Кружок «В гостях у сказки»
методическая разработка на тему

Амельчакова Любовь Александровна

Направление: художественно-эстетическое

     Возрастная группа: разновозрастная для детей с ССД (с 4 до 7 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

МО г. Саяногорск комбинированного вида № 20  «Дельфин»

                                                                                                       «Утверждаю»

                                                                                                       Заведующий МБДОУ д/с № 20 «Дельфин»

                                                                                                        _____________    (Л.М. Зубова)

Рабочая учебная программа

по дополнительному образованию

     Кружок  «В гостях у сказки»

     Направление: художественно-эстетическое

     Возрастная группа: разновозрастная для детей с ССД (с 4 до 7 лет)

        Авторы:

        Амельчакова Л.А.

        Гончарова Н.В.

        Ладыгина Н.С.

г. Саяногорск,  2012г.

       

Пояснительная записка

            В списочный состав группы входят дети со сложной структурой дефекта, у каждого ребёнка есть нарушение интеллекта. У таких детей в раннем и дошкольном детстве деятельность формируются с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Формирование всех видов деятельности происходит на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей.

           Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Ознакомление детей с нарушением интеллекта с театрализованной деятельностью является важным направлением в коррекционно–воспитательной работе с ними.

            Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

            Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

            Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, слушая сказки, просматривая показываемые сказочные произведения, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

            Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой  развивает их внутренний комфорт, раскованность, способствует легкому  общению  взрослого и ребёнка.

           Данная рабочая программа составлена на основании программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под редакцией Л. Баряевой, О. Гаврилушкиной.

Цель

        Развитие творческих способностей через занятия театрализованной деятельностью.  

Задачи обучения и воспитания

  1. Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.                                                                                                              
  2. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание вместе с группой сверстников.
  3. Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.
  4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов, песен.
  5. Учить детей узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.
  6. Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения, предложения, по возможности производить пересказ произведения.
  7. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

             Занятия в кружке проводятся  с 17.09.2012 г. по 17.05.2013 г.      

        Театрализованная деятельность предполагает занятия в форме совместной деятельности воспитателя с детьми,  которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.  Длительность одного занятия составляет: от 4 до 5 лет – не более 15 минут, от 5 до 6 лет – не более 20 минут. Количество занятий в год – 34.

                   

Тематическое  планирование

               

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

        1        1

Артикуляционная  гимнастика.

Игра «Давайте познакомимся»

Развивать мышцы лица, умение работать в парах. Учить детей знакомиться с окружающими.

        22        2

Упражнения на дыхание.

Знакомство с основными эмоциями.

Этюд « Эх ты, серенький коток».

Формировать у детей правильное дыхание. Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой на выполнение заданий.

3

Гимнастика для язычка.

Загадки про овощи и фрукты.

Д/игра: «Узнай по описанию» (овощи, фрукты).

Дать представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки.

44

4

Этюды на выражение мимики: (злой волк, хитрая лиса, весёлый заяц и т. д.).

Д/игра: «Собери цветок».

Формировать у детей умение работать мимикой лица по показу и самостоятельно.

Октябрь

5

Чтение сказки «Рукавичка».

Беседа по прочитанной сказке.

Продолжать учить, эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий.

6

Упражнение на дыхание.

Чтение, обсуждение потешки « Большие ноги…».

П/игра «Ухо-нос».

Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность.

7

Артикуляционная гимнастика.

Инсценировка сказки  «Теремок».

Развивать умение слушать  и реагировать на содержание сказки.

8

Загадки о животных.

Д/и «Весёлые превращения» (в животных).

Продолжать закреплять знания о животных их повадках. Учить отгадывать загадки.

Ноябрь

9

Закрепление сказки «Теремок»

Упражнения на изменения голоса « Гости теремка».

Формировать интерес к тексту сказки. Развивать умение  подражать голосом героям сказки.

10

Беседа о времени года, приметах осени, загадки про осень.

Игра- путешествие: « Осенний лес».

Закреплять знания о осени. Продолжать учить детей составлять рассказ из нескольких предложений, отвечать на вопросы.

11

Занятие-развлечение «Мы в театре» (беседа о правилах поведения в театре).

Упражнение на выразительность чтения стихотворений А. Барто детьми.

П/игра «Кошка – мышки».

Уметь задать детям праздничное настроение.  Учить детей выразительно читать  стихи наизусть.

12

Игра «Передай эмоцию».

Заучивание стихотворения «Зайка, зайка, попляши».

Танцевальные упражнения под музыку.

Стимулировать детей с желанием повторять отдельные слова и предложения из стихов.

Декабрь

13

Занятие – развлечение на тему: «Зима в лесу»  Ю.М. Картушина «логоритмика для малышей» стр.48.

Выявить знания у детей о приметах зимы, об обитателях леса, их повадках. Создавать весёлое настроение детям.

14

Артикуляционная гимнастика.

Драматизация сказки «Репка».

Сценическая пластика и ходьба (характерные движения и ходьба героев сказки «Репка»).

Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям. Развивать пластику движений.

15

Упражнения « Воздушный шар», «Насос», « Комарик».

Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса».

Игра « Зеркало».

Закреплять умение выполнять упражнения на дыхание. Развивать умение внимательно слушать, узнавать и называть героев сказок.

16

Игра « Найди по описанию» (дикие животные).

Инсценировка стихотворения «Мишка косолапый».

П/игра « У медведя во бору».

Продолжать учить, внимательно слушать тексты, понимать их, запоминать отдельные слова, произносить их вслух.

Январь

17

Беседа о приметах зимы, загадки о зиме.

Игра импровизация «Снежинки».

