"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"
статья (подготовительная группа) на тему

Калугина Татьяна Аркадьевна

 Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций и др. Мы выбрали одну идею, наиболее рациональную, вокруг которой  построили систему работы взаимодействия детского сада с семьей, которая дала нам хорошие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalugina_statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Калугина Татьяна Аркадьевна.

Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения  ДОУ с семьёй и общественными организациями.

Аннотация: Базовые национальные ценности лежат в основе целостного

пространства духовно-нравственного развития и воспитания

дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций и др. Мы выбрали одну идею, наиболее рациональную, вокруг которой  построили систему работы взаимодействия детского сада с семьей, которая дала нам хорошие результаты.

Ключевые слова: Семья, нравственные ценности, наука, экскурсия.

В. А. Сухомлинский писал:

 «Семья для ребенка — это источник общественного опыта.

 Здесь он находит примеры для подражания и здесь

 происходит его социальное рождение.

 Ребенок — зеркало семьи». 

Семья выступает как первое сообщество людей, в котором происходит детская социализация. Процесс социализации ребенка не заканчивается в семье. В дальнейшем на него влияют и другие социальные институты. Однако именно семья закладывает основания социального становления малыша. Л.С. Выготский подчеркивал, что развитие человека идет принципиально по другим законам, чем развитие животного. Оно обусловлено освоением выработанных в человеческой культуре средств психической деятельности, к которым относится, прежде всего, язык общения, представляющий собой сложную систему знаков.

В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию.

В роли пространства социализации ребенка также выступает дошкольное образовательное учреждение. Ребенок в детском саду сталкивается с новыми условиями, в которых он выступает не в роли единственного и любимого, а в роли одного из членов относительно большого детского сообщества. Важно то, что наряду с оценкой воспитателя ребенок впервые встречается с оценкой своих действий со стороны сверстников. [3]

Для решения задач организации взаимодействия детского сада и семьи необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка и ДОУ.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учитывая систему нравственных ценностей (представлений):

 патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. [2]

Мы выбрали одну идею, наиболее рациональную, вокруг которой  построили систему работы взаимодействия детского сада с семьей. Наш детский сад находиться в п.г.т.Усть-Кинельском  в городском округе Кинель, Самарской области, России. Усть-Кинельский – это уникальное место,  в котором сосредоточилась вся аграрная наука Поволжья.

Научно-исследовательский комплекс,  включает в себя Самарскую государственную сельскохозяйственную академию, где на 5 факультетах обучают студентов по 16 направлениям. Научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени Константинова гордится известными селекционерами, создавшими новые сорта сельскохозяйственных культур. Поволжская МИС – лидер машиноиспытательной отрасли, один из крупнейших в России. За свою более чем 60- летнюю историю здесь испытано более пяти тысяч сельскохозяйственных машин.

Славен поселок и широким размахом губернских сельскохозяйственных выставок, давно завоевавших всероссийский и международный статусы.

Посёлок городского типа Усть-Кинельский является центром сельскохозяйственной науки всего Поволжского региона. 

Мы не могли пройти мимо аграрной науки, и в этом нам помогли родители наших воспитанников, работающие в СГСХА, которые с радостью организовали для детей экскурсии. Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт дошкольника, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».

Организовать хорошую экскурсию непросто, она нуждается в тщательной подготовке. Поэтому при планировании мероприятия мы:

-определили тему и цель экскурсии;

-продумали формы и приемы ее проведения, при необходимости подобрали информационный материал, задания для детей;

-выбрали дорогу до места с учетом времени года, погоды и расстояния, физических возможностей детей;

-провели подготовку (беседу, занятие) к экскурсии, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят;

-в рамках подготовительной беседы мы рассказали (напомнили) детям правила и меры безопасности: правила дорожного движения, порядок движения, как себя вести на улице и во время экскурсии;

-согласовали с экскурсоводом тему экскурсии и форму изложения материала;

-после проведения экскурсии провели занятие по закреплению новой информации, дополнив его продуктивным занятием по лепке, аппликации, рисованию и т.д. по теме проведенной экскурсии.

С учетом вышеизложенного было принято решение разработать проект по реализации цикла тематических экскурсий, объединенных одной макротемой, как формы образовательно-воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.[4]

При разработке проекта решено руководствоваться следующими принципами:

-принцип доступности и наглядности;

-принцип системного и последовательного тематического планирования;

-принцип интегративности;

-принцип комплексного подхода при проведении экскурсий. [4]

Была запланирована серия из семи экскурсий с учетом того, что предмет экскурсии должен быть прост и понятен для детского восприятия, наглядным и образным. Тема одной экскурсии должна содержать один или два близко связанных изучаемых предмета. Определены следующие темы экскурсий:

1. Микробы и бактерии.

2.Какие бывают насекомые.

3.Сельскохозяйственные машины.

4.Пчелы в жизни человека.

5.Зерновые культуры.

6.Домашние животные.

7.Научная библиотека.

Чтобы обеспечить возможность проведения запланированных мероприятий, проведена работа по согласованию возможности реализации указанной тематики для дошкольников с руководством, преподавателями и сотрудниками академии.

На родительском собрании достигнута договоренность с родителями детей работающих в академии об активном участии семьи в подготовке к экскурсии и об участии одного из родителей непосредственно в экскурсии согласно определенному графику.

Определены правила и меры безопасности для экскурсий данного цикла с учетом их особенностей и времени года, определены обязательные моменты, которые следует напоминать детям в виде беседы и (или) игрового опроса перед выходом группы за пределы детского сада.

Перед каждым походом проводилось занятие для ознакомления с предметом предстоящей экскурсии с демонстрацией фотографий и учебных видеофильмов.

При передвижении к месту проведения экскурсии дети получали попутные задачи: наблюдение за облаками, цветами, деревьями; определение названий встречающихся птиц и цветов, сбор листьев и шишек, веточек для поделок (на обратной дороге).

По прибытии в академию проводилась экскурсия в соответствии с темой. Благодаря высокому профессионализму экскурсоводов-родителей и их ориентации на уровень детей-дошкольников все мероприятия проходили интересно, нескучно и познавательно, для детей время проходило практически незаметно. Во время экскурсии один из взрослых проводил фотосъемку мероприятия, детей, их реакции, объектов экспозиции.

На следующий день обязательно проводились беседы в виде совместных воспоминаний и опроса для закрепления полученной информации, а также совместно с детьми принималось решение, какого рода поделки можно сделать по этой теме. Соответственно определялось индивидуальное задание для каждого, которое и реализовывалось на следующий день на занятии по продуктивной деятельности.

По окончании цикла экскурсий была подготовлена комплексная презентация ее итогов, состоящая из выставки работ, причем представленные работы были и рисунками, и аппликациями, и изделиями из пластилина и природных материалов, и презентации в среде PowerPoint, отражающей основные моменты проекта. Особый энтузиазм презентация вызвала у детей, узнающих знакомые места, предметы, самих себя.

По практическим результатам апробации проекта были подведены следующие итоги:

1.В результате тематического цикла экскурсий дети получили обширное представление об одном из интереснейших учреждений поселка СГСХА. Благодаря тому, что каждая последующая экскурсия, не смотря на другую тему, фактически проводилась в тех же местах, что и предыдущие, дети невольно вспоминали то, что им рассказывалось раньше, что в значительной мере способствовало запоминанию и усвоению материала.

2.Дети познакомились с профессиями родителей работающих в СГСХА.

3.Проведенный цикл способствовал развитию у детей любознательности и кругозора.

4.Повысился уровень развития общей культуры и культуры общения дошкольников.

5.Повысился уровень социализации детей, качество отношений в коллективе.

6.Активные прогулки на свежем воздухе способствовали подержанию и улучшению здоровья детей.

7.Общение с новыми людьми способствовало развитию речи и существенному увеличению понятийного и словарного запаса.

8.Проведенный цикл способствовал развитию у детей внимания и памяти.

9.Темы экскурсий фактически являются темами для изучения окружающего предметного мира, таким образом, цикл экскурсий способствовал реализации планов НОД, причем на высоком уровне благодаря эмоциональности и наглядности преподносимого материала.

10.Занятия по изготовления поделок по результатам экскурсий, с одной стороны, служили средством закрепления полученной информации, а с другой являлись самостоятельными занятиями по продуктивной деятельности. Такое сочетание оказало благотворное влияние на мотивацию детей на занятиях.

11.Существенно повысился уровень знаний по правилам дорожного движения и правилам поведения на улице.

Выражаем надежду, что на примере нашего опыта педагоги дошкольных образовательных учреждений смогу создавать и развивать новые формы обучения дошкольников.

Литература:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2.А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.2009-18с.

3.Веракса Н.Е. «Семья – важнейший институт социализации детей». Современное дошкольное образование №1, 2008

4.Вахрушева Е. М. «Роль экскурсий в воспитании детей
старшего дошкольного возраста» http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.

данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств....

Формирование духовно- нравственных ценностей дошкольников через сотрудничество: ДОО – Семья - Социум.

В статье рассмотрена проблема формирования нравственных ценностей  у детей дошкольного возраста  через системный модуль сотрудничества «дошкольной образовательной организации - семьи ...

Презентация "Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни"

Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни...

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.

Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....