Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.
консультация (старшая группа) на тему

Краевая Маргарита Владимировна
Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Двигательная активность приобретает особое значение для общего физического и психического развития ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.

Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Двигательная активность приобретает особое значение для общего физического и психического развития ребенка.

Ребенок развивается в движении. От удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во многом зависит его психофизическое развитие. Оптимальные двигательные и эмоциональные нагрузки создают благоприятные условия для нормальной работы всех систем и функций организма. Недостаток или избыток двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка (особенно если детский организм уже имеет какую-либо патологию).
Коррекционные задачи, которые ставит перед собой специалист в условиях совместной с другими специалистами коррекционной работы, должны быть ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта.

 Как известно, каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии принято называть «ведущим», влияющем на все аспекты развития в каждом конкретном периоде. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности становится игра, потому что именно она вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерной особенностью которого является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка.

Нельзя не согласиться с мнением целого ряда психологов и педагогов, считающих, что подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и дошкольников.

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия ими оказываю влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предполагает широкое включение механизмов сознания в процесс контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование, так как особенность подвижных игр состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Беги!», «Стоп!» и т.д. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще.

Диапазон применения подвижных игр поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами  воспитания дошкольников.

Подвижные игры можно сгруппировать в соответствии с оценкой их влияния не только на развитие физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики:

  • памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
  • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
  • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
  • мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического;
  • внимания – произвольного, переключения, распределения и устойчивости.

Примеры игр на развитие внимания

  • «Я – впереди»
  • «Не теряй пару»
  • «Меняемся местами»
  • «Будь внимательным»
  • «Не ошибись»
  • «Найди свой кубик»
  • «Быстро по местам»
  • «К своим флажкам»


Примеры игр на развитие мышления

  • «У кого больше»
  • «Не ошибись»
  • Выполнение упражнение с опорой на схемы

Примеры игр на развитие восприятия

  • «Не ошибись»
  • «Найди свой кубик»
  • «К своим флажкам»

Примеры игр на развитие воображения

  • «Стоп»
  • «Море волнуется раз»

Таким образом, сущность подвижных игр, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста, сводится к следующему: ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга. Применение подвижных игр в организации физического воспитания дошкольников способствует развитию их познавательных процессов, а следовательно, положительным образом сказывается на подготовке детей к обучению в школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов дошкольников через организацию игры-путешествия в старших группах ДОУ

Существуют занятия, которые условно можно назвать занятиями-«путешествиями», они обычно бывают заключительными в освоении какой3-либо темы. В ходе таких занятий мы движемся от задания к заданию к назн...

«Развитие физических качеств дошкольников через подвижную игру»

Проект «Развитие физических качеств дошкольников через подвижную игру»...

Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры.

Подвижная игра имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов. Психика детей развивается при условии высокой двигательной активности.Двигательная активность ...

Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Развитие физических качеств дошкольников через подвижные игры» 2019 год

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...

Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников через подвижные игры

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...

Развитие функциональной грамотности дошкольников через подвижные игры.

Функциональная грамотность -ž – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, это тот уровень грамотности , который дает человеку возможн...