Проек "Зимушка хрустальная"
проект (подготовительная группа) на тему

ВАСИЛИСКИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

Проект "Зимушка хрустальная" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность108 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

Тема  «Зимушка хрустальная»

Воспитатель:Василискина Надежда Ивановна

Старший дошкольный  возраст

Время  реализации: 1-2 недели декабря

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, руководитель ИЗО, младший воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Обоснование выбора темы.

Тема выбрана не случайно – она приходится на начало зимы (первые две недели декабря), предшествует следующей теме «Зимняя сказка», направленной на подготовку к новому году, связана с опытом детских зимних забав…

Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная  близость объектов природы  дает  возможность показать ребенку, как взаимодействует  человек и окружающая среда, как они зависят друг от  друга.  

Данный проект позволяет в условиях  образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года,  познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега.

Задачи:

- Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе в зимний период; о жизни птиц и животных, условиях их приспособления к холодам, о зимних играх и забавах.

- Развивать умение применять знания, полученные в исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности.

- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных

- Вызвать у детей эмоциональный отклик при подготовке к празднику Нового года

- Способствовать сотрудничеству между сверстниками в процессе практической деятельности

Событие – развлечение

Мотивация выбора темы

Основная задача на данном этапе – заинтересовать детей темой проекта, сформулировать вопросы, проблемы для дальнейшего планирования деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на оконный витраж, где прикреплены снежинки из салфеток:

- Откуда снежинки на окне?

- Какое время года?

- Какой месяц наступил?

На столе дети находят конверт.

- Какая цифра на нём написана?

- Это послание от Карлсона. Он предлагает нам поиграть в игру «Маленький клоун» (воздушный шарик с изображением клоуна).

- Послушайте стихотворение:

Спрятался ловко в моём кулаке

Маленький клоун в большом колпаке.

Ну-ка, сама на него погляжу.

Если хотите - и вам покажу.

Только сначала вам надо позвать

Несколько слов о зиме,

Скажем – пять

Дети называют слова, связанные с зимними явлениями

В руке воспитателя появляется надутый шарик:

- Вот и клоун. Я вижу ваши оживленные, радостные лица…

- Что вы почувствовали, когда увидели его? Какое настроение?

- Ребята, мы попрощались с осенью. Прощались с грустью и радостью. Почему? (Жаль, что осень прошла и радостно, что зима наступила).

- С каким настроением мы встречаем приход зимы?  

Внесение  коробки-копилки «Подарки осени» и «Подарки зимы». 

- «Копилка осени» у нас создана, а «Копилка зимы» почти пустая и её предстоит пополнить всем тем, что связано с зимой.

- Мы с радостью встречаем зиму и назвали наш проект «Зимушка хрустальная».

Способ «Модель трёх вопросов»:

  • Дети, что мы знаем о зиме? Какие приметы зимы знаем? Как люди встречают зиму? Что делают, чтобы не замерзать? Что зимой самое красивое, нарядное?
  • Что вы хотите узнать про зиму и зимние месяцы?  А  про  то, как люди, животные и птицы готовятся к зиме?

Кто заметил, что  у нас в группе появилось что-то новое? А ещё я принесла для вас замечательные картины с зимним пейзажем, энциклопедию «Мир животных». Вам интересно узнать побольше о них? Предлагаю создать «Копилку зимы» и «Портрет декабря».  

  • Что сделать, чтобы получить ответы на наши вопросы и сделать задуманное?

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что сделать, чтобы узнать

  •  Всегда выпадает снег и холодно
  •  Прилетают снегири
  •  Наступает новый год
  •  Строим ледяные постройки
  •  Животным зимой голодно  
  •  Птиц необходимо подкармливать в холодное время года 

  • Сколько дней осталось до нового года?
  • Почему снег не тает, когда светит солнце?
  • Как делать новогодние игрушки?
  • Как в других странах  встречают новый  год?
  • Сколько снега выпадает  зимой?
  • Как сделать кормушку для птиц своими руками?
  • Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц?
  • Какие постройки сделать из снега на участке?
  • Спросить у взрослых
  • Самим подумать или спросить у родителей
  • Прочитать в энциклопедии
  • Посмотреть в Интернете
  • Рассмотреть познавательную литературу
  • Попросить помощи у взрослых
  • Сделать самостоятельно

Модель трёх вопросов вывесить в раздевалке, чтобы родители познакомились с темой проекта, с тем, что интересует их детей.

