"Игра-ведущий вид деятельности дошкольника"
статья (младшая группа) по теме

Туранова Любовь Юрьевна

Статья поможет воспитателям при организии игровой деятельности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 компенсирующего вида

Воспитатель: Туранова Любовь Юрьевна

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот), игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения.

Та сфера действительности, которая отражается в игре, называется сюжетом. Вначале, когда ребенок ограничен рамками семьи, его игры связаны главным образом с семейными и бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения им новых областей жизни, появляются и более сложные сюжеты – военные, производственные т. д. 

Моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. 

Для детей трех - пяти лет содержанием игры являются предметные действия, для них характерно воспроизведение логики реальных действий людей. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – моют посуду, «подметают» квартиру, режут хлеб, трут яблочко. Они так поглощены процессом выполнения своих действий, что часто забывают о результате – для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, возможно дублирование и внезапная смена ролей во время игры. 

Средние дошкольники игровые действия уже производятся не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Дети пяти - семи лет моделируются реальные отношения между людьми и содержанием их игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил детьми, строго контролируется. Чем старше становится ребенок, тем более устойчивой и длительной является его игра на один и тот же сюжет. Так, если в 3-4 года ребенок может посвятить одной игре только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна и та же игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются даже на несколько дней.

 Коллективная сюжетно – ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре, ведь он – то отважный летчик, то – пассажир космического корабля, то – зритель, восторженно наблюдающий за полетом. Эти игры развивают у детей волю, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им, воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре. 

Игра осуществляют важную роль в развитии психики ребенка, так как:
Только в игре дошкольник учится полноценному общению со сверстниками.
Дети учатся подчинять свои импульсивные желания правилам игры – формируют волю. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо". В игре формируются и интенсивно развиваются нравственные чувства, все психические процессы.
Появляются новые мотивы и потребности (например, потребность в самостоятельности, соревновательные и игровые мотивы).

Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ».

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"

Тема : "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме "Игровая деятельность дошкольников", используя активные методы ра...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...

Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.                         ...

Игра-ведущий вид детской деятельности в физическом развитии детей

Игра-ведущий вид детской деятельности в физическом развитии детей...