«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ».
статья на тему

Ермакова Елена Викторовна

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ».

                                             

В  основе всей физкультурной деятельности  ведущей является игровая деятельность детей.  Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями замечательна тем, что, интегрируя двигательную, познавательную и игровую деятельность обеспечивается целостное развитие ребенка, как гармонично – развитой личности.

Интеллект не развивается без движения!!!

Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребёнком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приёмов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей.

На основе теории и методики физического воспитания детей, двигательная деятельность (физкультурная) дошкольников реализуется в следующих формах: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физкультурный досуг, физкультурный праздник, физкультурная минутка, пауза, самостоятельная двигательная деятельность детей, специально-организованная деятельность детей. В содержании представленных форм используются как средства физического воспитания:  

- дидактические подвижные игры

- игры с правилами

- соревнования

- игровые упражнения

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра почти  уходит из жизни дошкольников.

Подвижные игры и их роль в развитии дошкольников

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане. Игра отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. В подвижных играх основная задача – совершенствование движений, развитие двигательной активности. Подвижная игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее к тому же активно работать мысль. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Подвижные игры для дошкольников должны быть достаточно простыми и иметь доступные правила. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей – не окажутся сложными, или наоборот, излишне примитивными.

Предметно-игровая среда

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Игры и пособия должны быть яркими и интересными, нужно стараться использовать максимально разнообразные варианты, чтобы увеличивать двигательный опыт детей.

Для обучения технике владения мячом, играть во все мячики, которые можно найти - это интересно и очень разнообразит занятия. Применяем обычные резиновые и пластиковые мячи разного диаметра, мячики для большого тенниса, каучуковые мячики, воздушные шарики и даже большие гимнастические d 45-65 см. Это гораздо веселее, чем, если бы их было два-три варианта.

Часто  используем для занятий обручи различного диаметра, гимнастические палки, скамейки, канат, брус, приставные доски,  лестницы, напольные корзины. Можно использовать сделанные из дерматина различные дорожки, кружки, цифры, геометрические фигуры.

Для тренировки в метании должны быть разнообразные красочные мишени. Лучше, если они будут не просто кружками на стене.

Должны быть веселые пособия для занятий, занимаясь с которыми ребенок будет испытывать радость!

Мониторинг. Игры-соревнования.

Содержание и правила  игровых занятий во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп, в процессе их обучения и воспитания. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей.

В начале и конце каждого учебного года мы обязательно изучаем уровень физического развития детей, что  позволяет определить направление (и, соответственно, итоги)  работы с данной группой детей.

 Мониторинг проводится в виде игр - соревнований. Мы играем в спортсменов!

Упражнения с элементами соревнования создают особый динамический и эмоциональный фон, стимулирующий максимальное проявление физических и волевых качеств ребёнка, способствующий быстрому и правильному выполнению движений. Особенно важно, что они помогают избежать однообразной работы над техникой действия.

Игры - соревнования и игры -  эстафеты, планируемые в физкультурной деятельности старших дошкольников - это наиболее доступный и эффективный метод активизации двигательной деятельности детей.  Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность.

Игры - эстафеты мы применяем как на обычных занятиях,  так и на спортивных досугах и праздниках.

Игровые упражнения.

Любые спортивные упражнения можно весело обыграть, придумать игровую ситуацию.

Игры с правилами.

Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания.

Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.) Среди игр с правилами много народных игр, которые передаются из поколения в поколение. В них отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции.

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован определенной  задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). Успех  ребенка  в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям

Дидактические подвижные игры

Содержание и правила дидактических игр во многом зависят от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.

Так, дидактические подвижные игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками,  словесные).

Их  основное  назначение -  способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Они направлены на обогащение и систематизирование знаний детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира, развивают  память, внимание, воображение,  мышление, речь.

В этих играх можно решать задачи интеграции образовательных областей.

 Учитывая особенности детей нашего детского сада, большое внимание мы уделяем речевому развитию детей и часто используем словесные  игры.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах углублять знания о них. Игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, активизацию словаря,

Все эти игры  используются мною в разных формах  физ. деятельности детей и дают возможность осуществлять интегрированный подход к реализации задач  «Физическая культура» и «Коммуникация».

Сюжетные подвижные игры .

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Два мороза»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Жмурки» и др.).

Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д.

Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке.  Успех  ребенка  в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

В руководстве подвижными  играми следует выделить три этапа:

  1. Подготовка: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы с учетом времени и места  проведения игры. Определение количества участников, отбор необходимого дидактического материала, пособий.
  2. Проведение игры не составит труда педагогу, если он и дети будут тщательно подготовлены к ней. Необходимо ознакомить детей с правилами игры с ее содержанием и игровыми действиями. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, напоминаниями, непосредственным показом.
  3. Анализ игры. Это самый ответственный момент в  руководстве ею. Педагог отмечает самых активных детей, которые  четко выполняли правила игры, помогали своим товарищам. Кроме того анализ дает возможность выявить индивидуальные особенности  детей, а значит, правильно организовать работу с ними.
    Работа с родителями.

Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится нами в тесном единстве  с семьями воспитанников.  Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями являются спортивные праздники и досуги, на которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании и творчестве. По содержанию совместные праздники и досуги  - это физические упражнения, веселые эстафеты, подвижные игры, загадки, встречи со сказочными героями, неожиданные сюрпризы, выступления детей.

Папы и мамы с удовольствием и азартом играют с нами в индейцев, моряков, пиратов, бегают и прыгают,  к огромной радости наших ребятишек!

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда формируются основы личности,  активно развивается воображение, творчество, усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

 Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни! Так давайте помогать  нашим детям  готовиться к жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - основной вид детской деятельности при подготовке детей к школе

Рекомендации по организации игровой деятельности детей подготовительной группы...

Тематический контроль «Подвижные игры как средство и условие физического развития детей»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ  Тема: «Подвижные игры как средство и условие физического развития детей»...

Подвижные игры народов нашей страны в физическом развитии детей дошкольного возраста

Спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями для старших дошкольниковНаша Родина — ве­ликая страна Россия. В ней свы­ше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают ...

Игра-ведущий вид детской деятельности в физическом развитии детей

Игра-ведущий вид детской деятельности в физическом развитии детей...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Сюжетные народные игры для дошкольников (как средство физического развития детей).

В настоящее время перед педагогами стоит задача сохранения национальных традиций и культуры народа. Поэтому проблема приобщения дошкольников к  народным играм актуальна и соответствует потребност...