Игра - как фактор развития дошкольника
консультация на тему
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (А.С. Макеренко)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Большегрызловский детский сад общеразвивающего вида «Рябинка»
Подготовила:
Шульгинова Ольга Геннадьевна
–воспитатель 1 кв. категории
Игра - как фактор развития дошкольников.
« Игра имеет важное значение в жизни ребенка,
имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе,
когда вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит прежде всего в игре...»
А. С. Макаренко.
Что дети любят больше всего? Конечно, играть!
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. Она носит целенаправленный характер. В игре закладываются основы будущей личности. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывают возможности и желания других, согласуют свои действия
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
- Сюжетно-ролевые игры.
Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто переносится в чужую личность; принимая на себя роль, входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребёнка в целом. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия. Детей в младшем дошкольном возрасте, да и позднее, привлекают орудия и предметы труда взрослых, их деятельность. Ребенок этого возраста с удовольствием возится с большой лопатой, которой дворник сгребает снег; он просит у водопроводчика, электромонтера, столяра настоящий инструмент, чтобы только подержать его в руках; огромное удовольствие ему доставляет возможность дотронуться до руля автомобиля и покрутить его; рисовать папиным карандашом или ручкой, резать бумагу мамиными ножницами или сделать пару стежков ее иголкой и т. д. Это желание ребенка делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, которыми работают взрослые, и есть свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью, участвовать в их работе.
Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, глубже познает смысл их деятельности, усваивает мораль общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
Театрализованные игры.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
Театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой средней моторики, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.
Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей.
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления. Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений
- Дидактические игры.
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами. Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка.
Подвижные игры.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье.
Курица и коршун
Выбирается водящий — это «коршун». Все остальные становятся паровозиком. Стоящий впереди — «курица», остальные — ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а «курица» и остальные «цыплята» не дают ему это сделать.
Салочки
Выбирается водящий. Он догоняет остальных. Дотронувшись до другого ребенка, «осаливает» его, и теперь тот становится водой.
Радуга
Чертятся две линии. Выбирается водящий — радуга. Он становится между этими линиями. Все остальные — на одной из них. Радуга отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет — должен пробежать так, чтобы радуга не осалила его.
Выше ножки
Водящий пытается осалить кого-то, но у остальных есть спасение — подняться с земли на какой-то предмет. Одно условие — спасаться на возвышенности могут только три человека. Если кто-то «поднял ножки» четвертым, он становится водящим. Если кого-то осалили, когда его ноги касались земли, он становится водящим.
Удочка
Все становятся по окружности на равное расстояние друг от друга. Водящий — в центр. Он берет скакалку (удочку) и начинает ее вращать. Остальные должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал — либо становится водящим, либо выходит из игры.
Собачки
Выбирают несколько водящих: два или три. Они — «собачки». Остальные перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.
В играх формируются ум и чувство, способность к творчеству, взаимоотношения. Они развиваем детскую любознательность, способность к эксперименту, наблюдательность и волю; способность к морально-этическим оценкам себя и других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-186050-1358876105.jpg)
Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-735344-1452625931.jpg)
Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.
Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/25/picture-155380-1469429185.jpg)
Использование икт в коррекционной логопедической работе с различными речевыми нарушениями, как фактор развития дошкольников
Цель использования компьютерных технологий в работе с детьми: 1. оптимизация процесса коррекции речевого развития у детей дошкольного возрас...
« РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК – ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Рекомендации родителям, Пальчиковые гимнстики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-239190-1382441954.jpg)
Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольника
Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры....
Народные игры как фактор этнокультурного дошкольника
информация для оформления стендов : "Народные игры как фактор этнокультурного дошкольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-971976-1510470602.jpg)
«Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»
Опыт работы с детьми средней группы...