После сбора воспитатель предлагает детям рассмотреть картины и энциклопедию, подумать, как помогут детям игровые Центры и уголки в группе, что можно сделать, чтобы создать Копилку зимы и Портрет декабря.  

Планирование – групповой сбор.

Основная задача на данном этапе - формировать умение совместно с воспитателем планировать деятельность  и делать выбор.

Дети встают в круг. Приветствие- игра «Пора вставать»

Звучит запись песни «Ёлочка, ёлка,  лесной аромат».

Загадка: Звонкая погода, снега кутерьма.

               Это время года мы зовем... (зима).

  • Давайте вспомним, что мы хотели узнать про зимушку хрустальную (лист с вопросами детей «Что мы хотим узнать?»).

- Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели. (Дети дуют на руку)

- Вот мы с вами послушали музыку метелицы, представили себе зрительно ее образ.

- А как мы можем выразить наши чувства, наши впечатления от прослушанной музыки?

Примерные ответы детей: «На бумаге, через рисунок. Рассказать словами или стихами, или песней. Передать в звуках, в жестах, в пластике движений, в танце и т.п.»  

- У кого дома есть музыка, которая  поможет нам выразить зимнее настроение? - Когда ты сможешь нам принести?

- А вы знаете стихи про зиму, зимние забавы, зимние праздники? Оказывается стихи можно не только  выразительно  читать, но и инсценировать.  

  • Чтение стихотворения «Зимние картинки» Г. Ладонщикова с помощью жестов.

- Кто хочет выучить стихотворение и инсценировать его?

- Сколько времени вам понадобится?

- Где сможем прочитать стихи?

(на развлечении «Зимушка хрустальная» для родителей и малышей)

- Кто сделает маски? Кто сможет справиться с этим?

  • В  какой сказке сани ехали сами? («По щучьему велению»)

- Мы тоже скажем волшебные слова тихонько: «По щучьему велению, по моему хотению ну-ка сани, поезжайте сами».  Поехали?

Приехали к центру книги: 

- Ребята, посмотрите,  в нашем центре так много  книг и в них так много интересного и увлекательного.  Давайте  на полочке  найдем  сказки про зиму (оказалось, что таких сказок нет). 

- Кто нам поможет  и принесет  «зимние сказки»?  

- А где вы их можете взять? (дома, в библиотеке, у знакомых).

  • Нам снова пора в дорогу! (дети идут по группе и находят ещё конверт)

- Что же здесь приготовил нам Карлсон? (в конверте изображение 3-х этажного дома). 

- В этом доме живут три братца - месяца, сыновья Зимы. Как их зовут? (декабрь, январь, февраль). Какой у них характер? (суровый, холодный, снежный,  ледяной и т.д.) Какой месяц год кончает, а зиму начинает? Какой месяц году начало, а зиме серединка? Какой месяц богат на вьюги и метели? - Существует  много примет, пословиц, поговорок  про зиму, зимние месяцы.  Кто сможет  рассказать нам про каждый зимний месяц  через пословицы и поговорки?

  • Отправляемся в дорогу дальше. Садимся в сани и едем (дети идут дальше и находят конверт).  

- Слушайте внимательно  загадку «Без мотора, а летают». Это птицы.

- Всех ли птиц мы можем сейчас увидеть? Почему?

- Каких вы знаете зимующих и перелетных? Как птицы чувствуют себя зимой? (холодно, голодно). Какое настроение у птичек?

- Чем мы можем помочь птицам? (покормить, сделать кормушки). 

- Давайте устроим конкурс на самую фантастическую кормушку.

- Сможем сделать кормушку самостоятельно без помощи взрослых? Кто нам поможет? (родители)

- Из чего мы можем сделать кормушку?

  • Вы задавали вопрос про снег. А изменяется ли снег в зависимости от погоды? В сильный мороз? (снег пушистый, рассыпчатый, скрипит под ногами) 

- Можно ли из такого снега слепить  снежки? Из какого снега можно слепить снежки? Почему?

- Ребята, скажите, как вы думаете, много снега – это хорошо или плохо? Для кого хорошо? (для растений, детей) Для кого  плохо? (для зверей, птиц).   

- Как мы можем определить много снега на участке или мало? (измерить). 

- Для этого я приготовила вот такую палку с делениями.  Раз в неделю  мы с вами будем с помощью нее измерять уровень снега на участке и отмечать  фломастером уровень снега.

- Кто это будет делать?

- С кем?

- Кто будет составлять график глубины снега?

