Формирование духовно- нравственных ценностей дошкольников через сотрудничество: ДОО – Семья - Социум.
статья на тему

Федорова Екатерина Витальевна

В статье рассмотрена проблема формирования нравственных ценностей  у детей дошкольного возраста  через системный модуль сотрудничества «дошкольной образовательной организации - семьи – социума». Проанализированы основополагающие принципы этнопедагогики: выявление архаичных принципов воспитания и гармоничное их встраивание в современный педагогический процесс. Выявлена и обоснована необходимость эффективного сотрудничества семьи, социальных институтов и образовательной организации. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить механизмы социально - культурной интеграции с целью формирования положительного эмоционально - ценностного отношения ребенка-дошкольника к культуре чувашского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  духовно- нравственных ценностей дошкольников через сотрудничество: ДОО – Семья - Социум.

Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования нравственных ценностей  у детей дошкольного возраста  через системный модуль сотрудничества «дошкольной образовательной организации - семьи – социума». Проанализированы основополагающие принципы этнопедагогики: выявление архаичных принципов воспитания и гармоничное их встраивание в современный педагогический процесс. Выявлена и обоснована необходимость эффективного сотрудничества семьи, социальных институтов и образовательной организации. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить механизмы социально- культурной интеграции с целью формирования положительного эмоционально - ценностного отношения ребенка-дошкольника к культуре чувашского народа.

Ключевые слова: социум, этнопедагогика, нравственные ценности, социокультурное пространство, национальные традиции.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи. Президент Владимир Путин уделил внимание значимости  этого вопроса на X Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации на тему: «Формирование государственной политики в области воспитания детей - приоритетная задача семьи, общества и государства». Говоря о духовно- нравственных ценностях он отметил: «Защита прав и интересов детей, воспитание подрастающего поколения  в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны. Сегодня в России этим важнейшим проблемам уделяется самое пристальное внимание государства. Совершенствуется законодательство, во всех регионах трудятся уполномоченные по правам ребенка, осуществляя контроль за неправомерными действиями в отношении детей и подростков. И, тем не менее - еще многое предстоит сделать. Прежде всего, в этой масштабной, востребованной работе необходимо в полной мере использовать мощный потенциал общественных, волонтерских, добровольческих организаций, средств массовой информации. Только опираясь на такую деятельную, активную поддержку, мы сможем добиться ощутимых результатов».

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. О личном примере в формировании у подрастающего поколения нравственных ценностей говорила  министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева: «У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе, нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» - это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни - толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» -  значит, и сами не должны так поступать. Несмотря на невероятную загруженность наших собственных родителей, нами занимались больше, чем современными детьми. Педагоги часто жалуются: дети перестали задавать вопрос «Почему?», а спрашивают «Зачем?». В сегодняшних школьниках нет здорового любопытства, для них главное - понять, что они конкретно будут с этого иметь. Вот эта меркантильность страшна!»

Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной систем. Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность. Об этом в своих трудах «Этнопедагогика», «Чувашская этнопедагогика»,  «Педагогика любви» писал отечественный педагог Г.Н. Волков. Он утверждал, что в народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Предметом этнопедагогики являются целенаправленные, четко обозначенные воспитательные процессы. Все традиционные подходы к воспитанию должны соответствовать принципу гуманизма, а потому они проходят очень тщательное их выявление. Предмет концепции Г.Н. Волкова - народная культура - используется не целиком, а наиболее прагматично. Элементы фольклора, нравственный семейный опыт, духовные ценности - все это органично вливается в современный воспитательный процесс. В результате реализуются сразу несколько задач: сохраняется и развивается национальная культура, а также совершенствуется и наполняется новыми красками современный педагогический процесс. Сразу следует оговориться, что методы, предложенные Волковым, довольно специфичны. Даже звучат они немного не научно, хотя тому есть свое объяснение. Здесь следует выделить: требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики. Все представленные методы легко встраиваются в систему воспитания. Необходимо лишь учитывать психотип ребенка, и исходя от него выбирать наиболее оптимальные способы развития. Так, спокойным детям больше подходят просьбы и советы, а чрезмерно активным - уговоры и требования. Подбор методов - это сложная и кропотливая работа, выполнить которую способен лишь настоящий педагог

Таким образом, можно отметить, на современном этапе задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, т.к. от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно-нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.

Всем известно, что детский сад  является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности. Основываясь на вышеизложенном  положении об организации этнопедагогического пространства для формирования устойчивого интереса ребенка дошкольника к истокам родной культуры, возникает проблема максимального использования социокультурной  среды для реализации  проекта приобщения ребенка-дошкольника к истокам национальной культуры чувашского города.

