Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.
учебно-методический материал на тему

Шашерина Регина Владимировна

Статья:  Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги».

В.А. Сухомлинский.

В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Дошкольный возраст – оптимальный вариант в развитии экологического сознания и культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка огромно. Практическая работа показывает, что детская душа раскрывается в общении с природой. У ребенка появляется наблюдательность, внимание, способность к образному мышлению, развиваются его умственные способности, умение логически мыслить, прослеживать связи в природе, цепочки зависимости.

Поэтому экологическое образование и воспитание дошкольников стало в наше время одним из приоритетных направлений.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, выбрало в качестве приоритетного направления именно Экологию. Поэтому в своей работе я тоже опираюсь на него.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.

Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приемы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка ее истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Моя задача - создание условий для развития внутренней активности, обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребенка.

В своей работе по экологии считаю важным воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Но меня интересует не только воспитательное воздействие, но и развитие познавательных способностей.

Необходимым условием для развития познавательных способностей является познавательная активность ребенка, необходимо “подтолкнуть” его к знаниям. Для этого я использую разные методы и приемы, чтобы занятия отличались разнообразием, включали сюрпризные моменты, проходили в игровой форме.

Активно применяю в своей работе информационно коммуникационные технологии. С помощью ИКТ дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в игре, поэтому считаю, что данный материал благотворно влияет на развитие познавательных способностей дошкольников.

Специально для таких занятий разработала развивающие игры – презентации: «Большие и маленькие», «Дикие и домашние», «Круглый год». Они помогают в игровой форме преподнести необходимый материал для ребенка, развивая все психические процессы.

Данные игры (презентации) можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, посвященной изучению или закреплению полученных на занятии знаний. Также можно успешно применять их и на интегрированных занятиях по развитию речи для составления рассказов по картинке, придумыванию загадок (Коммуникация), экологическому воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста (Познание), как часть занятия по рисованию, аппликации (Художественное творчество).

Игра может проводиться как с группой, подгруппой воспитанников, так и индивидуально.

В процессе игры происходит развитие таких психических процессов, как внимание, мышление, воображение, память, восприятие и речь.

Для развития познавательных способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых  дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Организуя любую работу с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной.

Таким образом, познавательные способности развиваются эффективней, если проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с природой, так как она близка и понятна детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр.

маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей. кожи, рта, носа. обследуя окружающий мир кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных сво...

Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)

описание педагогического опыта по работе над проектом  с целью развития познавательных способностей  дошкольников  через изучение космоса...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В презентации  даётся обоснование использованию проектной деятельности в ДОУ, раскрываются специфические особенности этой деятельности, приводится классификация проектов, содержательно раскрывают...

Игра как фактор развития познавательных процессов дошкольника

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактической игры....

Путешествие внутри литературного произведения как фактор развития познавательных способностей детей.

Литературные путешествия как фактор познавательного развития дошкольников  На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное препарирование на обязательных обуч...

«Музыка как фактор развития творческих способностей дошкольников»

Воспитание творческих задатков у современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний ребенок сможет овладеть с...