  • Но снег только кажется белым и чистым.

- Вот посмотрите, перед вами 2 стакана. Что вы видите в первом стакане? (снег) Что в другом? (вода) Откуда она взялась? Там ведь тоже был снег. Что с ним стало? Превратился в талую воду. Эта вода чистая? (нет) Значит, и снег был не чистым. Можно такой снег брать в рот? Почему нельзя? (там микробы, можно заболеть). Вывод: снег  в рот брать нельзя.

- Ребята, в каких состояниях может быть снег? Как из снега получить лед? Воду?  

- Кто сможет ответить на эти вопросы?

- Что вам нужно для опытов?

- Как оформите результаты и когда представите нам?

  • Сюрпризный момент -  игрушка Деда Мороза.                          

- Когда приходит к нам Дед Мороз? (зимой, на Новый год)

- Как подготовиться к празднику?

- Предлагаю создать творческую Мастерскую Деда Мороза.

Дети объединяются в рабочие группы, распределяют роли, определяется срок выполнения, последовательность действий.

Дети объединяются по интересам в три  подгруппы.

  1. «Украшения для группы» - изготовление гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой, вырезывание снежинок
  2. «Игрушки на ёлку» – художественное конструирование детьми ёлочных игрушек из бросового материала
  3. «Панно» – изготовление  ёлочек, Снеговика и Деда Мороза из «ладошек»

- Распределите, кто и за что будет отвечать, что делать.

- Подумайте и подготовьте всё, что вам нужно для работы.

- Если вам нужна будет помощь, можно обратиться к любому взрослому.

  • Таким образом,  разбираем с детьми каждый вопрос:

1) Как ты это узнаешь? Кто тебе поможет?

2) В каком уголке ты это будешь делать? С кем? Тебе нужны помощники или ты это будешь делать один?

3) Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?

Чтобы дети вспомнили, какая деятельность запланирована в том или ином игровом Центре можно использовать схемы и кратко записать деятельность в плане, который помогает детям организовать самостоятельную деятельность, задействовать всевозможные уголки в группе, придать осмысленность  действиям детей, стимулировать их  активность и инициативу.


План

Центр искусства

  • Изготовить карнавальные маски
  • Творческая мастерская Деда Мороза (все)
  • Поделка «Елочка красавица»
  • Панно «Дед Мороз» «Снеговик» - из детских ладошек
  • Символ месяца «Портрет декабря»
  • Коллективная аппликация «Снеговики в лесу»

Центр экспериментирования

  • Опыты со снегом
  • Измерение уровня снега на участке, составление таблицы
  • Поисковая деятельность «Кто такие птицы» (с родителями)

Центр музыки

  • Слушание классической музыки «Зима» (зарисовка впечатлений)
  • Танцевальная импровизация детей под музыку

Центр книги

  • Составление творческих рассказов «Любимые зимние забавы», «Сказка про Деда Мороза»
  • Зимние приметы в пословицах и поговорках
  • Заучивание стихов (составление схем)
  • Создание книжки «Зимушка - зима»

Зимушка  хрустальная

(картинка)

Центр строительства

  • Построить замок Зимы
  • Сказочный замок Деда Мороза
  • Изготовление кормушек для птиц (с родителями) 

Центр математики

  • Сравнивание хвойных деревьев по высоте
  • Оформление календаря (сколько дней осталось до Нового года)

Центр науки 

(познания)

  • Создание схемы Земли, ее положение в Космосе
  • Исследовательские проекты «История празднования Нового года»,  «Как делают новогодние игрушки» (с родителями)
  • Копилка зимы

Центр  игры

  • Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
  • Изготовление игр «Времена года», «Зимовье живот-ных»
  • Игры-движения на снегу (схемы)

Организация самостоятельной и совместной деятельности

Основная задача - формировать у детей умение самостоятельно организовывать свою деятельность в Центрах активности, навыки взаимодействия друг с другом.

После того как дети сделали выбор, спланировали свои действия, выбрали место и партнёра, они осуществляют свободную деятельность в игровых Центрах и уголках.

Ежедневное обсуждение на «Утреннем круге» (минут на 10), чтобы вспомнить, что ещё необходимо сделать по плану:

  • Какие интересные дела мы с вами уже выполнили?
  • Сначала обсуждаем общие дела: Что предлагаете сделать сегодня? Что нам для этого нужно? Какие материалы понадобятся?
  • Затем конкретные дела в Центрах активности: Кто сегодня работает в уголке рисования? Над чем ты сегодня будешь работать?    Что нужно добавить в Центр? Тебе нужны помощники? Как вы распределите работу?
  • Обсудить, для чего нужен тот или иной продукт: «Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где ты будешь это использовать?»

Организация совместной деятельности:

  • Организовать наблюдение на прогулке за изменениями в природе
  • Организовать во время прогулки разные зимние виды спорта и забавы
  • Создание условий:  принести книги о зиме, раскраски, календари; подобрать с детьми различные материалы для экспериментирования (мерные стаканчики, печатки, формочки для заморозки воды…); совместно с родителями и детьми сделать постройки на участке д/сада из снега (горка, змейка и др.)
  • Создание игровой ситуации во время  наблюдения за птицами: «Как вы считаете,  о чем могут думать птицы у кормушки?»
  • Подборка сюжетных картины, репродукций на зимнюю тематику

Помощь и руководство самостоятельной деятельностью детей:

  • Предложить детям схемы для проведения опытов с водой и снегом. Подвести к выводу, что вода принимает форму того предмета, в котором непосредственно находится, снег тает при помощи тепла, вода застывает при низких температурах. Дети самостоятельно зарисовывают схему, как сделать цветные льдинки.
  • В процессе создания украшений к Новому году в Мастерской Деда Мороза помочь распределить деятельность в группе между детьми
  • Обсуждение с детьми  правил поведения на улице, в общественных местах, на катке, при гололёде

Итоговый сбор, или Что у нас получилось?

Итогом проектной деятельности является развлечение на тему «Зимушка Хрустальная», где дети читают  стихи, драматизируют сказки, играют в игры, поют песни о зиме…

На последнем итоговом сборе подвести итоги реализации проекта.

Выяснить, что нового для себя узнали?

Дети рассказывают, что они сделали, с кем, что легче всего было сделать, где использовали полученные результаты и их ещё можно представить .

Использование полученных результатов:

  • Развесить кормушки и понаблюдать  за поведением птиц  у кормушек, сделанных руками детей и их родителей
  • Украсить льдинками зимние постройки на участке.
  • Оформление «Копилка зимы»: формочки для льдинок, бумажные снежинки, схемы стихов, график глубины снега, альбомы, детские рассказы и т.д.
  • Презентация исследовательских проектов на познавательном вечере «А знаете ли вы, что…»
  • Использовать Календарь, оформленный в виде ёлочки, для напоминания детям, сколько дней осталось до Нового года
  • Украшение группы и ёлки к новогоднему празднику, игрушками, сделанными в Мастерской Деда Мороза
  • Досуг с приглашением малышей «Наши сказки»:  дети рассказывают сочинённые сказки и рассказы  на темы (примерные): «Любимые зимние забавы», «Сказка про Деда Мороза»,  «Мы гуляли на участке», «Зимний лес», «Как мы готовимся к Новому году», «Как звери и птицы готовятся к Новому году», «Ёлочка – красавица» и др.
  • Оформить детские рисунки в виде книги «Зимушка – зима»
  • Использовать карнавальные  маски при драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» и показать их малышам
  • Использовать выкройки красивых нарядов для Снегурочки, сделанных девочками,  при сюжетно-ролевых играх «Ателье» и «Магазин подарков»

Отметить положительные моменты,  активность и вклад в общее дело  каждого ребёнка.

Определить перспективу: как мы будем готовиться к празднику и  следующую тему -  «Зимняя сказка».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи "Зимушка хрустальная"

Занятие проводится в подготовительной группе, как итоговое после изучения лексической темы "Зима"...

Спортивный праздник "ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ"

Укрепляем здоровье детей,закаливаем организм исовершенствуем его функции.- Начинаем зимний праздникБудут игры, будут смех,И веселые забавыПриготовлены для всех!!!...

Конспект занятия-выставки по рисованию"Зимушка хрустальная"

Занятие состоит из 3-х частей.1-я частьВ начале занятия проводится наблюдение из окна.Задаются наводящие вопросы о явлениях,которые характеризуют зимнее время года.Прежде чем начать рисовать зимний пе...

Творческий проект"Зимушка хрустальная".

Проект  в старшей группе детского сада....

"Ручей хрустальный языка родного".

Экскурсия в Центр детского и семейного чтения....

«Зимушка хрустальная»

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Обобщить представление детей  о зиме, закрепить  знания о характерных признаках зимы....

«Зимушка хрустальная»

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Обобщить представление детей  о зиме, закрепить  знания о характерных признаках зимы....