Коллективом нашего дошкольного учреждения разработан проект социального партнерства «Островок чувашской культуры», где используется  социокультурный потенциал социума микрорайона в создании единой воспитательной системы. Заключены договора о сетевом взаимодействии с учреждениями  социокультурной  среды микрорайона (МБОУ СОШ №5, библиотека семейного чтения имени С.Я. Маршака, Художественный музей. Цель проекта: интеграция социокультурной среды с целью формирования положительного эмоционально- ценностного отношения ребенка-дошкольника к культуре чувашского народа в ходе изучения краеведческого материала, освоения и творческого использования разных видов национального искусства.

Задачи проекта: Формировать у детей национальное самосознание и интерес к родному краю через интеграцию всех видов детской деятельности. Приобщать   детей   к чувашской  литературе  через творчество современных чувашских поэтов. Побуждать детей к проявлению творчества при создании  ими подвижных игр на фольклорные сюжеты. Приобщать детей к искусству через ознакомление с  архитектурой  столицы Чувашии (познакомить с современным чувашским скульптором В. Нагорновым; учить понимать символику скульптуры матери, как  идеи возрождения чувашского самосознания, культуры чувашей, где женщина-мать, хранительница дома, особенно почиталась). Расширять представления детей о традициях и обычаях чувашского народа, на основе краеведческого материала, представленного в музее школы. Вовлекать  родителей (законных представителей) в социальное взаимодействие по ознакомлению детей с традициями чувашского народа. Творчески использовать мотивы национальной чувашской вышивки в отображении членов семьи.

Разработка проекта социального партнерства ДОУ, семьи и   социума строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи. Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ мотивационных установок педагогов для реализации проекта, анализ имеющихся представлений о   малой родине у воспитанников и их родителей (законных представителей), анализ объектов социума для определения целесообразности установления партнерства; установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ (подпроектов) сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия ДОУ с социумом; Следующий этап -практический. Его цель - реализация программ (подпроектов) сотрудничества с организациями социума «Игры Батыра», «Чувашская изба», «Радостные встречи», «Монумент матери - покровительницы», «Сурхури», «Улах», «Семье» (образы членов семьи). Задачи данного этапа: формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка и реализация социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами. И последний - заключительный этап. Его цель - подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа: проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума. Предполагаемый результат: 1.     Создание системы взаимодействия ДОО с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов. 2.     Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение национальных ценностей. 3.     Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств, гражданской позиции детей, родителей, педагогов. 4.     Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами. 5.     Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы. Механизм реализации: Конструирование социокультурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности; Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности. Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства.

Анализируя результаты реализации проекта «Островок чувашской культуры» можно сделать вывод, что в целом, используемые методы и формы работы, создают реальные условия для формирования в дошкольном возрасте духовно-нравственной основы личности ребенка, социокультурное развитие всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) через активное освоение базовых социокультурных ценностей и опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями наших предков, неразрывно связанного с духовными устоями, историей, культурой нашей республики и страны.

 

В настоящее время педагоги дошкольного учреждения стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. В перспективе мы планируем: перевести вектор деятельности из информационного контекста в плоскость практической значимости, то есть  к использованию практических методов и форм работы по формированию духовно- нравственных ценностей у дошкольников. Апробировать в дошкольном учреждении инновационные  формы сотрудничества с семьей, которые наиболее востребованы родителями в области восстановления духовно-нравственной культуры семьи, ее воспитательного потенциала: семейный театр, семейные праздники, семейные библиотека и видеотека, семейная гостиная, педагогические мастерские. Также необходимым условием эффективной деятельности мы считаем что, педагоги и родители должны являться примером для детей: быть  носителями родного языка, иметь свои семейные традиции, знать чувашские сказки и поговорки, уметь вышивать чувашские узоры, готовить национальные блюда и так далее.  Только в  едином социокульурном пространстве мы видим эффективность деятельности по формированию  духовно – нравственных ценностей дошкольников.

Список литературы:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2.Кожанова М.Б. Концепция этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Учебно - методическое пособие.- Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я Яковлева, 2004.-28с.

3. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1988. - 415с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование системы нравственных ценностей дошкольников через партнёрские отношения ДОУ с семьёй и общественными организациями"

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. Для организации такого пространства и его полноценного функциониров...

План по самообразованию "Нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье"

quot;Нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье"...

Презентация "Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни"

Формирование нравственных ценностей дошкольников через приобщение к здоровому образу жизни...

План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье»

Цель:Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.Задачи:Рабо...

Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине.

Презентация на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через патриотическое воспитание любви к природе и Родине"....

Мастер – класс «Буккроссинг как средство возрождения интереса к книге у дошкольников при сотрудничестве ДОУ, семьи и социума»

     В настоящее время, в век технического совершенства информации, интерес к книге ослабевает, и статус чтения стал довольно низок. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысит...