использования телевидения и интернета.

     Вы определенно можете следить за тем, что смотрят ваши дети. Убедитесь, что шоу или же мультфильмы пропагандируют хорошие ценности и нравственность и соответствует дошкольному возрасту детей.

10 моральных ценностей для детей

 

 1. Уважение

Многие воспитатели делают ошибку, обучая детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения. Уважение - это важная моральная ценность, о которой ваши дети должны узнать в раннем возрасте, поскольку оно играет важную роль в их поведении по отношению к незнакомцам. Малыши, которые учатся уважать своих сверстников и старших с юных лет, выиграют от этого в будущем. Даже когда наступят тяжелые времена, ваши дети будут более внимательными к другим.

2. Семья

Семья является неотъемлемой частью жизни детей. Она формирует и воспитывает их. Поэтому важно дать своим воспитанникам чувство семейного очага и помочь им понять, почему семья важна. Сделайте это, и, скорее всего, ваши дети будут расти, уважая и любя свою семью, несмотря ни на что.

3. Приспособление и компромисс

Важно, чтобы дети знали, что не все работает в соответствии с ними. Научите их с юных лет, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться. Ваши воспитанники должны научиться приспосабливаться и идти на компромисс, только если их собственная жизнь здесь не поставлена ​​на карту. Если ребенок оказывается в проигрышном положении из-за компромисса, это не только наносит ущерб, но и ограничивает личность.

4. Помощь ближним

Ваши воспитанники должны научиться помогать другим с юного возраста, даже если это совершенно незнакомый человек. Вы должны научить своих воспитанников, почему помощь другим так важна и что вы всегда получаете ее обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть полезной частью общества, важно, чтобы ваши дети понимали потребности других.

5. Уважение к религии

Ваши воспитанники должны воспитываться не только для того, чтобы уважать свою религию, но и понимать, что каждый человек имеет право выбирать свою религию. Научите своих детей с самого раннего возраста, что все люди равны, независимо от их религии или праздников, которые они отмечают.

6. Справедливость

Моральный компас и чувство справедливости являются двумя наиболее важными ценностями, которые должен иметь любой ребенок с раннего возраста. Ваши дети должны понимать и оценивать свои действия.

7. Честность

С юных лет честность следует прививать как одну из самых важных ценностей для детей. Честность - всегда лучшая политика, и вы должны поощрять говорить правду независимо от того, какие ошибки он или она допустили.

8. Никогда никого не обижай

Объясните своим воспитанникам, что причинение вреда кому-то - это не просто физическая проблема - любое повреждение может также иметь психологический и эмоциональный эффект. Не забудьте научить своих детей, как извиняться, и побуждайте их немедленно извиниться, если они когда-либо причинят кому-либо боль, физически или устно.

9. Кража

Воровство - это неправильно, независимо от того, каким может быть его оправдание - это одна из хороших ценностей для детей. Научите ваших воспитанников, что воровство - это неправильно, не только юридически, но и морально, поскольку это означает, что они будут брать что-то, что принадлежит кому-то другому.

10. Развивайте любовь к образованию

Образование - это самое большое оружие, которое можно иметь, и то, что оказывает наибольшее влияние на то, где вы оказались в жизни. Любовь к образованию должна воспитываться в детях, начиная с дошкольного возраста.

Моральные ценности нужно прививать детям с самого начала, и ни один возраст не будет считаться для этого слишком ранним.

Диагностика детей дошкольного возраста для определения уровня моральных ценностей

Для определения уровня развития у дошкольников моральных ценностей организуется индивидуальная беседа с детьми, в ходе которой им предлагается ответить на четыре блока вопросов.

      1. Первый блок направлен на выявление у дошкольников умений определять свое эмоциональное состояние в разных ситуациях, и включает следующие вопросы:

     - Какое у тебя сейчас настроение?

     - Что ты чувствуешь, когда кто-то плачет?

     - Что ты чувствуешь, когда кто-то улыбается?

     - Что ты чувствуешь, когда ты плачешь (улыбаешься)?

Результаты беседы с детьми по данному блоку вопросов показывают, что наибольшее число детей адекватно оценивает свои чувства. Однако есть дети, которые не знают, как выразить словами то, что они чувствуют. Таких детей следует подтолкнуть на важность понимания эмоциональных переживаний в зависимости от ситуации, помочь им разобраться в собственных чувствах.

      2. Второй блок предполагает получение информации о сфере межличностных отношений детей, а также позволяет определить характер их ценностных предпочтений при выборе друзей и включает следующие вопросы:

     - У тебя есть друзья? Кто они?

     - Почему ты считаешь их своими друзьями? Опиши их.

     - В какие игры ты играешь с друзьями? Кто первый уступает в игре?

     - Если твоему другу плохо, ты поможешь ему? А он тебе поможет? Почему ты так думаешь?

По результатам опроса можно сделать вывод, что примерно половина детей на первое место в дружеских отношениях ставит материальные ценности. На вопрос «Почему ты считаешь этих детей своими друзьями?» дошкольники отвечали: «они меня угощают печеньем, конфетами», «они мне всегда дают поиграть со своими «игрушками», др. И лишь небольшая часть детей в межличностных отношениях предпочитает личностные качества друзей. На вопрос «Какие они (твои друзья)?» дети дают положительные личностные характеристики (хорошие, весёлые, добрые, смешные, красивые).

        3. Третий блок вопросов направлен на изучение уровня знаний детей о профессиях и значимости труда взрослых:

     - Какие ты знаешь профессии?

     - Для чего нужна профессия человеку?

     - Кем ты хочешь быть? Почему?

 На данный блок вопросов значительная часть детей (преимущественно девочки) знают одну-две наиболее распространённые профессии (воспитатель, продавец). Некоторые дети вместо того, чтобы назвать профессию, говорят определениями: «где делают обувь, где лечат, в магазине работает». Не все ребята имеют представление о том, для чего нужна профессия. Вопрос «Кем ты хочешь быть?» задавался с целью выявления первичной профессиональной ориентации дошкольников. В основном дети называют те профессии, которые им хорошо знакомы. Вместе с тем не могут пояснить, чем мотивирован их выбор.

        4. Четвёртый блок позволяет проанализировать представления детей о семье как нравственной ценности и включает вопросы: 

     - Что такое семья? Для чего она нужна?  

     - Тебе нужна семья? Почему?  

     - Когда родители просят тебя что-либо сделать, ты им помогаешь? О чём они тебя просят чаще всего? А они тебе помогают? В чём?

 Результаты беседы показали, что дети не имеют полного представления о понятии «семья как ценность», ребята не знают обязанности каждого из членов семьи. Некоторые дети при определении, что такое семья, начинают перечислять, помимо своих родных, соседей и друзей. Отдельные дошкольники имеют очень узкое представление о семье, т. е. включают в понятие «семья» только себя и родителей. Не все дети понимают, зачем им нужна семья. В их ответах наблюдается ограниченное понимание семейных ценностей: «Семья нужна, чтобы мама и папа покупали все, что нужно, чему-то учили и воспитывали, всегда жалели»

Заключение

 В дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту. Формирование моральных ценностей воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и эмоционально насыщенно. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственных ценностей детей.

Для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо: - полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса; - знание «механизмов» формирования нравственности; - умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д. Решающее значение для ценностей имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных моральных ценностных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. Итак, можно сделать два главных вывода. Во-первых, проблема нравственного воспитания в дошкольном возрасте как никогда значима и актуальна в современном обществе. И во-вторых эта проблема решаема. Необходимо подчеркнуть, что особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная моральная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться моральной нравственной нормой

Список литературы

 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.

 2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.

 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

 4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.

 5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

 6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-  

    Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.

 7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -  

     М., 1973.

 8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

 9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных  

      действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.

12. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.    

      Логиновой [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой,       Л.М.    

      Гурович.- 2-е изд. - СПб.: Акцидент, 1996.

13. Лихачев, Б.Т. Педагогика  / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2003. – 607с.

      Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное  

      воспитание в детском саду / В.И. Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

14. Субботский, Е.В. Нравственное развитие дошкольника / Е.В. Субботский

      // Вопросы психологии. -  1983. - №4.

15. https://zen.yandex.ru/media/kupimama/10-moralnyh-cennostei-kotorym-vy-

      doljny-nauchit-svoih-detei-5d43e6d4cfcc8600adf16c6d

16.http://refleader.ru/merrnaujgaty.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функциониров...

ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Начало XXI века характеризуется глобальными изменениями в образовании, стремительно разворачивающимися в нем инновационными процессами; условием эффективности образовательного процесса становитс...

Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...

Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.

данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств....

Выступление на конференции"Семья фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников"

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка и формирование у него духовно-нравственных ценностей ,но и в конечном итоге развитие и формирование все...

Формирование духовно- нравственных ценностей дошкольников через сотрудничество: ДОО – Семья - Социум.

В статье рассмотрена проблема формирования нравственных ценностей  у детей дошкольного возраста  через системный модуль сотрудничества «дошкольной образовательной организации - семьи ...

«Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»

laquo;Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствован...