Главные вкладки

    Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Медведева Ксения Алексеевна

    Игра-ведущий вид  деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре  ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их взрослой жизни. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.

    Игра-ведущий вид  деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре  ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их взрослой жизни. Сюжетная игра в отличие от труда взрослого человека, не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, «как будто», «понарошку». Ребёнок может быть «врачом» и « лечить» больных кукол и животных, хотя  на самом деле ему ещё очень далеко до «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности никогда с ним не случались. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника, обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт. Прежде всего,  в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.  

    Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен  исходить не только  из паспортного возраста, но и учитывать общий уровень развития ребёнка, имеющийся у него опыт жизни в дет. саду, а также игровой опыт, приобретённый в семье.

    К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый выступает одновременно как партнёр и как носитель формируемого способа игровой дея-ти. Овладение  действиями с предметами «понарошку» подготавливает ребёнка к пониманию, что в игре он тоже может  быть кем-то иным - принять на себя  роль.

    Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов - от непосредственного подражания до осознанного оперирования ролью, включение её в разнообразные связи и отношения. Прежде всего,  ребёнку нужно уметь принять на себя роль (понимать, что сейчас он не Петя, а «шофёр»). Ролевое поведение имеет 2 аспекта: первый- это специфичные для роли действия с предметами, второй - ролевая речь, направленная на людей. Поэтому чтобы полноценно овладеть  игровой ролью, ребёнку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли действия, но и уметь говорить с партнёром. Все эти умения формируются постепенно. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего материала Предметная обстановка для сюж. игры организовывается воспитателем вместе с детьми, а в дальнейшем и самими детьми непосредственно перед игрой.

    При работе с детьми 5-го года жизни задача воспитателя  переводить дет. к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять  своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, уметь менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. Эти умения можно развить в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником , партнёром детей в творческом процессе игры. Во время игры с детьми среднего возраста необходимо соблюдать 2 условия:  1) использование  многоперсонажных  сюжетов, где одна из ролей включена в непосредственную связь со всеми остальными, 2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей количеству участников игры: персонажей всегда д.б. больше для смены роли в процессе игры.

    К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжета игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Следующей , более  высокой ступенью эволюции сюж. игры является игра-фантазирование. Смысл таких игр - построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Ребята среднего дошкольного возраста ещё не могут самостоятельно развёртывать игру-фантазирование в чисто речевом плане ( без опоры на предметные действия и роль) , возможность перехода на эту новую ступень закладывается в ст. дошкольном возрасте.

    В качестве примера организации сюжетно-ролевой игры для выявления характеристики игры в конкретной возрастной группе могу привести запись игры в средней группе  ГБДОУ № 52 Фрунзенского района, в которой я работаю воспитателем. Возраст детей в группе от 4л6мес. до 5л.2 мес. Во второй половине дня после полдника дети играли в игровой: несколько мальчиков построили ,  автомобильную дорогу из конструктора и играли с машинами, Маша и Марьяна укладывали кукол спать. Максим, надев белый халат, раскладывал на стол медицинские принадлежности. Часть детей играли в настольные игры и лото, остальные рисовали.

    Я предлагаю незанятым игрой детям поиграть вместе: Руслан, Яна, давайте играть!  

    Яна: Во что будем играть?

    Я: Давайте играть в магазин. Дети согласились,  и мы вместе соорудили из стульев «прилавок», разложили на нём игрушки. Достали пластмассовые монетки.

    Я: ребята, кто будет в магазине продавцом? Яна, может быть, ты будешь?

    Яна: Нет, Ксения Алексеевна, давайте вы .

    Я: Хорошо, продавцом буду я. А кто будет покупателем? Кто хочет купить игрушки?

    Прибежали почти все дети и занятые и не занятые, целая очередь «покупателей»: Маша, Максим, Марьяна и другие.

    Я: А кто будет помогать продавцу? Ведь столько народу собралось!

    Женя (мне): Я буду!

    Мы с Женей начали «продавать» игрушки детям по очереди, рассказывая и предлагая каждую игрушку. Брали пластмассовые деньги, давали сдачу.    Другие дети подходили, наблюдали за нашей игрой. Вначале участвовало двое детей, потом присоединились ещё десять детей. Некоторые возвращались к своим занятиям.

    Подошла очередь Димы,  и я спрашиваю: что ты хочешь у нас купить?

    Дима: Пирамиду

    Я: для кого ты покупаешь пирамиду? Кому?

    Дима: Для Насти, подарю на День рождения.

    Я (своему помощнику): Женя, спрашивай у ребят, кому они покупают игрушки.

    Я: Моя смена закончилась. Кто теперь будет продавцом?

    Яна: я буду, и занимает моё место.

    Игра продолжается у них практически самостоятельно. Яна «продаёт» игрушки, стараясь предлагать их «покупателям», как это делала я. Подошли посмотреть на игру Тимур и Антон, которые играли с грузовиком.

    Я: Ребята, посмотрите, что-то ещё привезли в наш магазин, наверно  новые игрушки. Помощник продавца, посмотри, что в машине.

    Тимур и Антон активно подключаются к игре и привозят на грузовики кубики.

    Я: А вы знаете, что-то у меня голова разболелась. Я к доктору пойду.

    Максим – «доктор» всё это время наблюдает за нами, а «пациентов» так и нет.

    Я: Доктор, можно к вам? У меня что-то голова разболелась.

    Максим обрадовался: я вам дам лекарство в баночке и таблетку.

    Я: спасибо, доктор. Вы мне очень помогли.

    Я: «шофёры», а давайте вы будете как будто проходить шофёрскую комиссию. Там  проверяют здоровье каждого водителя.

    Тимур и Антон «приехали» к врачу.

    Я: Максим, давай я буду как- будто медсестра и помогу тебе провести осмотр.

    Медсестра: Доктор, у них нужно посмотреть горло, смерить температуру.

    Максим справляется с задачей.

    Медсестра: Доктор, вы думаете,  они здоровы?

    Доктор: Да.

    Медсестра:  пишу справку, можно возвращаться к работе в магазин.

    Я: Ребята, давайте посмотрим, что ещё привезла грузовая машина? Посмотрите, в кузове карандаши и бумага. Давайте,  мы сейчас разложим игрушки по местам, магазин закрывается. Садитесь за столы и нарисуйте, кто что видел или купил в нашем магазине игрушек. А завтра у нас будет свободное  время,  и мы рассмотрим рисунки.  Дети с радостью соглашаются. Часть ребят рисовали в группе, остальные дома.

    Итак, игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь  преобладающим видом его самостоятельной дея-ти. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как дея-ть , имеющая большое значение для психического развития ребёнка дошк. Возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л. А. Вегер, А.П. Усова и др.)

    В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо человека – кукла), упрощения. Таким образом,  в игре углубленно имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.              


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей и воспитателей«Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»...

    Консультация для воспитателей "Любимые сюжетно - ролевые игры у детей среднего дошкольного возраста. Оснащение группы."

    Примерный перечень некоторых сюжетно - ролевых игр в среднем дошкольном возрасте и атрибутов к играм....

    Презентация на тему "Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста"

    Данная презентация содержит опыт моей работы по формированию навыков здорового образа жизни детей в детском саду. Будет полезна воспитателям средней группы....

    « Развитие сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста»

    План. 1.Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.2.Значение сюжетно – ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста.3. Условия, необходимые для возникновения сю...

    Формирование навыков сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста.

    2017Игра-ведущий вид  деятельности дошкольника. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре  ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями и...

    Значение подвижных игр в формировании навыка ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

    Статья посвещена значению подвижных игр на формирование навыка ходьбы и бега младшего дошкольного возраста.Она предназначена для воспитателей младшего дошкольного возраста и обращает внимание н...