Чтение сказки «Зимовье зверей».

Закреплять представление о загадках; учить отгадывать описательные загадки. Формировать понятие «сказка»; начало и конец.

18

Гимнастика для язычка.

Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик» (логоритмика для малышей ст.48.)

Драматизация сказки «Три поросёнка» (настольный театр).

Стимулировать повторять движения за взрослыми. Закреплять умения работать коллективом.

19

Упражнение на дыхание.

Чтение стихотворения А. Барто  «Кто как кричит?»

Игра «Кто как кричит» (пальчиковый театр).

Учить детей выполнять игровые действия соответствующие тексту.

Февраль

20

Гимнастика для язычка.

Драматизация сказки «Волк и семеро козлят».

П /игра «Гуси-гуси».

Развивать умение слушать и реагировать на содержание сказки

21

Занятие – развлечения  «Кошка и котята».

(М.Ю. Картушина Логоритмика для малышей ст.73.)

Закреплять знания о домашних животных и их повадках.

22

Гимнастика для язычка.

Чтение рассказа К. Ушинский «Лиса - патрикеевна».

П /игра «Хитрая лиса».

Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям.

23

Упражнение на дыхание.

Заучивание стихотворения В. Орлов «Тимошкина гормошка» (см.план- программа «Детство» стр.26.

П/игра «Кто быстрее».

Стимулировать детей повторять отдельные слова из стихотворения. Развивать память.

Март

24

Этюды «Вкусная конфета», «Кислое яблоко», «Горячий чай».

Драматизация сказки « Пых».

П /игра «Раздувайся   пузырь…»

Развивать умение у детей работать по показу. Побуждать интерес слушать сказку.

25

Упражнение на дыхание.

Пальчиковая игра «Бабушка и внуки» (см. логоритмика для малышей стр. 81).

Продолжать развивать правильное дыхание у детей. Умение работать по подражанию.

26

Игра упражнение «Передай другому».

Чтение и обсуждение потешки «Весна- весна, красная…».

П /игра «Солнышко и дождик».

Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность потешки.

Развивать умение играть дружно.

Апрель

27

Сказочная разминка (чтение отрывок из сказок дети отгадывают название).

Драматизация РНС «Курочка ряба».

П /игра «Вышла курочка гулять».

Формировать навыки внимательного прослушивания, осмысленно воспринимать текст и содержание.

28

Занятие – развлечение « У бабушки в гостях» (см. логоритмика для малышей стр. 80.)

Формировать эмоциональное восприятие различных заданий.

29

Упражнения для язычка.

Д/игра «Узнай и назови» (животные и их детёныши).

Импровизация «Животные».

Стимулировать детей повторять упражнения, играть друг с другом. Развивать наблюдательность.

30

Упражнение «Эхо», «Лесенка», «Сдуй пушинку».

Драматизация сказки «Маша и медведь».

П /игра «Займи свой домик».

Развивать умение правильно выполнять упражнения. Формировать эмоциональное восприятие и интерес к произведению.

31

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на внимание «Кого не стало».

Пересказ сказки «У страха глаза велики».

П/игра «Лошадки».

Формировать у детей умение выполнять упражнение по показу.

Развивать внимание, память.

Май

32

Игра «Волшебные превращения».

Чтение рассказа «Маша – растеряша».

П/игра «Найди и принеси».

Развивать у детей наблюдательность, логику, внимание. Умение уступать в игре сверстникам.

33

Занятие развлечение «Прогулка по весеннему лесу»

Формировать у детей навыки поведения в коллективе.

34

Игра «Угадай по описанию» (овощи, фрукты).

Чтение и обсуждение «Петушок и бобовое зёрнышко».

П/игра «Курочка-хохлатка».

Развивать умение у детей воспринимать на слух задание. Отвечать на заданные вопросы.

Требования к уровню подготовки

К концу года дети должны научиться:

*  Эмоционально откликаться на литературные произведения;

*  Слушать художественный текст и реагировать на его содержание;

    Выполнять элементарные игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;

*  Узнавать и называть знакомых героев литературных произведений на иллюстрациях;

*  Сопровождать рассказываемую взрослым сказку, потешку, стишок жестами, отдельными словами, предложениями (звукоподражаниями, лепетными словами, жестами);

*  Находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор из нескольких имеющихся (трёх – четырёх).

Список средств обучения

 *  демонстрационный материал «Сказка за сказкой»;

 *  иллюстрации, альбомы, открытки;

 *  настольный, пальчиковый, кукольный театр;

 *  игрушки, фланелеграф;

 *  развивающие игры, лото;

 *  театральные костюмы.

                                             

Литература

          1. А.В. Аджи Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада: Развитие речи. Обучение грамоте. Ознакомление с художественной литературой. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2009.

          2. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Издательство «Просвещение». М. 2003.

          3.Н.В. Гавриш, О.С. Ушакоа. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.

          4. М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду.  Творческий центр «Сфера» М. 2003.

          5. М.Ю. Картушина Логоритмика для малышей. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет.

Творческий центр «Сфера» М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "В гостях у сказки"

кружковая деятельность в ДОУ с воспитанниками старшей группы...

кружок "В гостях у сказки"

данны материал поможет развить в детях творческие способности....

Кружок "В гостях у сказки"

план кружковой работы...

Кружок "В гостях у сказки"

план кружковой работы...

Театральный кружок «В гостях у сказки». Тема. Литовская народная сказка «Почему кот моется после еды».

Театральный кружок «В гостях у сказки». Тема.    Литовская народная сказка «Почему кот моется после еды». Цель.   Познакомить детей с новой сказко...