«Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»
статья (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Опыт работы с детьми средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное развитие19.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольников»

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий».

В. А. Сухомлинский

 

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.          

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.

Для реализации поставленной цели поставила следующие задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных процессов детей.

2.Формировать  познавательные способности  детей в игровом процессе.

3.Создать благоприятные условия, способствующие выявлению интересов каждого ребенка.

В работе с детьми образовательный процесс строю так,  чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организую взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

-вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

-использование дидактических игр;

-применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

В нашей группе созданы условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.

В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.

Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому совместно с детьми изготавливаем своими руками дидактические игры из подручных  материалов, вторсырья и т.п.

В работе использую  дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись»,   « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.

Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».

Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».

Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.

Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес.  Сюжетно ролевые игры такие как:  «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица»,  «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.

Также в своей работе часто использую в разных режимных моментах разнообразные подвижные игры.  Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно

действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.

В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,

мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществе. Имеются картотеки подвижных игр.

Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь  уделять должное  значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для театральных игр  в группе оформлены: ширма, платочный театр, лего-театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр на прищепках, на ложках, фланелеграф, куклы би-ба-бо, полумаски, т.д.

Таким образом, игра является  эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.

Планирую в дальнейшей деятельности  продолжать  активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии, обновлять картотеки игр, применять современные методы в работе с детьми для познавательной деятельности.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути всестороннего развития детей, сотрудничая с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.

Статья:  Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников....

Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.

Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мо...

Консультативный материал для воспитателей Тема: Игра как фактор развития познавательных процессов.

В наше время проблема развития и воспитания человека выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени...

Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольника

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры....

"Проектная деятельность - как фактор развития познавательных процессов дошкольников".

quot;Развитие познавательных интересов дошкольников в условиях реализации ООП, соответствующей ФГОС ДО"...

Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.

Подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов. Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности.Двигательная активность ...